СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста - подготовка к написанию сочинения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Дети работают с текстом  индивидуально и в парах. Текст - отрывок из воспоминаний  М.В. Нестерова.

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста - подготовка к написанию сочинения.»

Тема урока. «Анализ текста – подготовка к написанию сочинения».

1 час

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока: учить воспринимать текст; систематизировать знания об анализе текста, подготовка к  написанию сочинения; способствовать развитию таких  процессов, как логическое мышление, воображение и др.; развитие коммуникативных навыков, связной монологической речи, развивать умение работать индивидуально и в парах; воспитывать любовь к родному языку, способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Вид деятельности: индивидуальная и в парах.

Ведущая педагогическая технология: проблемное обучение.

Метод: частично – поисковый.

Задачи:1) расширять лексический запас учеников; 2)воспитывать читательскую культуру; 3) выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста; 4) создать сочинение по теме.

Оборудование: текст – отрывок из воспоминаний русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942); репродукция картины «Видение отроку Варфоломею». Слайд – шоу по картинам М.В. Нестерова.

Ход урока.

  1. Слово учителя. Постановка проблемы.

- Сегодня мы работаем парами. Я вам раздам тексты. Вы их внимательно прочитаете. Сейчас вы выслушаете ученика, подготовившего сообщение. (Биография М.В. Нестерова.) На доске у нас репродукция картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Посмотрите слайд – шоу по картинам М.В. Нестерова.

- Как вы думаете, как мы можем всё это использовать? Зачем?

( 1. Для анализа текста. 2. Для написания сочинения.)

- Как сформулируем тему урока?

(Анализ текста – подготовка к написанию сочинения.)

2.Проблемная ситуация. Познавательные задачи.

Работа с текстом в парах.

- Какие вопросы и задания вы могли бы составить для анализа данного текста?

- Прочитайте отрывок из воспоминаний русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862- 1942).

Помнить себя я начал лет с трёх – четырёх… Помню я свои ранние игрушки. Особенно памятна безногая бурая лошадь, на ней я часами «скакал». Памятны мне и зимние вечера. В комнате у матери или в детской тишина, горит лампадка. Старшие уехали ко всенощной ко Спасу или в собор, а я, сидя на своём коне, несусь куда – то. На душе так славно, так покойно… Вернутся наши, поужинаем, уложат спать под теплым одеяльцем…

Фантазия моя была в детстве неистощима. Воплотить что-либо, оживить и поверить во всё для меня было легче лёгкого.

Ребята составляют вопросы в парах и готовят на них ответы.

3.Выдвижение гипотез.

Зачитывают получившиеся вопросы, дополняют друг друга.

4. Проверка решения.

Выстраивают вопросы в логической последовательности, отвечают на них.

1.Озаглавьте текст. (Воспоминания детства. Неистощимая детская фантазия.)

2.Укажите ключевые слова. (Лет с трёх – четырёх, игрушки, лошадь, «скакал», вечера, лампадка, уехали, на коне, покойно, под тёплым одеяльцем, фантазия, воплотить, оживить, поверить.)

3. Какова их роль в тексте? (Передают важность и значительность того времени.)

4. Какой синоним к слову «лошадь» используется в тексте. Чем различаются слова – синонимы? (Лошадь «безногая бурая» из мира реальности, на ней «скакал».– Конь из мира фантазии, как богатырский, «на своём коне несусь».)

5. Почему глагол «скакал» в кавычках? (Как можно на сломанной игрушке скакать?!)

6. Какую роль играет в тексе слово «лампадка»? Почему использовано «под теплым одеяльцем», а не одеялом? (Всё это передаёт особую домашнюю атмосферу тишины, спокойствия, доброты, любви. Именно это и помогает развивать детскую фантазию.)

7. Разберите словосочетания неистощимая фантазия, воплотить что-либо, легко поверить. О чём они говорят? (Об основной мысли теста – «Неистощимая детская фантазия».)

8. Что можно сказать о синтаксисе данного текста? ( В основном простые предложения, есть неполное : «В комнате у матери или в детской тишина…», односоставные: «На душе так славно, так покойно…», «…поужинаем, уложат спать под теплым одеяльцем…»)

Какова их роль в тексте? (Передать мысли и особенности речи ребёнка.)

5.Итоги. Введение решения в систему знаний.

- Какие выводы мы можем сделать? (Практически каждое слово имеет значение в художественном тексте? Лексика соответствует теме и идее. Синтаксические особенности текста также связаны с основной мыслью. Понять суть помогают и дополнительные материалы: сообщение о биографии М.В. Нестерова, репродукция его картины «Видение отроку Варфоломею», слайд – шоу по картинам М.В. Нестерова.)

- Какое практическое применение может иметь сегодняшний урок? (Можем написать сочинение о своём детстве.)

6. Домашнее задание. Творческая работа.

Напишите сочинение по выбору о своём детстве, используя данное начало: «Помнить себя я начал (начала) лет…»; «Мои первые игрушки»; «Памятны мне и зимние вечера»; «Фантазия моя была неистощима»; «Я помню…», «Хочется вспомнить…».