Анализ воспитательной работы за 2016-2017 учебный год
классного руководителя 3 -б класса Соколовой Н.М.
Реализация воспитательных задач, поставленных в учебном году.
Воспитательная работа в этом учебном году была направлена на достижение таких воспитательных целей:
Смоделировать и построить воспитательную систему класса направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Для достижения целей решались воспитательные задачи:
Изучать личностные качества учащихся складывающиеся отношения в классном коллективе;
Осуществлять проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной сферы для развития детей;
Способствовать освоению учащимися ценностей русской культуры посредством их участия в играх, праздниках, викторинах и т.д.
Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии.
Эффективными были средства педагогического влияния, такие как беседа, классные часы разной тематики, игры. Особенно ярко и интересно прошли следующие мероприятия:
1.День здоровья
2.Весенняя капель. Участие в мастер-классе »Здоровьесбережение на уроке»
3.Акция «Сбор макулатуры»
4.День защиты детей по ГО и ЧС (учебная эвакуация, участие детей в соревнованиях)
5.Урок мужества в музее школы «Никто не забыт и ничто не забыто»
Удалось в полной мере реализовать такие цели и задачи: содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной сферы для развития детей.
Воспитательная работа в классе велась на основе системно-ролевого подхода. Планировалась и осуществлялась работа по семи направлениям. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела организовать и проконтролировать его выполнение, хотя я как классный руководитель старалась провести дело так, как будто все придумали сами ребята, а учитель их поддержал. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо.
Способствовало воспитанию дисциплинированности, ответственности, бережливости, самостоятельности следующие мероприятия:
1.»Твой режим дня»
2.Правила поведения для учащихся в школе и классе.
3.»Мой класс, мои друзья»
4.Изготовление подарков и открыток ко Дню пожилого человека и ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 Марта, к 9 Мая.
5. «Золотые правила этикета»
6.»Твори добро другим во благо»
1. Характеристика класса
В классе обучается 17 человек: девочек - 11, мальчиков -6. Работоспособность класса средняя. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. Дисциплина в классе не всегда устойчивая, дети гиперактивные, требуют к себе повышенного внимания. Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Ребята стараются дружить, помогать друг другу, быть взаимовежливыми. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся в основном дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь.
При подготовке и проведении мероприятий учащиеся сплочены, болеют душой за общее дело, особенно активны Мальцева Вика, Каленых Настя, Цыренов Доржи, Куцайкин Вадим, Волков Никита, Мартынова Кристина.
Каждый воспитанник этого класса - это личность. Можно отметить, что в классе не один лидер, происходят разногласия, но мы стараемся их решать путем мирного диалога.
Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле - воспитании детей.
2. Организация учебно-познавательной деятельности.
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показал, что к концу учебного года 15 учащихся были переведены в 4 класс.
Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляют: Куцайкин Вадим, Волков Никита, Мартынова Кристина, Цыренов Доржик.
В целом в классе недостаточно сформировалось положительное отношение к учебной деятельности. Ослабленный интерес к учёбе наблюдается у Богданчиковой Виолетты, Непомнящей Олеси был оставлен на повторное обучение. Богданчикову Кириллу необходимо было пройти ПМПК, но родители отказались проходить обследование., ребенок совершенно не усваивает программный материал.
Контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной осуществлялся через индивидуальные беседы с родителями и учащимися, проведения консультаций для родителей.
В следующем учебном году необходимо уделить внимание формированию у детей навыков самоконтроля.
Знания детей соответствуют объёму и уровню требований, предъявляемых по каждому учебному предмету.
Контроль за успеваемостью ведет классный руководитель, организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания.
Дети пропускают уроки крайне редко и исключительно по уважительной причине.
3. Развитие коллектива класса.
Проведенный итоговый срез уровня воспитанности показал, что по классу уровень воспитанности невысокий. Высокий уровень воспитанности класса на конец учебного года - 44%. Высокий уровень воспитанности у следующих учащихся: Мартыновой Кристины, Волкова Никиты, Куцайкина Вадима, Цыреновой Тани, Цыренова Доржика, Якимовой Нади, Николаева Сережи.
Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе достаточно сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе. Проведённое исследование межличностных отношений в классе и уровня сформированности коллективистских отношений, показали средний уровень сплоченности коллектива. Ребята готовы оказывать друг другу помощь, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности.
Общественную активность ребят можно считать удовлетворительной. Хорошо выполняют свои поручения: Мартынова Кристина, Мальцева Вика. Волков Никита, Якимова Надя, Гындунов Жамсо, Цыренова Таня, Цыренов Доржи, Каленых Настя.
Сплочению классного коллектива в значительной мере способствовали такие формы работы как посещение музея, тематические часы в городской библиотеке,
Были проведены проектно-исследовательские работы «Моя родословная», «Моя малая Родина», «По страницам Красной книге», «Свойства воды». Подготовительная работа способствовала расширению знаний учеников, создавала атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии, способствовала созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей, сплочению класса, развитию творческих способностей. Любознательности и гордости за своих родителей, семью. Включившись в такую совместную работу, родители смогут понять, что постоянный контакт с учителем и с чужими детьми помогает им в воспитании собственного ребёнка.
Общие дела и интересы объединяли детей и родителей, помогали им найти общий язык общения, положительно воздействовали на формирование личности ребёнка.
Работа над проектами: позволила учащимся применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. Дети расширили свой кругозор. Работа способствовала сплочению коллектива, дети получили навыки бесконфликтного общения.
3.Эффективность внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
В соответствии с воспитательными целями и задачами школы, а также особенностями развития классного коллектива приоритетными направлениями воспитательной работы являлись классные и школьные мероприятия.
Дата | Мероприятие | Проделанная работа |
Сентябрь 2014г | День Знаний | Кл.час »Моя малая родина» |
Сентябрь | Месячник безопасности | Участие детей и родителей |
Сентябрь | Акция »Помоги собраться в школу» | Участие в акциях |
Сентябрь | День здоровья | Участие учащихся |
Сентябрь | Праздник «Золотая осень» | Изготовление поделок Ярмарка »Дары осени» |
Октябрь | День пожилых людей. Акция «Дети - ветеранам» | Участие учащихся и родителей |
Ноябрь | Праздник - концерт «День матери» | Участие учащихся |
Январь | Рождественские посиделки | Участие учащихся |
Январь | НПК »Знание-Сила» | Очирова Яна |
Февраль | Конкурс »А ну-ка мальчики» | Участие учащихся |
Март | Конкурс «А ну-ка, девочки» | Участие учащихся |
Апрель | Весенняя капель | Участие учащихся |
Май | Урок мужества в музее | Участие учащихся |
Май | Неделя добро Кл.час «Твори добро другим во благо» | |
Также, в течение года, были проведены классные часы: «Я – гражданин России», «Права и обязанности школьника», «Питаемся вкусно и правильно», «Как страшно звучит слово «наркомания» и др. Воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны способствовало проведение классного часа «Память бережно храним»
Внеклассные мероприятия «Праздник урожая» «День учителя», «8 Марта - Мамин день», «Здравствуй Новый год!»,
Во многих классных мероприятиях дети участвовали вместе с родителями: «Новогодний праздник», «Праздник урожая», «Книжкина неделя». Это способствовало формированию у учащихся уважительного отношения к членам своей семьи, воспитанию дружеского отношения к окружающим, расширению кругозора и повышения общей культуры учащихся.
Также были организованы выставки рисунков («Золотая осень», «Лучшая открытка к 8 Марта », «Зима-художница», «По страницам русских сказок», «Мы за здоровый образ жизни» и др.), игры и викторины («Друзья природы», «Математическое лото» (урок - игра), «Знатоки русского языка», «Хорошая книга - твой лучший друг! », проведенные в классе и в школе способствовали не только повышению уровня воспитанности, но и помогли сплотить коллектив, показать себя во внеурочной деятельности.
Все мероприятия, проведенные для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Мероприятия в классе проходят на высоком уровне, дети с у довольствием готовятся к ним.
Анализ занятости учеников класса во внешкольных кружках, секциях, творческих объединениях показал, что занятость в классе составляет 100%.
4. Педагогическое взаимодействие с семьёй.
В 2016 - 2017 г. проведено 4 родительских собрания, 4 заседания родительского комитета, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
В основном все родители посещали собрания. Родителям были предложены следующие тематические собрания: «Ваш ребёнок - третьеклассник», «Первые уроки школьной отметки», «Поощрение и наказание в семье», «Итоговое родительское собрание. Предварительный сбор сведений о летнем отдыхе детей.».
В состав родительского комитета входили: Мартынова Л.А., Каленых Ю.Н., Догдонова Д.Ю., Цыренова О.Н..они оказывали помощь в течение года. Родители помогали в организации учебного процесса, в подготовке газет к праздникам, организации сладких столов, с удовольствием посещали мероприятия, подготовленные ребятами.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено особое внимание.
В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей. Посещаемость родительских собраний 50%.
Родители принимала активное участие в совместных делах класса: проведении экскурсий, оформлении и ремонте класса.
5. Общие выводы.
В целом воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности.
Перспективными целями воспитательной работы в классе являются:
В ближайшем будущем необходимо решать такие первоочередные задачи:
Продолжать работу по развитию самоуправления в классе.
Развитие лидерских качеств учащихся.
Совершенствовать навыки культурного поведения и культуры общения.
Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.