Анализ воспитательной работы 7 класса МКОУ Шиленская СОШ за 2020-2021 учебный год
Воспитательный процесс это целостная динамическая система, целью которой является развитие личности учащегося, реализуемая посредством взаимодействия педагога и ученика.
В 2020-2021 учебном году воспитательная работа класса осуществлялась в соответствии с поставленными целями и задачами.
Цель воспитательной работы - формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Главные задачи:
– формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся, гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
–воспитание патриотизма, ответственности за судьбу Родины, формирование гражданского самосознания,
– формирование представления и потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции не только детей, но и их родителей
– совершенствование работы по приоритетным направлениям воспитательной деятельности.
Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся данного возраста.
В течение всего периода изучались и использовались в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированные технологии, приемы, методы воспитания школьников
В классе 10 учеников:
7 мальчиков
3- девочки
По социальному составу: все учащиеся из полных семей, из малообеспеченных семей – 6. По итогам года в классе 4 учеников успевают на «5-4».
В целом по классу успеваемость составляет 100%, а качество знаний – 40%.
Ребята с удовольствием ходят в школу. Им здесь весело и комфортно. В целом класс очень любознательный и общительный.
Ребята активно принимают участие в школьных мероприятиях. Многие ребята тактичны, вежливы, внимательны друг к другу, доброжелательны, переживают не только за себя, но и за поступки своих товарищей.
Некоторые педагоги отмечают недостаточный уровень культуры общения ребят друг с другом. В течении учебного года были отмечены некоторые нарушения дисциплины отдельными учащимися. Скорее всего это из-за того что у ребят еще не сложились взрослые способы действия, предполагающие сознательную дисциплину, желания кому – то навредить. С ними и их родителями постоянно ведётся работа.
Контроль за успеваемостью и посещаемостью ведет классный руководитель и актив класса , организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются оценки.
Пропуски уроков, конечно, присутствуют, но они по уважительной причине.
В школе существуют различные кружки . Ребята увлекаются рисованием, техникой и различными видами спорта. Используя полученные знания, умения и навыки на уроках, ребята используют в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе.
Актив класса выполняет все что положено и оказывает большую помощь классному руководителю. Каждый воспитанник этого класса – это личность. Совершенно равнодушных учащихся к делам класса нет.
Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, что социально-ориентированные ученики, очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются требованиям. Классным руководителем постоянно проводится работа по вовлечению учащихся в общественные дела класса и школы, Однако проблема формирования коллектива не снята и продолжает оставаться одной из самых важных. Нельзя сказать, что класс настолько сложен, но всё таки требуется продолжение работы по сплочению коллектива.
Родители оказывают большую помощь классному руководителю в воспитании детей и в дальнейшем продолжить совместную работу школы и родителей.
Воспитывающая деятельность через различные формы и виды деятельности реализовывалась по пяти направлениям:
1. Ученик – патриот и гражданин.
2.Ученик и его здоровье
3.Ученик и труд.
4.Ученик и его семья.
5.Ученик и его поведение.
Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании
1.Ученик – патриот и гражданин.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В начале сентября провели классный час по теме «Скорбный Беслан», посвященный трагедии Беслана – это реквием по тем 334 детям и взрослым, которые погибли в нечеловеческих условиях, что должно напомнить детям о необходимости ценить мир.
14 сентября был проведен классный час и проведено внеклассной мероприятие посвященное национальному празднику «День единства народов Дагестана»
Была проведена декада правовых знаний, парламентский урок «Конституция РФ и республики Дагестан»
В течение всего учебного года учащиеся класса принимали активное участие в мероприятиях посвященных Великой Отечественной войне, борьбе с терроризмом
что дает возможность почувствовать учащемуся личную причастность к делу защиты Отечества. Были проведены классные часы по данной тематике.
Школа активно участвует в Акции «Вахта Памяти». Данная работа будет проводиться и дальше согласно плану гражданско-патриотической работы.
9 мая был проведен мероприятие и выступление класса посвященное Дню Победы.
Традиционно в феврале проводился месячник, посвященный Защитникам Отечества.
2.Ученик и его здоровье.
Для развития и воспитания здорового ребенка в школе созданы все условия. Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие для хорошей учебы, отсутствия многих заболеваний.
Ежегодно в классе проводится классный час, посвящённый здоровому питанию. В этом году он проходил в форме игры «Я и мое здоровье »
В течение учебного года проводились неоднократные беседы с учащимися о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков,
В беседах мною были затронуты такие темы, как: «Мы - против наркотиков!». «Три ступени, ведущие вниз: курение, алкоголь, наркотики…», конкурс плакатов « Нет – наркотикам» профилактике заболеваний, особое внимание профилактике короновирусной инфекции
Были проведены такие мероприятия как: анкетирование всего класса, проведение диагностики вовлечения трудных подростков, «Химическая зависимость детей», тренинг толерантности «Какие все мы разные», коммуникативный тренинг.
В классе нет учащихся, замеченных в курении и распитии спиртных напитков.
3. Ученик и труд.
Одна из задач воспитания была направлена на развитие профессионального самоопределения учащихся. В течение года проведено ряд мероприятий, позволяющих ребятам определиться в профессиональном выборе. Этому способствуют проведенные классные часы и анкетирования.
Анкетирование о профессиональном самоопределении помогает ребятам утвердиться в выборе профессии:
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии определил, что у одного учащегося высокий уровень готовности к профессии, у двух учащихся низкий уровень, средний уровень готовности – у двоих
Тест «Кем работать?» определил уровень интереса к определённой профессиональной деятельности.
4.Ученик и его семья.
Регулярно я сотрудничаю с родителями. По плану проведены родительские собрания: – – «Проблемы воспитания»,
– «Пути самоутверждения подростка»,
– «Права и обязанности ребёнка»,
– «Телевидение и Интернет – их роль в воспитании детей»
– «Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек»
индивидуальные консультации, встречи, беседы о занятости детей во время школьных каникул.
Регулярно проводил посещения учащихся на дому, где мы решали вопросы учебы и жизни ребенка, его месте в коллективе класса, отношений с одноклассниками, увлечениях, друзьях, роли его в семье, здоровье. Родители оказывали положительное влияние на формирование коллектива класса, культуры взаимоотношений взрослых и детей и положительных эмоций, способствовало лучшему взаимопониманию и сотрудничеству, уважительному отношению к семье, родителям, их сближению. Отрадно, что родители интересуются учебой и школьной жизнью детей, неравнодушны к их успехам и неудачам. Надеюсь, в этом году будет так же.
5. Ученик и его поведение.
В апреле 2021 г. проводился мониторинг уровня воспитанности учащихся. Много анкетирований, тестирований и классных часов посвящены были проблеме саморазвития и самосовершенствования, проблеме рационального использования времени и самоорганизации
Формирование и профилактика здорового образа жизни является одним из основных направлений воспитательной работы .
Провели классные часы и родительские лектории на темы:
«Права и обязанности ребёнка»,
«Чем больше увлечений, тем меньше проблем с законом»,
«Нормы и правила поведения»,
«Твоя жизнь в твоих руках» ,
«Как надо жить в мире с родителями»,
«Если хочешь собрать мёд, не опрокидывай улей» .
В течение всего учебного года ребята приняли участие в различных школьных и сельских акциях
Вывод.
Исходя из анализа воспитательной работы, следует отметить, что в целом работу по решению поставленных задач и целей в 2020-2021 учебном году можно считать удовлетворительной. На основе анализа можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
1. Продолжить формирование дружного, отзывчивого коллектива, повышение общественной активности обучающихся,
2.Продолжать развивать систему работы по охране здоровья учащихся.
3. Формировать в школьном коллективе детей и взрослых уважительное отношения к друг другу друга на основе толерантности.
4. Повысить эффективность работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности
5. Развивать и совершенствовать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, патриотизма, трудолюбия, профилактику асоциального поведения.
Но мне, как классному руководителю, нужно продолжать помогать и развивать их организаторские умения и навыки, что поможет более успешной социализации учащихся во взрослом обществе.
Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм – ЗАКОНОВ ЖИЗНИ:
Делай добро!
Люби и прощай людей!
Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Бойся обидеть человека!
Найди свою цель в жизни!
Не ищи оправдания своим слабостям и не ленись!
Познай себя и мир.
Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое.
Не теряй веры в себя!
Умей дарить людям радость!