Анализ уроков математики. Методические рекомендации.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Рассмотрим схему анализа урока:
1. Тема. Тип урока.
2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
3. Какой результат вы хотите получить на конец урока.
4. Триединая задача.
5. Содержание учебного материала:
как расположили материал;
как реализовали; по средствам каких учеников.
6. Почему отобрали эти методы обучения.
7. Почему отобрали эти формы организации учебной деятельности.
8. Структура урока.
9. Оценка деятельности учащихся.
10. Оценка своей деятельности.
Вывод: о достижении триединой задачи.
Триединая задача урока.
1. Образовательные.
2. Воспитательные.
3. Задачи развития.
К образовательным целям урока относят формирование программных знаний и (или) умений на четко определенном уровне – ознакомительном, репродуктивном (добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала) или итоговом (сформировать знания и умения в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся).
Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны воспитания учащихся:
умственное воспитание;
нравственное воспитание;
трудовое воспитание;
экономическое воспитание;
экологическое воспитание;
правовое воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание.
Развивающие цели урока связаны с деятельностью по общему развитию учащихся, предполагающей, в частности, развитие не только их интересов, но и способностей.
Примеры формулировок развивающих целей урока:
развитие памяти учащихся;
развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
развитие любознательности учащихся;
развитие познавательного интереса учащихся
развитие умений наводить справки с помощью учебника.
Тип урока.
По основной дидактической цели.
1. Урок объяснения и первичного закрепления новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
По основному способу проведения (уроки в форме):
беседы;
лекции;
экскурсии;
киноурока;
самостоятельной работы учащихся;
лабораторных и практических работ;
сочетания различных видов занятий.
Методы обучения.
Это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение учебно-воспитательных задач.
1. Метод целесообразных задач.
2. Эвристический метод.
3. Вопросно-ответный метод.
4. Образец ответа.
5. Алгоритмический метод.
6. Метод элементарных и неэлементарных задач.
Формы организации обучения.
1. Комментированное решение задач.
2. Прием образцовых ответов.
3. Коллективная работа с дополнительными заданиями для лучших учеников.
4. Дифференцированное обучение.
Методы ведения урока.
1. Объяснительно-информационный (словесно-информационный, демонстрация фильма, картин, таблиц и т.д.).
2. Репродуктивный (многие средства информационной работы с учебником, практическая работа).
3. Метод проблемного изложения (учитель сам ставит вопрос и решает вместе с учащимися).
4. Частично поисковый – самый распространенный метод, реализуется через беседы.
5. Метод исследовательский или творческий (ролевая игра, групповая работа, моделирование, прогнозирование).
Чтобы осознанно и методически правильно оценить проведенный вами урок, воспользуйтесь следующей схемой анализа и самоанализа урока.
Что делалось? | Как делали? | Оценка |
Правильный выбор цели | 1.Комплексный характер цели: наличие образовательного, воспитательного и развивающего аспекта. 2.Реальность достижения цели. 3.Связь цели данного урока с целями предыдущих занятий. 4.Состоялось ли и на каком уровне принятие цели, ее осознание учащимися? Мотивация учебной деятельности учащихся. | |
Выбор типа урока | 1.Соответствие структуры урока его типу, дидактической цели. 2.Наличие в структуре урока элементов, дополняющих его дидактическую основу и их необходимость. 3.Наличие взаимосвязи между этапами урока. Влияние структуры урока на достижение его цели. | |
Отбор содержания форм и методов на каждом этапе урока | 1.Научность и доступность учебной информации. 2.Глубина содержания и полнота ее передачи. 3.Соответствие форм и методов содержанию учебного материала, наличие взаимосвязи между ними. 4.Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке? Чем это вызвано и насколько оправданно, оказало ли существенное влияние на достижение цели урока? | |
Итоги урока, оценка, результат урока | 1.Уровень достижения триединой цели урока: полностью частично не достигнута 2.Что оказало положительное влияние на достижение цели урока? 3.Что препятствовало полному достижению цели урока? 4.Какие новые знания, умения, навыки получены и соответствует ли это цели урока? 5.Что оказалось неусвоенным учащимися в соответствии с целями урока и нуждается в доработке? | |