Анализ воспитательной работы
с классным коллективом 3 класса, 2021-2022уч.г.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
2021-2022 уч. год являлся третьим годом обучения. В 3 классе 7 девочек и 5 мальчиков. Приоритетные воспитательные задачи прошедшего года: воспитание чувства коллективизма, умение нести ответственность за свои поступки, приходить на помощь своим друзьям, воспитание патриотизма к своей Родине, бережного отношения к природе. Задачи соответствовали возрастным особенностям детей.
Во 3 классе особая роль в воспитательном процессе отводится развитию рефлексии собственного поведения, общению со сверстниками и взрослыми, воспитанию всесторонне и гуманитарно-развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребёнка в социальную среду. С этой целью в начале учебного года были проведены классные часы «Вместе весело шагать», «Что такое дружба?» (формирование детского коллектива).
На конец года было выявлено:
Всего семей - 12
Полных семей –10
Неполных семей – 2 (Горбатикова Н. и Шеремет С.)
Малообеспеченные семьи – 12
Многодетные – 4 (Акиншина К. Горбатикова Н., Пронин А, Шеремет С.)
В группе риска -2 (Пронин А., Шеремет С. )
С целью психологической адаптации и закреплению организационных навыков и умений для учёбы в школе были проведены беседы, игры, сюжетные уроки, обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.
Дети закрепляли основные школьные правила, отрабатывали приёмы обратной связи, навык индивидуальной, парной и коллективной работы.
Проведена серия занятий:
Умение выражать свои эмоции.
Умение выражать свои мысли.
Школа вежливых наук.
Обратная связь на уроке.
Выходы из спорных ситуаций.
В течение учебного года проводились часы общения, информационные и тематические классные часы: «Безопасный маршрут», «Культурное достояние России», «Интерактивное путешествие по Эрмитажу», «Безопасность детей в интернете», «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» (воспитание толерантности)», «Согласие да лад – для общего дела клад», «Космические дали», «Шутка и смех дарят успех», «Детские писатели. Родом из детства». Был заложен длительный проект « Рябиновая аллея выпускников начальных классов»
Одной из задач воспитательного процесса является здоровье сберегающее образование. С этой целью был изучен комплекс утренней зарядки различные физминутки, пальчиковые игры, упражнения для снятия напряжения глаз, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах. Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни: «Предупреждение пожаров дома и в школе», закрепление правил поведения в различное время года в лесу и на водоемах, на проезжей части, «Не попади в беду», «Растём здоровыми!», «Секреты здоровья», «А ну-ка, мальчики!», «Мы – весёлые ребята!»(игры на свежем воздухе), «Безопасный маршрут. Знай правила движения, как таблицу умножения», «Мама, папа, я – спортивная семья».
На протяжении всего учебного года проводились беседы, классные часы, викторины, час игры, праздники, направленные на формирование и воспитание положительных качеств человека. Например, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. На классных часах было много информации, посвященной истории нашего государства начиная со времён древнего Русского государства и заканчивая современными событиями: «Герои Отечества. Сергий Радонежский», «Детство, опаленное войной», «Беслан.», «Русь! Россия! Родина моя!», «Мы – вместе! (Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ)». Кроме тематических классных часов, бесед, веселых стартов, ребята нашего класса приняли участие в областном конкурсе сочинений «Пусть память верную хранят о Победе в Великой Отечественной войне и наших внуков внуки»», Шарикова Алевтина стала победителем в данном конкурсе. Романенко Варвара участвовала в краеведческом конкурсе «Память одного экспоната».Купянская Виктория заняла второе место в конкурсе «Первый спутник Земли». Дети не на словах, а на деле проявили свою активную жизненную позицию и свое отношение к Родине.
2. Анализ развития коллектива класса:
На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Иногда им приходилось отстаивать честь своих одноклассников, заступаться за них. Это, безусловно, положительно сказывалось на формирование классного коллектива.
За 3 года жизни нашего класса появились две замечательные традиции: первая - поздравление именинников в виде добрых пожеланий. Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях. В конце каждого времени года решили праздновать «День именинника» чаепитием, играми и подарками для всех. Здесь, конечно, родители играют важную роль, помогая учителю в организации и проведении данного праздника. И вторая - летопись жизни класса и фотоальбом.
Хочется отметить теплое отношение между девочками и мальчиками. Приятно наблюдать за тем, как некоторые мальчики ждут девочек после уроков, чтобы уйти со школы вместе, вызываются навестить больных одноклассников. Девочки и мальчики относятся с уважением друг к другу и учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные плоды. Хотя в классе есть ещё один ученик, который не всегда вежливо обращается ко взрослым и детям ( Шеремет Сергей), поэтому работу в этом направлении нужно продолжать.
В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики, не смотря на свой возраст, не бояться высказывать и отстаивать свое мнение. Драки в классе нет.
Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Ребята посещают школьные кружки, активно участвуют в общественной жизни школы и класса. УДО на конец учебного года посещают – 12чел. (100 %). Дети посещают кружки на базе школы и в Доме культуры.(хореографический, хоровой кружки).
За 2016-2017 уч. год учащиеся принимали участие в общешкольных мероприятиях:
Акция «За здоровье и безопасность наших детей»
Бессмертный полк
Новогодний праздник
«Детство, опаленное войной»
А ну-ка, мальчики!
Великий, могучий русский язык.
Пернатые друзья
День Космонавтики
День Земли
В классе были проведены праздники, на которых участвовали дети вместе с родителями:
«День знаний».
«Праздник первой отметки»
«Ты на свете лучше всех, мама!»
«Мама, папа, я – спортивная семья»
День именинника.
Учащиеся принимали активное участие в школьных и районных конкурсах:
областной конкурс сочинений «Пусть память верную хранят о Победе в Великой Отечественной войне и наших внуков внуки»» (1 место и денежный приз - Шарикова Алевтина)
Конкурс «Зеркало природы» - поделки из природного материала.(2 место) Купянская Виктория
Конкурс чтецов, посвященный Победе в Сталинградской битве (два 2 места-Костикова София и Горбатикова Наталья)
конкурс «Первый спутник Земли» (2 место Купянская Виктория)
Акции «Открытка пожилому человеку», «Дети- детям», «Подари игрушку», «Покормите птиц зимой»
Интеллектуальный марафон. Костикова София- призёр
Учащиеся принимали активное участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах:
Эрудит, предметный микс»- победители- Купянская Виктория, Костикова София. Призёры: Верзун Егор, Антониади Кристина, Акиншина Кристина, Пронин Андрей.
«Всероссийские олимпиады по предметам»- Призёры: Соболевский Владимир, Романенко Варвара, Купянская Виктория, Костикова София, Антониади Кристина. Активное участие в жизни школы и класса на протяжении всего учебного гола принимали участие следующие обучающиеся: Верзун Егор, Акиншина Кристина, Антониади Кристина, Костикова София, Романенко Варвара, Шарикова Алевтина.
4. Анализ работы органов самоуправления:
Участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности соответствует возрастным особенностям. Дети по своему желанию и учетом своих возможностей распределились на сектора, среди них были распределены обязанности. На протяжении всего учебного года ребята активно и добросовестно выполняли свои обязанности: выпускали классные газеты, помогали в подготовке и проведении различных классных мероприятий. Активную помощь учителю оказывала командир класса – Купянская Виктория, которая является лидером класса и образцом для подражания.
5. Анализ развития учащихся класса:
В процессе обучения в 3 классе хорошие знания показали следующие обучающиеся: Горбатикова Наталья,, Акиншина Кристина, Антониади Кристина, Костикова София, Романенко Варвара, Шарикова Алевтина.
Ковальчук Сергею, Пронину Андрею, Соболевскому Владимиру и Шеремет Сергею необходима индивидуальная помощь со стороны учителя, помощь и поддержка своих родителей.
Одним из направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Уровень воспитанности учащихся достаточно высокий, хотя есть ученики, которые могут создать нерабочую атмосферу на уроке из-за своего недостатка в воспитании и низкой мотивации к обучению. Это Ковальчук Сергей и Шеремет Сергей. С данными детьми и их родителями проводились неоднократно беседы, разъяснения, убеждения. Работа над умением правильно себя вести будет продолжена в следующем году.
В классе уже есть лидеры – это Купянская Виктория и Шарикова Алевтина. На них равняются, к их мнению прислушиваются, с ними стараются дружить. Не случайно командиром класса была избрана Купянская Виктория
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные плоды. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников. Девиз нашего класса можно выразить фразой «Не ошибается только тот, кто ничего не делает!», поэтому ребята не боялись выглядеть как-то не так, потому что знали, что над ними не будут смеяться. И это очень хорошо.
Почти все мероприятия у детей вызывали интерес и активное участие, но наиболее эмоциональным был праздник «День именинника». Здесь дети могли свободно танцевать, играть, участвовать в конкурсах по душе, сами выступать в роли ведущих, придумывая задания и конкурсы для именинников.
Конечно, чтобы дети могли быть свободными в своих проявлениях, им нужна свобода, но граничащая с обязанностями. Не бывает свободы и прав без определенных ограничений и обязанностей. Свобода каждого заканчивается там, где начинается несвобода другого. Это нужно разъяснять детям постоянно, пока не выработается толерантность в отношениях между людьми. Конечно, это работа не одного года, а нескольких лет, главное – не останавливаться на достигнутом уровне.
Не менее важной задачей воспитания является экологическое воспитание. Ведь от того как они будут относиться к окружающему миру будет во многом зависеть их гражданская позиция к малой Родине, к стране в целом. Не случайно с первого класса этому уделяется большое внимание. Очень поучительны и познавательны были классный час, посвященный «Дню Земли», беседа «Опасный атом», приуроченная к годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Дети не остались равнодушными к данным мероприятиям, были вопросы, обмен впечатлениями, рисунки. Лозунг «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят!» - они приняли к сведению и поняли, что планета – наш дом, и мы должны ее беречь, убирать и украшать. Были предложены варианты детского вклада в общее дело.
Формированию здорового образа жизни в 3 классе уделяется особое внимание. Вредные привычки, сохранение здоровья в раннем возрасте – одна из волнующих тем в воспитательной работе. В настоящее время дети уже имеют ослабленное здоровье, поэтому на классных часах необходимо заострять внимание детей на пагубном влиянии сигарет, алкоголя, наркотиков на детский организм, на возникновение несчастных случаев из-за них. Дети в ответе за свое здоровье наравне со взрослыми. Так как сейчас большинство детей проводят время за компьютером, необходимо внимательное отношение взрослых и контроль с их стороны за тем, что именно происходит с их детьми в виртуальном пространстве, чем они заняты, сидя за компьютером. Необходим цензор сайтов, чтобы оградить детей от неприятностей. Так на примере классного часа «Безопасность детей в интернете» дети поняли важность соблюдения правил при работе в сети интернета.
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
В воспитательной работе нельзя не учитывать разноуровневую подготовку детей во всех областях. Так в работе с одаренными детьми были использованы ИКТ-технологии. Это принесло свои результаты – ребята свободно владеют компьютером в рамках изученного, хорошо ориентируются в произведениях, являются помощниками учителя и активными участниками в подготовке презентаций к урокам, созданию викторин по прочитанным произведениям.
Наряду с одаренными детьми есть в классе слабоуспевающие, которые нуждались в поддержке: Ковальчук Сергей и Шеремет Сергей. Эти ребята часто оставались после уроков и выполняли дифференцированные задания, каждому из них создавалась ситуация успеха. Итогом кропотливой работы стало то, что они улучшили свои результаты по литературному чтению. По математике и русскому языку у обоих учеников проблемы. Конечно, в следующих классах работу следует продолжать, т.к. материал будет сложным, а дома помощь данным детям не осуществляется в полной мере.
Работа с детьми
1. Проведение индивидуальных бесед, консультаций. 2. Встречи с родителями и детьми. 3. Оказание методической помощи детям и их родителям.
4. Привлечение детей к проведению классных и общественных мероприятий.
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
Учащиеся 3 класса посещают подвижные игры, танцевальный и хоровой кружки, «Портфолио третьеклассника». В классе учителями-предметниками проводятся музыка и физическая культура. Хочется отметить предъявление единых требований к учащимся всеми преподавателями, что дисциплинирует детей, организовывает, воспитывает в нужном ключе.
9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
В течение учебного года осуществлялась работа с родителями. Проводились индивидуальные беседы и тематические консультации, заседания родительского комитета, а также родительские собрания по темам:
Сентябрь - «За здоровье и безопасность наших детей. Безопасный маршрут от дома до школы и обратно. Светоотражающие элементы».
Декабрь – «Причины и последствия детской агрессии. Совместные правила общения детей дома и в школе».
Март - «Здоровый ребёнок – здоровое общество» Родительский лекторий
- «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей».
Май - «Итоги учебного года. Лето без происшествий»
Участие родителей в воспитательном процессе осуществлялось с помощью следующих форм деятельности:
Дни творчества детей и родителей.
Внеклассные мероприятии.
Помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Помощь в укреплении материально - технической базы класса.
Участие родителей класса в работе родительского комитета.
Работа с родителями:
1. Привлекать родителей к организации и проведению классных мероприятий ( праздников, конкурсов, экскурсий).
2. Усиливать внимание школы и родителей на воспитание детей в семье. 3. В течение года посещать семьи, находящиеся в социально-опасном положении . 4. Проводить родительские собрания.
Родительский комитет класса:
Соболевская Екатерина Юрьевна - председатель
Шарикова Ольга Александровна
Купянская Елена Валерьевна
Хочется отметить высокую активность посещения родителями классных собраний, что показывает значимость данных мероприятий, родительскую заинтересованность в своих детях, в изучении успехов или неудач своих детей и принятие соответствующих мер. Результаты анкетирования показали высокий уровень удовлетворенности моей работой в качестве учителя и классного руководителя, как учащимися 3 класса так и их родителями. Это очень важно для меня. Буду стараться и в следующем году оправдать их ожидания.
Силами и средствами родителей в этом году был заменен линолеум в классе, стеновые панели и косметический ремонт шкафов, за что им огромное спасибо.
10. Выводы:
Цели и задачи воспитательной работы в 2021-2022 учебном году были направлены на создание условий для успешной работы в школе, формирование детского коллектива, умению общаться и сотрудничать, уважать чужое мнение, формирование нравственной культуры миропонимания, воспитание патриотического чувства к Родине.
Воспитательные мероприятия были направлены на достижение поставленных задач. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по сплочению детского коллектива, развивать чувство отзывчивости и товарищества, воспитание патриотизма (оно не должно ограничиваться юбилейным годом, а обязано продолжаться непрерывно!), формировать потребность в здоровом образе жизни, продолжить тесное сотрудничество с родителями в деле воспитания и развития учащихся будущего 4класса.
Классный руководитель: Лондарь Н.В.