Просмотр содержимого документа
«Анализ урока литературы по теме "Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина"»
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Цель посещения: помощь начинающему учителю в овладении педагогическим мастерством, методикой преподавания
Дата: 13.11.2021 г.
Класс: 8 В
Предмет: литература
Учитель: Нечайкина Мария Михайловна
Количество учащихся в классе: 24 чел.
Присутствовали: 23 чел.
Тема: «Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина»
Тип урока: урок развивающего контроля
Вид урока: письменная работа
Цели урока: проверка знаний учащихся о произведениях А.С. Пушкина
Планируемые достижения:
1 . Личностные :
понимать границы собственного знания и «незнания»;
осознавать необходимость самосовершенствования;
проявлять положительное отношение к учебной деятельности и познавательный
интерес к учебному материалу.
2 . Метапредметные :
Познавательные – формулировка ответов на вопросы по изучаемой теме,
совершенствование мыслительных операций (определение понятий, поиск и выделение
нужной информации), построение речевых высказываний.
Регулятивные- осуществление самоконтроля; адекватное оценивание
деятельности (формирование самооценки) и деятельности сверстников на уроке.
Коммуникативные – выстраивание собственных высказываний.
3 . Предметные:
знать содержание произведений; их идейно-художественное своеобразие.
понимать связь литературного произведения с эпохой его написания, видеть
заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их
современное звучание;
через творчество писателя проникнуться духом изображаемой эпохи.
знать такие литературоведческие понятия, как «историзм», «реализм»,
«художественный вымысел», «художественный образ», «авторская позиция»,
«лирическое стихотворение», «перифраз».
уметь анализировать художественное произведение, понимать и формулировать
тему и идею; уметь видеть авторский замысел, нравственный пафос
произведения.
уметь вдумчиво и внимательно работать с художественным текстом, чувствовать
художественное слово.
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения | Примечания |
Цели урока (краткий оценочный анализ) | 1.Соответствие целей (деятельностной, содержательной) урока отобранному материалу. 2.Результативность решения дидактической задачи | Урок соответствует отобранному содержанию материала. В ходе урока учащиеся выполняли письменную работу, разделенную на три уровня сложности: часть 1 (легкий), часть 2 (средний), часть 3 (повышенный). Был учтен индивидуальный подход к уровню знаний и способностей каждого учащегося. По итогам урока большая часть обучающихся выполнила все три части работы. |
Содержание урока | Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника | Урок проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием. |
Методы обучения | Соответствие приёмов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели | На уроке использованы дидактические материалы (карточки), позволяющие осуществить контроль качества ЗУН по заявленной теме. |
Формы обучения | 1.Соответствие форм обучения и контроля (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению задач урока 2. Целесообразность использования предложенных заданий | 1.Форма контроля: письменная контрольная работа, разделенная на части по уровням сложности. 2. Задания соответствуют уровню развития восьмиклассников |
Результативность урока | Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока | Учащиеся на практике демонстрируют удовлетворительный уровень знания теоретического материала, содержания художественных произведений, умение правильно строить аргументированный развернутый ответ на вопрос в письменной форме (часть 3). |
Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам | Практическая направленность вопросов и заданий контрольной работы: проверка уровня владения теоретическим материалом, библиографическими данными о жизни поэта и писателя, знание его творчества, умение строить развернутые ответы на вопросы, отражающие оценку стихотворений, навыки первичного анализа текста и его восприятия. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Уровень самостоятельности школьников при решении задач урока. 2.Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий). 3.Взаимопомощь | - высокий -репродуктивный (задания 1и 2) и творческий (задание 3); - не представлена |
Формирование УУД на каждом этапе урока | личностные | Ученики: - мотивированы на формирование положительного отношения к учению, способны к самооценке; |
познавательные | – формулировка ответов на вопросы по изучаемой теме, совершенствование мыслительных операций (определение понятий, поиск и выделение нужной информации), построение речевых высказываний |
коммуникативные | -учащиеся умеют высказываться в письменной форме, дают объяснение представленных для анализа понятий честь, достоинство |
регулятивные | - в ходе работы определяют уровень своего личного знания и «незнания» |
Формирование ИКТ-компетентности | Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ-компетентности учащихся | Учитель не использовал ИКТ на уроке. |
Структура урока | Соответствие структуры урока основной дидактической задаче | Соответствует |
Педагогический стиль | Соблюдение норм педагогической этики | Учитель строит взаимоотношения с учениками на высоком межличностном уровне |
Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы | Класс проветрен, освещённость хорошая. Отсутствует динамическая пауза. |
Выводы и рекомендации | Учитель в ходе урока организовал формирование и контроль уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на удовлетворительном уровне. Учитель уложился в отведенное время урока. Учитель не применял на уроке ИКТ: тип урока не предполагает использования этого вида технологий. Учитель соблюдал такт, педагогическую этику и субординацию. Держался достаточно уверенно. Домашняя работа не задана учителем, поскольку урок контроля предполагает проверку усвоенных ЗУН без дальнейшего (зачастую) обращения к ранее изученному материалу, кроме уроков коррекции ЗУН у слабых учеников. На уроке не была проведена физкультминутка: не учтен принцип здоровьесбережения. Рекомендации: - организовывать динамические паузы на уроках. |
Урок посетила Пронина Е.В., учитель русского языка и литературы, председатель ШМО учителей словесности |
5