Проектная и исследовательская деятельность учащихся на базе областной предметной лаборатории «Биология. Экология»
Анализ типичных ошибок в проектных и исследовательских работах учащихся
- Предметная эколого-биологическая лаборатория школы создана как инновационная структура, педагогов, осваивающих новые методы и технологии обучения в 2012 году
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Организуй свою жизнь как ПРОЕКТ
перспективный
универсальный метод
легкомысленное прожектерство
Ведущий
≠
Доклад
≠
Проект
?
Реферат
Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который является лишь частью всего проекта.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Этапы работы методом проектов
1
Погружение
в проект
Мероприятия,
методы, способы
«Как?»
Результат
«Что получиться?»
(мы это
(как решится
можем делать)
проблема)
Проблема проекта
«Почему?»
(это важно
для меня лично)
Цель проекта
«Зачем?»
(мы делаем проект)
2
организация
деятельности
Планирование
деятельности по
решению
задач проекта
Планирование
Распределение
возможной формы
заданий
презентации
результатов
в группах
Организация
рабочих групп
3
Изучение
осуществление
и анализ
деятельности
информации
Исследование
наблюдения
эксперимент
Поиск
информации
4
презентация
проекта
Проектирование
Исследование
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния
2. Решение практической проблемы
1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды
2. Создание нового интеллектуального продукта
3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания
Научно-исследовательская деятельность учащихся – это перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно
Экологическая тропа
Этапы исследовательской работы
- введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
- основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
В педагогической литературе нередко проект и исследования используются как синонимы
Неудачные названия
Адекватные правильные названия
Метеориты – гости из космоса (журналистское, очень широкое)
Изучение метеоритов в современной науке и их классификация
Как компьютер появился на свет (примитивное, ненаучное, не связывает с предметом исследования)
История преодоления проблем при создании компьютеров
Внимание, Акулы! (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования)
Исследование причин и факторов нападения акул на человека
Радуга в доме (ненаучное, примитивное, журналистское, не связывает с предметом исследования)
Исследования условий возникновения радуги
ВВЕДЕНИЕ
фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы .
Объект
Предмет
Глаз
Свойства и структура глаза как оптического инструмента
Магнитное поле
Магнитное поле в школьных учебных кабинетах
Два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.
Адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»;
«так..., как ...»;
«при условии, что...»
Пример
Тема: «Русская кухня: вчера, сегодня, завтра…»
Положительная гипотеза: рецептура блюд русской кухни изменилась с течением времени.
Отрицательная гипотеза: рецептура блюд русской кухни не изменилась с течением времени.
Цель и задачи
Формулировку цели рекомендуется обычно начинать существительным.
Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика
Пример из пособия «Школа исследователей»
Тема: « Символический образ моря в искусстве »
Цель исследования : изучение символики моря в литературе, живописи, музыке.
Предмет исследования : символический образ моря в искусстве.
Объекты исследования: стихотворения, музыкальные произведения, художественные полотна.
Задачи:
- проанализировать тексты поэтов: В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Языкова, Д. Г. Байрона с точки зрения символической составляющей.
-проанализировать музыкальные композиции Н. А. Римского- Корсакова, К. Дебюсси с точки зрения символической составляющей.
-проанализировать художественные композиции И. К. Айвазовского, К. Моне с точки зрения символической составляющей.
Типичные ошибки при написании Введения
• Слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы). • Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.
- Некорректная формулировка цели и задач исследования, несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования.
Содержание основной части должно представлять собой анализ, исследование, сравнение мнений (приветствуется мнение автора-ученика, его согласие и несогласие с учеными). В содержании основной части должны быть сноски на литературу и приложения.
Наиболее типичные ошибки:
содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения; или носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование.
Выводы и заключение
- Любая работа требует выводов и заключения(1-2 страницы)
- Это логическое завершение всей работы. При написании заключения необходимо держать перед глазами введение работы.
- В заключение указывается: была ли достигнута цель исследования и были ли решены все задачи, указанные в введении.
Ошибки при написании выводов:
- Формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы.
- Краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений.
- Количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно обязательно.
- В выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций. Невозможно формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов
- Каждый вывод – это обычно одна достаточно короткая фраза, в которой цитируются конкретные результаты, формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы.
- Не должно быть перечислений выводов, без соответствующих пояснений.. Если выводы не соответствуют исходным задачам, надо изменить формулировку задач в окончательном тексте работы в соответствии с полученными результатами и сформулированными выводами.
Защита работ юных исследователей
Английский язык 11 класс ФГОС
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по всеобщей истории...
Видеосюжеты для классных часов и...
Электронная тетрадь по геометрии 9...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Конституция Российской Федерации....
Электронная тетрадь по математике 4...
© 2017, Емельянова Людмила Ивановна 9218 129
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы