Анализ
открытого урока русского языка
Дата проведения: 15.10. 2018 г.
Класс: 10, понедельник, 4- й урок.
Учитель: Афанасенко Светлана Васильевна
Всего в классе – 9 учащихся. Присутствовали – 7 учащихся;
Тема урока: «Русская лексика с точки зрения ее употребления».
Тип урока: урок-исследование.
Форма урока: «Лингвистическая лаборатория»
Цели:
- дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему;
- развивать умение «думать о словах»;
- способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
Дидактическая структура урока выдержана и представляет собой следующие этапы:
Организационный момент.
Подводящий момент.
Исследование.
Актуализация знаний.
Подведение итогов.
Домашнее задание на выбор.
На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.
Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с информацией; на уроке была успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся; обеспечивались условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Учителю удалось заинтересовать ребят. Урок прошел в мягкой психологической атмосфере.
На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустил ни одной возможности, чтобы организовать учебное исследование;
ЗДУВР Огиенко Я. В.
С анализом ознакомлена____________________ Дата _______Подпись_____
Анализ семинарского занятия,
«Русские летописи. Повесть временных лет»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2 часа)
Урок литературы
Дата: 19.09.2018 г.
Учитель: Афанасенко Светлана Васильевна
Класс: 7, среда, 6-й урок
Всего в классе – 19 учащихся. Присутствовали – 17 учащихся;
Общая тема семинара – «Истоки настоящего в прошлом», где:
1-й час – тема: Древнерусская литература. «Повесть временных лет»;
2-й час – тема: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: семинарское занятие.
Цели:
а) довести до учащихся мысль о самобытности и высоком идейном уровне культуры Древней Руси (на примере «Повести временных лет»);
б) развитие монологической речи учащихся; обучение анализу публицистического текста.
в) продолжить формирование ценностного фонда личности.
Организационный момент: учитель настроил ребят на работу: приветствие участников семинара, постановка задач, объяснение хода семинара.
Содержание учебного материала соответствует целям семинара, отличается достаточной насыщенностью и в определенных моментах умеренной сложностью.
Цели были поставлены реальные. Обстановка на обоих уроках деятельностная, приближенная к научно-исследовательской, и это нравилось ребятам.
Форма семинара: традиционно семинарская, с элементами урока-исследования. В ходе семинара учитель создавал ситуации, при которых учащиеся делали самостоятельные выводы.
Содержание и структура семинара: изучение нового материала с соответствующей структурой. Структура обоих занятий соответствует теме и целям семинара. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана их продолжительность. Время на уроке было распределено экономно, удалось выполнить все намеченное. По окончании были подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль изученного.
Тема семинара соответствует плану учебной программы. Важно, что новый материал был частично подготовлен самими учащимися Особое внимание уделялось монологической речи обучающихся.
Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало как позитивному эмоциональному восприятию материала урока, так и плодотворной работе учащихся. В числе ключевых моментов – групповая работа, которая была слаженной и результативной.
Домашнее задание и в первой части, и во второй части носило творческий и исследовательский характер, соответствовало темам и заинтересовало учащихся.
Методы и приемы обучения. На семинаре использовалась индивидуальная и групповая формы работы. Все методы отвечают содержанию учебного материала и целям. Эффективно использованы разные формы организации занятия, рассчитанного на 2 академических часа: фронтальная (беседа по наводящим вопросам и при закреплении материала); индивидуальная (выступление учащихся). Контроль усвоения знаний был осуществлен в форме беседы.
Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические требования.
Выводы:
Триединая дидактическая цель семинара достигнута. Поставленные в начале уроков цели были приняты всеми учащимися.
Реальные результаты – активная работа учащихся.
Семинар достиг поставленных целей.
Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической цели.
Применение индивидуальных и дифференцированного подхода при применении групповых форм работы с классом способствовали его эффективности.
На занятии ярко прослеживалась интегрирование в такие предметы, как история, русский язык, осетинская литература.
В качестве удачного момента следует отметить реализацию задач национально-регионально компонента.
Материал изложен в соответствии с программными требованиями, а на определенных этапах применены надпрограммные, расширяющие кругозор учащихся, требования.
Для домашней работы были предложены задания, которые требуют творческого подхода.
ЗДУВР Огиенко Я. В.
С анализом ознакомлена__________ Дата __________Подпись____________
Анализ урока русского языка
в 9- классе
Дата: 15.11.2018 г.
Учитель: Афанасенко Светлана Васильевна
Класс: 9, четверг, 3-й урок
Всего в классе – 18 учащихся. Присутствовали – 17 учащихся;
Тема: «Сложноподчиненное предложение».
Цели:
а) дать представление о сложноподчиненном предложении (его строение, роли в речи);
б) развитие навыков употребления предложений данного типа в речи; совершенствование пунктуационных навыков;
в) формирование ценностного фонда учащихся.
Анализируемый урок соответствует календарно-тематическому планированию учителя и является продолжением большого тематического блока «Сложножноподчиненное предложение».
Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопросы, которые стали хорошей мотивацией к уроку. Учителю удалось в начале урока мобилизовать класс и настроить на работу.
На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения – словестный, наглядный, игровой (соревновательный). Особое внимание было уделено самостоятельной работе.
Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование интеграционного подхода (связь с литературой при отборе письменных заданий), использование фрагментов из публицистических текстов, использование национально-регионального компонента.
В ходе урока осуществлялась словарно-орфографическая и лексико-грамматическая работа с толкованием слов.
Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание, выполняли дополнительные задания учителя по карточкам. Интересно и живо прошел этап «Кто быстрее?».
За счет постоянной смены видов деятельности дети не устали, хотя плотность урока была высокой.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие навыков самоконтроля.
Валеологический подход учителем соблюдается. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.
ЗДУВР Огиенко Я. В.
С анализом ознакомлена___________ Дата __________Подпись____________