Анализ
ключевых изменений во ФГОС ООО и в Примерной основной образовательной программе в части обучения математике в 5х классах.
Учителя математики: Сидельниковой Н.В.
В связи с принятием в мае 2021 года обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в содержании математического образования в 5–9-х классах произошли изменения, направленные на реализацию Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утверждена в 2013 г.) и выполнение поручения Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования» (декабрь 2020 г.).
Одним важным моментом является более четкое представление структуры учебного предмета «Математика», которую образовали 4 учебных курса: «Математика» для учащихся 5–6-х классов, «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» для учащихся 7–9-х классов.
Анализируя изменения в обучении математике в 5-6х классах, связанных с содержанием и планируемыми результатами обучения, которые были реализованы в Примерной рабочей программе, хотелось бы отметить следующее (что считаю положительным моментом введения ФГОС-2021):
1) Выполнена определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания, снижения требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий.
2) Осуществлен отход от линейного принципа построения курса. Более распределенное во времени и по классам изучение фундаментальных и сложных понятий курса, важных практико-ориентированных тем позволит ученику неоднократно возвращаться к ключевым понятиям и элементам содержания, но не в качестве простого повторения изученного, «топтания на одном месте», а на более 10 высоком уровне развития его математических знаний, с новыми связями между понятиями, способами действий, с учетом его взросления.
3) Обеспечен временной зазор – «ножницы» – между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием.
Согласно учебному плану, в 5—6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики. Учебный план на изучение математики в 5—6 классах отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения. Всего не менее 340 учебных часов.
В связи с выше сказанным возник вопрос: какие учебники использовать в переходный период 2022/23 учебный год?
Согласно письму Министерства просвещения от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году, в период перехода на обновлённые ФГОС-2021:
могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников;
особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отрицательным моментом в реализации считаю невозможность выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация», так как нет учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021. Теперь в 5 классе изучается часть тем, которые ранее изучались в 6 классе (эти темы в учебнике для 5 класса отсутствуют). Готовлю к некоторым урокам дидактический материал индивидуально для каждого учащегося. Подготовка к таким урокам занимает более длительное время.
Анализ соответствия содержания учебника разделам примерной рабочей программы.
5 класс
6 класс
В заключение отмечу, что реализация в образовательной практике обновленного нормативно-методического программного комплекса, который, с одной стороны, базируется на традициях и достижениях математического образования, а с другой стороны, открывает новые возможности и ресурсы, позволит сделать обучение математике более результативным, а процесс овладения математическими знаниями более развивающим.