Схема анализа урока начального естествознания
На первом этапе работы анализируется:
Какие цели (мотивационные, когнитивные, поведенческие) поставлены педагогом и детьми:
Учитель в начале урока поставил когнитивную цель: экспериментальным путем выявить свойства воды;
Что дает предлагаемое содержание урока ребенку:
Данный урок должен увеличить разнообразие представлений учащихся о воде.
Для того чтобы учащиеся определили тему, учитель использовал загадки, а для точного определения цели, задавал наводящие вопросы.
Например:
1 Какова прозрачность воды?
2 Имеет ли вода цвет?
3 Имеет ли вода запах?
4 Что произойдет с солью, если ее бросить в воду?
5 Можно ли очистить мутную воду?
6 Что произойдет с водой при нагревании?
7 Что произойдет с водой при охлаждении?
Учащиеся пришли к выводу: что на уроке будут определять свойства воды. Тем самым определили когнитивную цель, которую поставил учитель в начале урока.
Какие планируемые и реальные результаты свидетельствуют о достижении поставленных целей урока
О достижении поставленных целей урока свидетельствуют следующие планируемые результаты:
Предметные: знать свойства воды; значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения; уметь ставить опыты, доказывающие свойства воды.
Личностные: осознавать значения наблюдения для расширения и углубления знаний; оценивать собственные знания.
Реальные результаты: осознали значение наблюдения для расширения знаний; узнали свойства воды и её значение для жизни на Земле; научились проводить опыты доказывающие свойства воды; смогли оценить полученные знания.
Принимают ли результаты достижения поставленных целей сами ребята
Да. Учащиеся на протяжении всего урока фиксировали свои результаты: чего им удалось достичь, а над чем нужно поработать.
Учитель способствовал активной работе учащихся и контролировал правильность выполнения заданий. Для того чтобы ребята добились поставленных целей и планируемые результаты стали реальными у обучающихся был эталон выполненных заданий для проверки. Сравнивая полученные результаты с эталоном, они оценивали свою работу.
Педагогу важно понимать имеющуюся разницу:
в представлениях и понятиях (в начале и в конце урока)
в начале урока: вода – это прозрачная жидкость без вкуса и запаха.
в конце урока: вода – это прозрачная жидкость без вкуса и запаха, является хорошим растворителем, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
в отношениях к объектам исследования или познания (в начале и в конце урока)
в начале урока: вода это жидкость которая утоляет жажду и нужна для полива растений.
в конце урока: вода это источник жизни на Земле.
в способах действия или деятельности (в начале и в конце урока)
в начале урока: испытывают трудности при работе с заданной инструкцией к заданиям.
в конце урока: уверенно пользуются алгоритмом без помощи учителя, самостоятельно выполняют опыты.
На втором этапе работы анализируется:
Внешняя часть урока (форма, средства, условия; структура занятия, этапы, содержание,
методы и технологии, используемые педагогом)
Окружающий мир
Тема: Вода. Свойства воды.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Структура урока соответствовала его цели(психологический настрой учащихся, первичное введение материала при высокой мыслительной активности учащихся, с опорой на полученные ранее знания мотивация запоминания, контроль результатов первичного запоминания, регулярное систематизирующее повторение, включение опорного материала и контроль знаний.). Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Время на каждом этапе урока распределено рационально. Запланированный объём урока выполнен.
Во время всего урока использовалась технология системно-деятельностного подхода, проблемно – диалогическая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ технологии. На всех этапах использовалась технология оценивания.
На уроке использовались различные формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная. Были представлены различные методы: словесные (беседа на этапе самоопределения, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока); наглядные; практические (работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях, проведение опытов). Наглядный материал использовался на всех этапах урока, был уместен, достаточен и соответствовал гигиеническим требованиям.
Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
Внутренняя часть урока (психолого-педагогические закономерности процесса познания):
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности. Учебная информация была привлекательна для детей. Материал был связан с предыдущим материалом, на уроке присутствовали межпредметные связи с русским языком, математикой и технологией.
усвоения знаний формирования ценностного отношения к природе, людям, родине и др.
В ходе урока учитель с помощью примеров из жизни формировал у учащихся ценностное отношение к природе. (Акцентировал внимание учащихся на том, что вода это источник жизни на Земле).
Развития действий или разноплановой деятельности
Урок построен на основе деятельностного метода. Он был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Чередовались различные виды деятельности. Ребята работали с учебником, выполняли задания на карточках, а также проводили опыты с водой, делали открытия и выводы.
Педагогу важно ответить на вопросы:
Что же было главным на занятии - динамика предметных знаний или личностная динамика развития ребенка?
На уроке главной целью была динамика предметных знаний.
Достаточно ли педагог включал детей в самостоятельную деятельность, требующую внутренней мыслительной работы?
Самостоятельной работы на уроке было предостаточно, учащиеся сами добывали знания работая по заданному алгоритму.
На третьем этапе работы анализируется:
Оценочная деятельность педагога (с какой целью и как оценивал детей; как обеспечивал объективность оценивания)
Учитель при оценивании использовал приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём. Он укреплял и поднимал доверие ученика к самому себе, к своим возможностям. Учащиеся сами определяли соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смогли соответствовать в том или ином виде деятельности. После анализа работы они вместе с учителем построили график работы над ошибками.
Какие задания выполнили дети
проведение опытов, отгадывание загадки; репродуктивная и творческая деятельность учащихся хорошо организованна, применяется проблемное обучение ( работа с карточками и таблицами , работа в группах),учитывается уровень подготовленности учащихся; самостоятельная работа представлена широким спектром, применяется эвристический подход.
Подтверждены ли достижения результатов
Да. Этому способствовал научный подход: ознакомление сначала со свойствами воды, а затем с методикой исследования этих свойств и установления закономерностей, полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов, включение в содержание нестандартного применения, полученных знаний.
Педагогу важно понять:
связаны полученные результаты с поставленными целями урока:
сфере сознания: учащиеся узнали свойства воды.
в сфере отношения: научились проводить опыты с водой.
в сфере деятельности: осознали её ценность.
Важно ответить на вопрос «Выдержана логика урока «цель – средство – результат?»
Генеральная линия урока - « открытие « нового знания выдержанна на протяжении этапов урока
Важно отметить, что в следующий раз, педагог может сделать лучше для организации всего процесса урока?
Во время выполнения самостоятельных заданий у учащихся возникало много вопросов. Поэтому перед самостоятельной работой учащихся следует давать более чёткие инструкции, возможно использование кейс-технологии.