АНАЛИЗ задания № 13 ЕГЭ по математике (профиль)
Загвоздина Наталия Викторовна,
учитель математики, ВКК, МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»
Задание № 13 тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение.
Задание состоит из двух частей:
а) Решить уравнение.
б) Указать корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .
Пример:
Задание № 13 тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение.
№ задания
№ 13
0 баллов
51,94
1 балл
№ 16
2 балла
№ 19
6,58
60,45
41,48
79,41
3 балла
№ 15
17,56
№ 17
80,06
18,78
4 балла
21,99
-
1,22
84,33
-
0,94
-
№ 18
7,08
-
19
0,22
89,32
0,37
0,94
-
3,46
3,94
-
7,65
-
0,02
3,26
- Чаще всего – это тригонометрическое уравнение с отбором корней, принадлежащих заданному отрезку.
- Максимальный первичный балл – 2. Допускается частичное решение этой задачи (верное решение пункта а)
- Задание отличается самым высоким уровнем решаемости во 2-ой части (48,06%)
Задание № 13 тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение.
В 2024 году получили
- 2 балла - 41,48% ,
- 1 балл - 6,58% ,
- 0 баллов - 51,94% (решили неверно или не приступали к решению вообще)
Снижение на 1 балл, в большинстве случаев, за необоснованный отбор корней в пункте б). За НЕвычислительную ошибку в пункте а, согласно критериям, 0 баллов .
Разновидности уравнений (открытый банк заданий ФИПИ)
- показательные,
- тригонометрические,
- показательные с тригонометрией,
- тригонометрические с корнями,
- логарифмические с тригонометрией.
Показательные уравнения
- Решение с использованием двойной замены переменной,
- Сложности могут возникнуть в отборе корней, (т.к. концами отрезка являются логарифмы)
Показательные уравнения
Показательные уравнения
Знания и умения
Трудности/ошибки
- Свойства степени
- Метод замены переменной
- Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Биквадратное уравнение, его решение
- Определение логарифма, запись числа в виде логарифма с заданным основанием
- Свойства логарифмической функции (для сравнения логарифмов)
- В применении свойств степени (в частности, с отрицательным показателем)
- В отборе корней, принадлежащих отрезку, концы которого выражены логарифмами.
- В записи числа в виде логарифма с заданным основанием
- В сравнении логарифмов и чисел
- В решении биквадратного уравнения
Тригонометрические уравнения
- Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному уравнению, разложение на множители и т.д.)
- Предварительное упрощение с помощью тригонометрических формул, формул приведения, четности и нечетности функции и т.д.
Тригонометрические уравнения
- предварительно упрощается с помощью свойств четности и нечетности тригонометрических функций,
- решается разложением на множители (способ группировки)
- отбор корней – с помощью числовой окружности
- В ответе две части:
а)…..
б)…..
Тригонометрические уравнения
- предварительно упрощается с помощью формул приведения
- решается разложением на множители (с применением формул сокращенного умножения)
- отбор корней – с помощью числовой окружности
а)…..
б)…..
Тригонометрические уравнения
Знания и умения
Трудности/ошибки
- Тригонометрические формулы
- Формулы приведения
- Тригонометрический круг
- Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
- Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
- Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
- Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Способы разложения на множители
- Метод замены переменной
- В применении формул приведения
- В использовании формул решения простейшего тригонометрического уравнения.
- Неверно указанный период при решении простейших уравнений.
- Неверно найденные значения арксинуса и арккосинуса.
- Деление обеих частей уравнения на cos x или на sin x , что приводит к потере корня.
- Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения,
- Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями),
Показательные уравнения с тригонометрией
- Несколько разновидностей,
- Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному или тригонометрическому уравнению, разложение на множители и т.д.)
- Предварительное упрощение с помощью тригонометрических формул, формул приведения, четности и нечетности функции и т.д.
Показательные уравнения с тригонометрией
- решается заменой переменной и переходом к квадратному уравнению
- отбор корней – с помощью числовой окружности
а)…..
б)…..
Показательные уравнения с тригонометрией
Знания и умения
Трудности/ошибки
- Свойства степени
- Тригонометрические формулы
- Формулы приведения
- Тригонометрический круг
- Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
- Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
- Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
- Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Способы разложения на множители
- Метод замены переменной
- В применении свойств степени (в частности, с отрицательным показателем)
- В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти)
- Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения
- Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)
Тригонометрические уравнения с корнями
- Однотипные: в знаменателе квадратный корень из sin или cos , в числителе – тригонометрическое выражение
- Накладываются ограничения на подкоренное выражение и знаменатель (ОДЗ)
- Решение сводится к нахождению значений х, при которых числитель обращается в 0.
- Обязательно проверить, входят ли найденные значения ОДЗ
Тригонометрические уравнения с корнями
- Накладываем ограничения на знаменатель (ОДЗ)
- Переходим к эквивалентному уравнению (приравниваем числитель к 0)
- Выполняются тригонометрические преобразования, разложение на множители левой части уравнения.
- Находятся корни уравнения и проверяются на соответствие ОДЗ
- Отбор корней – с помощью числовой окружности
Тригонометрические уравнения с корнями
Знания и умения
Трудности
- Свойства корней
- Ограничения на знаменатель и на квадратный корень
- Тригонометрические формулы
- Формулы приведения
- Тригонометрический круг
- Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
- Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
- Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
- Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Способы разложения на множители
- Метод замены переменной
- В наложении ограничений на знаменатель и на квадратный корень
- В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти)
- Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения
- Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)
Логарифмические уравнения с тригонометрией
- Накладываются ограничения на подлогарифмическое выражение и знаменатель (если есть) (ОДЗ)
- Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному или тригонометрическому уравнению, разложение на множители и т.д.)
- Обязательно проверить, входят ли найденные значения ОДЗ
Логарифмические уравнения с тригонометрией
- Накладываются ограничения на подлогарифмическое выражение (ОДЗ)
- Решается заменой переменной и переходом к квадратному уравнению
- Находятся корни уравнения и проверяются на соответствие ОДЗ
- Отбор корней – с помощью числовой окружности
Логарифмические уравнения с тригонометрией
Знания и умения
Трудности
- Свойства логарифмов
- Ограничения на знаменатель и на логарифм
- Тригонометрические формулы
- Формулы приведения
- Тригонометрический круг
- Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
- Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
- Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
- Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Способы разложения на множители
- Метод замены переменной
- В наложении ограничений на знаменатель и на логарифм
- В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти)
- Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения
- Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения
- Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)
Для выполнения задания нужно знать и уметь применять:
- тригонометрические формулы,
- формулы приведения,
- формулы для нахождения корней простейших тригонометрических уравнений,
- свойства функций (тригонометрических, логарифмической, показательной),
- табличные значения sin, сos и tg углов 0, , , , , π, 2π
- тригонометрическую окружность ,
- определение и свойства логарифмов,
- свойства степени и квадратного корня,
- формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения,
- методы решения уравнений,
- методы отбора корней.
Основные ошибки при выполнении первого пункта задания:
- в применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти),
- незнание формул корней простейших тригонометрических уравнений,
- деление обеих частей уравнения на cos x или на sin x , что приводит к потере корня,
- неверно указанный период при решении простейших уравнений,
- неверно найденные значения арксинуса и арккосинуса,
- ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения,
- некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями),
- в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни, степени.
Основные ошибки при выполнении второго пункта задания:
- при отборе корней арифметическим способом : - не все корни найдены, - не показан отбор корней,
- при отборе корней алгебраическим способом : - неумение отбирать целые значения при решении двойного неравенства с последующим отысканием значений корней уравнения
- при отборе корней с помощью тригонометрической окружности : - на окружности не отмечены концы рассматриваемого отрезка, не подписаны значения, соответствующие концам отрезка, отрезок не выделен, - на окружности решения показаны точками, но соответствующие им значения не подписаны, - на окружности отмечены не все решения, - на окружности отмечены точки, не являющиеся решениями (не принадлежащие заданному отрезку), - ошибки в определении соответствующего значения для точки.
Внимание!!!!!
В значительной части работ, которые оценили в 1 балл , отметка была снижена именно
за отсутствие отбора
или
недостаточную его аргументацию
Отбор корней с помощью тригонометрической окружности
Ответ к пункту а):
На тригонометрической окружности должно быть :
1) Отмечены и обозначены концы числового отрезка.
2) Выделена дуга , соответствующая заданному отрезку.
3) Отмечены и обозначены корни ( точки, соответствующие корням данного уравнения).
При этом на дуге могут быть отмечены дополнительные точки, принадлежащие данной дуге.
4) Показать вычисление корней!!!
Данный способ –простой, наглядный, универсальный !
Отбор корней с помощью тригонометрической окружности
- Отбор корней по окружности возможен, если дуга меньше 2
- Обычно дается дуга длиной ¾ окружности.
Отбор корней способом перебора
При отборе необходимо показать: «недолет» , «попадание , «перелет» .
Начинаем и заканчиваем перебор корнями, которые не входят в промежуток. Иначе выбор будет не обоснован.
Отбор корней с помощью двойного неравенства
Ответ а):
Обязательно:
- Указаны корни, попавшие в отрезок.
- Указаны ближайшие корни, не попавшие в отрезок
Отбор корней с помощью графика
Ответ к пункту а):
Отбор корней с помощью числовой прямой
Обязательно:
- Указаны корни, попавшие в отрезок.
- Указаны ближайшие корни, не попавшие в отрезок
Ответ к пункту а):
Критерии проверки и оценка решений задания № 13
ВАЖНО!!!!
- Выделение решения уравнения в отдельный пункт а прямо указывает участникам экзамена на необходимость полного решения предложенного уравнения: при отсутствии в тексте конкретной работы ответа на вопрос пункта а задание оценивается 0 баллов .
- Ответ в задании с развёрнутым ответом — это решение и вывод (называемый ответом).
ВАЖНО!!!!
- Вычислительная ошибка – это ошибка, допущенная при выполнении арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление.
- Любые ошибки, допущенные в тригонометрических формулах, в нахождении значений тригонометрических функций не относятся к вычислительным.
- Если допущена вычислительная ошибка, которая не привела к кардинальным изменениям в решении – 1 балл, если же в результате ошибки решение пошло по другому сценарию – 0 баллов.
Рекомендации по решению пункта а)
- Если в уравнении есть дроби, корни, логарифмы , т.е. для значений переменной есть ограничения, то выбираем любой из нижеприведённых способов: • выписываем полностью ОДЗ • выписываем «ограничения» для переменной • используем равносильные переходы в решении (этот вариант для самых смелых, кто отлично разбирается, в чем разница «системы» от «совокупности»)
- Обязательно!!!! проверяем, входят ли найденные корни в эту область или нет. Если в уравнении есть tg x – помним, что он существует, только если cos x не равен нулю.
Рекомендации по решению пункта а)
- Если уравнение решаем через замену, то обязательно обозначаем это словами «Пусть t =…» или «Сделаем замену t =…».
- Если после замены уравнение сводилось к квадратному, то обозначаем, каким способом оно решается: через дискриминант (важно правильно оформить нахождение D и корней уравнения!!!!) или с помощью теоремы Виета. (Лучше подробно расписать решение уравнения, пусть даже такого простого)
Рекомендации по решению пункта а)
- После решения уравнения в новой переменной, возвращаемся к старой, опять же обозначив это словами, например «Сделаем обратную замену»
- После того, как уравнение свелось к простейшим, решаем их.
- Можно находить корни с помощью тригонометрической окружности (это позволит отмеченные решения в дальнейшем легко перенести на тригонометрическую окружность в пункте б для отбора корней). Можно обозначить этот этап словами «Изобразим на единичной окружности корни уравнений». Рисуем единичную окружность, оси можно подписать как sin x и cos x, обязательно отражаем на окружности ограничения (ОДЗ) дугой или выкалываем точки.
Рекомендации по решению пункта а)
- Можно ли для всех серий использовать один и тот же целочисленный параметр, например k?
Не будет ошибкой использование одной буквы, также как и использование разных букв (т.к. все серии корней не взаимосвязаны )
Рекомендации по решению пункта б)
- Отбор корней можно выполняем любым способом, к которому привыкли.
- Если выбираем способ через единичную окружность, то обозначим это словами «Отберем корни с помощью тригонометрической окружности» .
- На самой окружности обязательно отмечаем промежуток, на котором будем искать корни, подписываем концы промежутка, переносим корни уравнения, найденные в пункте а, попадающие в указанный промежуток, правильно их вычислив! (показать вычисление корней)
Рекомендации по записи ответа
- Ответ к заданию № 13 должен содержать две части :
- К пункту а) : Выписываем корни (серии корней) через запятую. Целочисленный параметр может быть указан или в самом конце для всех корней, или после каждой серии корней
- К пункту б) : Выписываем корни, попавшие в указанный промежуток через запятую. Здесь уже никаких серий корней!!!
Из практики…
Формулы:
- Основное тригонометрическое тождество ( выучить )
- Формулы двойного угла
- Формулы синуса и косинуса суммы
Четность и нечетность функций
sin(-х) = - sin х с и нус - м и нус
сos(-х) = сos х косинус - плюс
Из практики…
Формулы приведения:
Из практики…
Тригонометрическая окружность -
«палочка-выручалочка» - поможет
- в нахождении значений sin, сos
углов 0, , , , , π, 2π и т.д.;
тригонометрических функций;
- в нахождении корней;
- в отборе корней.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 1
Комментарий эксперта:
Уравнение смешанного типа. Решается с помощью введения новой переменной. Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах.
Оценка эксперта : 2 балла.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 2
Комментарий эксперта:
Обоснованно получен ответ в пункте а, но применяя формулу приведения автор минус ставит перед х, потом перед синусом. В пункте а) ошибки нет. В п. б выполнено все верно.
Оценка эксперта : 2 балла.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 3
Комментарий эксперта:
Уравнение тригонометрическое с применением формулы приведения. Ошибка в применении формулы приведения (4 четверть, должен стоять «плюс») и «сокращение» уравнения на cos x . При этом допущены две серьезные алгебраические ошибки.
Пункт б) не рассматривается.
Оценка эксперта : 0 баллов.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 4
Комментарий эксперта:
Логарифмическое уравнение, которое после введения новой переменной и обратной замены преобразовывается с помощью равносильных переходов в тригонометрическое.
Обоснованно получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки во втором корне квадратного уравнения, но при этом выполнены оба пункта. В пункте б) отборка корней выполнена с помощью окружности.
Оценка эксперта : 1 балл.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 5
Комментарий эксперта:
Ошибка в формулах корней квадратного уравнения. Эта ошибка не вычислительная, поэтому 0 баллов.
Пункт б) не рассматривается.
Оценка эксперта : 0 баллов.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 6
Комментарий эксперта:
Пример ошибки, которая не может быть отнесена к вычислительной.
Выполнена не та операция - вместо извлечения корня из числа, это число возведено в квадрат.
Пункт б) не рассматривается.
Оценка эксперта : 0 баллов.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 7
Комментарий эксперта:
Ошибка при возведении в степень в решении логарифмического уравнения. Эта ошибка не вычислительная, поэтому 0 баллов.
Пункт б) не рассматривается.
Оценка эксперта : 0 баллов.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 8
Комментарий эксперта:
Дробное тригонометрическое уравнение. Рассмотрены границы синуса и косинуса. Но неверно найдена область допустимых значений переменной и вычислительная ошибка при нахождении второго корня квадратного уравнения.
Пункт б) не рассматривается.
Оценка эксперта : 0 баллов.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 9
Комментарий эксперта:
Тригонометрическое уравнение с применение формулы - сумма углов. Из-за ошибки в тригонометрии в нахождении второго корня уравнения sin х = -1/2, пункт б) не засчитывается
Оценка эксперта : 0 баллов.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 10
Комментарий эксперта:
В работе два недостатка в решении тригонометрического уравнения. Ошибка в тригонометрии, в п. а) д. б. период /4 + n/2, в п. б) правильный ответ, но не показана отборка
Оценка эксперта : 0 баллов.
Примеры оценивания решения задания № 13
Примеры оценивания решения задания № 13
№ 11
Комментарий эксперта:
Обоснованно получен ответ в пункте а. В пункте б неправильно выделена часть окружности, которая должна соответствовать данному отрезку.
Оценка эксперта : 1 балл.
Источники информации:
В методических материалах характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по математике, и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Источники информации:
Открытый банк заданий ФИПИ
Источники информации: Материалы семинаров
Анализ итогов ЕГЭ по математике (27.09.2024)
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по математике (05.11.2024)