Анализ воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием при Шимолинской МСОШ в 2013 году
Летний оздоровительно-образовательный лагерь при Шимолинской средней школе работал с 5 по 27 июня (18 дней). За текущий период в лагере оздоровилось 45 детей: из них 17 детей из многодетных семей, 8 детей из неполных семей, большое количество детей из малообеспеченных семей. Детский лагерь при школе посещали дети из неблагополучных семей.
ДОЛ работал по программе «Веселыми тропинками детства», которая была предназначена для детей 7 – 17 лет. Пришкольный лагерь МБОУ «Шимолинская СОШ» работал по всем направлениям воспитательной работы, но основными были два направления: оздоровительное и экологическое, приуроченное к Году охраны окружающей среды.
Большое внимание было уделено укреплению физического, психического, нравственного здоровья детей. Этому способствовали соблюдение режима дня, проведение ежедневной утренней гимнастики, минуток здоровья, подвижные игры на свежем воздухе, также спортивные мероприятия. Такие мероприятия, как «Веселые старты», «Малые Олимпийские игры», «Военно-спортивное мероприятие для мальчиков» были направлены на развитие двигательной активности, выносливости, ловкости, воспитывали потребность в здоровом образе жизни. В целях сохранения жизни и безопасности детей, в лагере ежедневно проводился инструктаж по технике безопасности. Были затронуты темы пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил поведения на спортивной площадке и игровой. Также формировались умения действовать в экстремальной ситуации. В день ПДД и ОБЖ проводилась тренировочная эвакуация при пожаре. Работа лагеря велась в тесном сотрудничестве с медперсоналом сельской амбулатории. В начале сезона все дети прошли медицинский осмотр. Случаев травматизма, опасных инфекционных заболеваний во время работы лагеря не отмечалось. В отрядах проводились беседы о вредных привычках (курении, употреблении алкоголя, наркотиков). Дети принимали воздушные ванны, ходили босиком, разучивали комплексы упражнений.
Интеллектуальные и развлекающие игры («В стране литературных героев», «крестики-нолики», «Ох уж этот Степан Степаныч») способствовали развитию познавательной активности, мыслительной деятельности, расширяли кругозор воспитанников. Были запланированы и проведены занятия «Учимся танцевать», «Осваиваем компьютер».
А мероприятие «Символы России и Алтая», проведенное ко Дню России 11 июня, было направлено на воспитание у детей патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, расширило знания о символах своей Родины. Такие же цели ставили перед собой воспитатели, проводя музыкально-литературную композицию «Дети войны» перед годовщиной начала Великой Отечественной войны. После мероприятия все дети вместе с воспитателями посетили памятник героям ВОВ в центре села, возложили цветы погибшим. Посещение Благовещенского музея также формировали чувства уважения к старине, к своему народу, к его традициям.
Воспитателями были запланированы и проведены мероприятия на экологическую тему («В гостях у главного лесничего», «Зеленая аптека», «Джунгли зовут»), которые воспитывали человека-гражданина, человека, ответственного за свою Родину, прививали бережное отношение к природе, к ее богатствам. Также прошли экологические акции «Клумба», экологический десант. Экскурсия на природу была приурочена Году охраны окружающей среды. Ребята побывали на реке, изучали там растительный и животный мир, убрали мусор на берегу реки Кулунды. В течение смены прошел конкурс букетов, на котором ребята пробовали свои силы в качестве флористов. Ребятам было рассказано о видах цветов, о местах, где они произрастают. На экскурсии в лесу ребята с большим удовольствием искали лекарственные растения. В один из дней прошел конкурс «Детская фантазия» из природных материалов.
Уборка игровой комнаты, трудовой десант, дежурство в столовой, «Голубой десант» (очистка берегов реки от мусора) - все это способствовало овладению трудовыми навыками, развивало аккуратность, ответственность.
Реализовать свои творческие способности, фантазию, таланты дети могли, приняв участие в таких праздниках, как «Все дело в шляпе, «День именинников». Ребята принимали активное участие в конкурсах на творческие темы, рассказывали веселые истории. В лагере постоянно работала творческая мастерская по изготовлению поделок из цветной бумаги, картона, природного материала. Каждый день в лагере был насыщен интересными событиями, использовались различного вида формы работы с детьми: лекции, викторины, соревнования, конкурсы, интеллектуальные и развивающие игры. Все мероприятия очень тщательно готовились воспитателями с привлечением детей в работу. Стоит искать новые формы, чтобы увлечь детей, чтобы сделать их отдых насыщенным и полноценным. Педагог должен быть хорошим организатором интересного досуга, уметь предвидеть, сглаживать и разрешать конфликты, неизменно возникающие в детской среде; спортсменом, туристом, танцором, массовиком-затейником. Все это обязательно пригодится в работе.
В детском оздоровительном лагере соблюдалось выполнение норм питания с учетом плановой стоимости – 105 рублей в день на одного ребенка. Контроль работы столовой осуществляли начальник лагеря, воспитатели, организатор по УВР. Меню было достаточно разнообразным, калорийным, полноценным с включением свежих овощей, фруктов. Дети каждый день получали свежие овощи, натуральные соки. Учитывались пожелания детей при составлении меню. Проводилась витаминизация блюд. Для питья применялась минеральная негазированная вода с различными добавками. Условия для соблюдения правил личной гигиены детей и работников лагеря были созданы. У каждого ребенка было свое полотенце, руки дети могли мыть с мылом под проточной водой. В помещениях ежедневно проводилась влажная уборка и уборка дезинфицирующими средствами.
Главным направлением в работе лагеря является сохранение и укрепление здоровья детей. Именно поэтому родители с удовольствием и без опаски доверяют нам своих детей, их здоровье. Опросы и анкетирование показало, что дети и их родители очень довольны летним отдыхом при школьном оздоровительном лагере.
В следующем учебном году мы продолжим пропаганду здорового образа жизни через различные формы и методы, пополним методические папки новыми разработками.
Подведя итог, можно сказать, что данная форма организации летнего отдыха способствует всестороннему развитию личности, укреплению физического и психического здоровья подрастающего поколения.