Анализ воспитательной работы в 5 «Б» классе
2022-2023 учебный год
Классный руководитель: Степанова Л. Н.
При планировании и разработке воспитательной программы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся 5 «Б» класса и социальная ситуация. На начало учебного года (на начало первой четверти) количество учащихся – 16 человек (7 девочек, 9 мальчиков), на конец полугодия (на конец второй четверти) - 16 человек (7 девочек, 9 мальчиков).
Цели воспитательной работы в классе в 2022-2023 учебном год:
создание оптимальных условий для развития и становления социально-адаптированной личности, обеспечение успешной адаптации учащихся на втором этапе образования;
формирование воспитательной среды, способствующей развитию ключевых компетенций;
сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся, вовлечение детей в различные формы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса средствами школы (дети, родители, педагоги), тем самым воспитание самостоятельной, социально-активной, нравственно и физически здоровой, творческой, законопослушной, экологически мыслящей, приобщённой к культуре и способной к саморазвитию личности с целостным видением мира, гуманными ценностями и социальными навыками.
Задачи:
Воспитание патриотических чувств, правовой культуры, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;
Формирование гражданско – патриотического сознания, общей культуры, экологической культуры, духовно - нравственных ценностей, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, навыков культурного поведение в школе, на улице, в общественных местах.
Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков;
Создание условий для самореализации каждого ребёнка в развивающей творческой среде;
Способствование формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, социальное и эмоциональное благополучие. Воспитание ответственности, культуры поведения и общения.
Развитие творческих способностей у ребёнка на уроке и во внеурочное время;
Совершенствование системы воспитательной работы в классном коллективе;
Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.
Реализация этих целей и задач предполагает: создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности; освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы; развитие различных форм ученического самоуправления; координация деятельности и взаимодействие школы и семьи;
Планируемые результаты:
У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.
Воспитательная работа в классе проводилась согласно составленной воспитательной программы.
Наиболее распространённой формой организации воспитательной работы в 5 «Б» классе был классный час, который проходил по разной тематике (по нравственному воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, бережливости, справедливости, товариществе, доброте, скромности и др.). Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении часов общения преобладала форма свободного общения учащихся с классным руководителем и друг с другом.
В план воспитательной работы класса были включены классные часы и мероприятия, направленные на воспитание дружелюбия, ответственности, дисциплины, патриотизма. Проводились тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и родительские собрания для того, чтобы ребёнок как можно лучше чувствовал себя в коллективе класса, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.
В 5 «Б» классе были подготовлены и проведены классные часы по темам:
Дата | Тема классного часа |
05.09.2022 | День знаний. Первый раз в пятый класс |
12.09.2022 | «Наша страна Россия» |
19.09.2022 | «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» |
26.09.2022 | «День пожилых людей» |
03.10.2022 | «День учителя» |
05.10.2022 | Всероссийский урок безопасности в сети интернет |
10.10.2022 | Всероссийская акция «Час кода» |
10.10.2022 | «День отца» |
14.10.2022 | «Путь в профессию начинается в школе» |
17.10.2022 | «День музыки» |
21.10.2022 | День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет |
24.10.2022 | «Россия – мировой лидер атомной отрасли» |
10.11.2021 | Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма |
07.11.2022 | «День народного единства» |
14.11.2022 | «Мы разные, мы вместе» |
21.11.2022 | «День матери» |
28.11.2022 | «Символы России» |
05.12.2022 | «Волонтеры России» |
12.12.2022 | «День Конституции» |
19.12.2022 | «День Героев Отечества» |
26.12.2022 | «Новый год. Семейные праздники и мечты» |
27.12.2022 | Итоговый классный час «Чему научились? Что получилось?» |
Все запланированные мероприятия и классные часы проведены на хорошем уровне, активными участниками этих мероприятий были практически все ученики 5 Б класса.
Самоуправление дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту. Чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедшие полгода значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы.
В течение полугода было проведено 2 родительских собрания, в ходе которых было осуществлено знакомство родителей с классным руководителем и учителями -предметниками, анонсированы цели и задачи работы в классе, проведены множественные беседы по адаптации детей в среднем звене школы, по профилактике ЗОЖ и безопасности детей.
Родительский комитет был избран в начале учебного года на первом родительском собрании. Родители оказывали помощь в организации и проведении мероприятий, праздников.
С родителями налажен тесный контакт через сотовую связь, социальной интернет- группой Viber. Родительский комитет честно и активно выполняет свои задачи – оказывает помощь в информировании родителей, обеспечивает позитивной атмосферой детей накануне праздников (родители готовили детям подарки на НГ).
Классным руководителем было проведено 2 классных родительских собрания по плану: «Трудности адаптации пятиклассников в школе», «Роль домашнего задания в самообразовании школьника», «Обновленные ФГОС ООО». Основная форма проведения родительских собраний – круглый стол. Родительские собрания проходили один раз в четверть, средняя посещаемость родителями собраний приблизительно 60%. Родители делились опытом в воспитании детей по различным темам.
Воспитательные задачи, поставленные перед классом, решаются через наблюдения и анкетирования, которые показали, что выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность правильные, основываются на психологические, возрастные, индивидуальные особенностях учащихся.
Многие дети заинтересованы в хороших результатах своей деятельности, для многих из них хорошая успеваемость - показатель личностного роста.
На «5» закончила вторую четверть: Непомелуева А, на «4 и 5» закончили вторую четверть: Баранова А., Гаврилова А., Гавришова Е., Демидова Д., Козлов А., Кузьмин И., Юдина М. Класс работоспособный, среднего интеллектуального уровня. Есть, конечно, и те, для кого учеба находится не на первом месте. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный. Учащиеся включены в коллективные взаимоотношения и коллективную творческую деятельность в нем. В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики, не смотря на свой возраст, не бояться высказывать свое мнение.
Ребята участвовали в разнообразных творческих мероприятиях, проводимых в школе и РДК «Рубин»: различные беседы, музыкальные мероприятия, концерты, конкурсы.
Беседа с инспектором КДН Гавриловой А. В.
Музыкально – театрализованное представление «Федорины посиделки».
Композиция «Герои России».
Ученики 5 «Б» класса были активными участниками мероприятий, проводимых поселковой библиотекой:
Беседа, круглый стол «Герои России».
Видео-презентация «Конституция России».
Проведены классные мероприятия, в том числе по профилактике вредных привычек: индивидуальные профилактические беседы на темы: «Твоё будущее строится здесь и сейчас», «Правила поведения в сети Интернет», «Социальные сети».
Творческие достижения учащихся класса: ребята в течение полугода участвовали в различных Конкурсах, как на уровне школы, района. Воспитательная деятельность с детьми велась не только на уроках, но и во внеурочное время.
Результаты участия:
За занятое I место в конкурсе «Лучший классный уголок»
За занятое I место в интерактивной игре «Знатоки Алёнушкиных сказок», посвященной 170-летию со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка
За занятое I место в квест-игре «Путешествие в страну Доброты»
За занятое I I место в легкоатлетическом кроссе посвященном «Дню здоровья»
Классным руководителем поддерживалась тесная связь с учителями-предметниками, с руководителями доп. образования. Проводились беседы с учителями по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних работ. Деятельность классного руководителя включала в себя совместную работу с учителями-предметниками по координации усилий в обучении сильных и слабых учащихся, по развитию познавательных способностей каждого ученика. Предварительные оценки позволяли организовать своевременную консультативную помощь по предметам, оповещение и индивидуальную поддержку со стороны родителей, создавать ситуацию успеха для основной массы учащихся. Наиболее эффективные методы работы были следующие: поддержка, соучастие, похвала, поощрение, награда.
Проведённые мероприятия оказали положительное влияние на членов коллектива, ребят и родителей. Совместная деятельность по их подготовке и проведению способствовали формированию детского коллектива, воспитанию товарищеских взаимоотношений, формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, здорового образа жизни, развитию мотивов учебной деятельности.
Вывод:
Можно сделать вывод о положительном результате воспитательной работы в классе. Ребятам в школе довольно интересно, у них развиваются мотивы учебной деятельности. Несмотря на возникающие иногда проблемы, они дружны, терпимы друг к другу, стараются не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ребята помогают друг другу, доброжелательны, неравнодушны к чужой беде, отзывчивы, сопереживают чувствам других людей. Они адаптированы, умеют договариваться с одноклассниками и учителями, надеюсь, полученный опыт общения и развития поможет ребятам быть успешными в дальнейшей жизни.
Анализ воспитательной работы в 5 «Б» классе показал, что в течение полугода был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.
Но наряду с определенными достижениями в воспитательной работе в классе имеются следующие недостатки: некоторые признаки развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина) и уровня воспитанности учащихся (отношение к учебе, нравственные качества) у некоторых учащихся проявляются слабо.
Анализ воспитательной работы показывает, что проделанная работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому развитию детей, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей. В целом воспитательная работа в 5 «Б» классе была многоплановой и разносторонней. По всем направлениям деятельности было проведено достаточно мероприятий, где дети принимали активное участие, поощрялись грамотами, сертификатами. Воспитательная программа на 2022-2023 год осваивается в умеренном темпе.
Через воспитательную работу формировалась система нравственных качеств учащихся; немного повысился уровень компетентности в вопросах культуры, здоровья; создалась основа для понимания понятия патриотизма; через совместные коллективные дела развиваются субъектные отношения «ученик-учитель-родители».
За данный период времени прослеживается положительная динамика в личностном развитии обучающихся, положительная динамика участия детей в массовых мероприятиях разного уровня.
Дата __________ Классный руководитель: ___________