СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ задания № 13 ЕГЭ математика (профиль)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале проведен разбор задания № 13 профильного ЕГЭ по математике: прототипы (разновидности) из открытого банка заданий, основные ошибки при выполнении задания, особенности оформления решения для получения полного балла, приведены примеры оценивания работ учащихся  экспертами.

Просмотр содержимого документа
«Анализ задания № 13 ЕГЭ математика (профиль)»

АНАЛИЗ  задания № 13  ЕГЭ по математике (профиль) Загвоздина Наталия Викторовна, учитель математики, ВКК, МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»

АНАЛИЗ задания № 13 ЕГЭ по математике (профиль)

Загвоздина Наталия Викторовна,

учитель математики, ВКК, МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»

Задание № 13  тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение. Задание состоит из двух частей: а) Решить уравнение. б) Указать корни этого уравнения, принадлежащие отрезку . Пример:

Задание № 13 тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение.

Задание состоит из двух частей:

а) Решить уравнение.

б) Указать корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

Пример:

Задание № 13  тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение. № задания № 13 0 баллов 51,94 1 балл № 16 2 балла № 19 6,58 60,45 41,48 79,41 3 балла № 15 17,56 № 17 80,06 18,78 4 балла 21,99 - 1,22 84,33 - 0,94 - № 18 7,08 - 19 0,22 89,32 0,37 0,94 - 3,46 3,94 - 7,65 - 0,02 3,26 Чаще всего – это тригонометрическое уравнение с отбором корней, принадлежащих заданному отрезку. Максимальный первичный балл – 2. Допускается частичное решение этой задачи (верное решение пункта а) Задание отличается самым высоким уровнем решаемости во 2-ой части (48,06%)

Задание № 13 тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение.

задания

13

0 баллов

51,94

1 балл

16

2 балла

19

6,58

60,45

41,48

79,41

3 балла

15

17,56

17

80,06

18,78

4 балла

21,99

-

1,22

84,33

-

0,94

-

18

7,08

-

19

0,22

89,32

0,37

0,94

-

3,46

3,94

-

7,65

-

0,02

3,26

  • Чаще всего – это тригонометрическое уравнение с отбором корней, принадлежащих заданному отрезку.
  • Максимальный первичный балл – 2. Допускается частичное решение этой задачи (верное решение пункта а)
  • Задание отличается самым высоким уровнем решаемости во 2-ой части (48,06%)
Задание № 13  тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение. В 2024 году получили 2 балла - 41,48% , 1 балл - 6,58% , 0 баллов - 51,94% (решили неверно или не приступали к решению вообще) Снижение на 1 балл, в большинстве случаев, за необоснованный отбор корней в пункте б). За НЕвычислительную ошибку в пункте а, согласно критериям, 0 баллов .

Задание № 13 тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение.

В 2024 году получили

  • 2 балла - 41,48% ,
  • 1 балл - 6,58% ,
  • 0 баллов - 51,94% (решили неверно или не приступали к решению вообще)

Снижение на 1 балл, в большинстве случаев, за необоснованный отбор корней в пункте б). За НЕвычислительную ошибку в пункте а, согласно критериям, 0 баллов .

Разновидности уравнений  (открытый банк заданий ФИПИ) показательные, тригонометрические, показательные с тригонометрией, тригонометрические с корнями, логарифмические с тригонометрией.

Разновидности уравнений (открытый банк заданий ФИПИ)

  • показательные,
  • тригонометрические,
  • показательные с тригонометрией,
  • тригонометрические с корнями,
  • логарифмические с тригонометрией.
Показательные уравнения   Однотипные Решение с использованием двойной замены переменной, Сложности могут возникнуть в отборе корней, (т.к. концами отрезка являются логарифмы)

Показательные уравнения

  • Однотипные
  • Решение с использованием двойной замены переменной,
  • Сложности могут возникнуть в отборе корней, (т.к. концами отрезка являются логарифмы)
Показательные уравнения

Показательные уравнения

Показательные уравнения   Знания и умения Трудности/ошибки Свойства степени Метод замены переменной Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения Биквадратное уравнение, его решение Определение логарифма, запись числа в виде логарифма с заданным основанием Свойства логарифмической функции (для сравнения логарифмов) В применении свойств степени (в частности, с отрицательным показателем) В отборе корней, принадлежащих отрезку, концы которого выражены логарифмами. В записи числа в виде логарифма с заданным основанием В сравнении логарифмов и чисел В решении биквадратного уравнения

Показательные уравнения

Знания и умения

Трудности/ошибки

  • Свойства степени
  • Метод замены переменной
  • Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Биквадратное уравнение, его решение
  • Определение логарифма, запись числа в виде логарифма с заданным основанием
  • Свойства логарифмической функции (для сравнения логарифмов)
  • В применении свойств степени (в частности, с отрицательным показателем)
  • В отборе корней, принадлежащих отрезку, концы которого выражены логарифмами.
  • В записи числа в виде логарифма с заданным основанием
  • В сравнении логарифмов и чисел
  • В решении биквадратного уравнения

Тригонометрические уравнения   Много разновидностей Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному уравнению, разложение на множители и т.д.) Предварительное упрощение с помощью тригонометрических формул, формул приведения, четности и нечетности функции и т.д.

Тригонометрические уравнения

  • Много разновидностей
  • Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному уравнению, разложение на множители и т.д.)
  • Предварительное упрощение с помощью тригонометрических формул, формул приведения, четности и нечетности функции и т.д.
Тригонометрические уравнения   предварительно упрощается с помощью свойств четности и нечетности тригонометрических функций, решается разложением на множители (способ группировки) отбор корней – с помощью числовой окружности В ответе две части:  а)…..  б)…..

Тригонометрические уравнения

  • предварительно упрощается с помощью свойств четности и нечетности тригонометрических функций,
  • решается разложением на множители (способ группировки)
  • отбор корней – с помощью числовой окружности
  • В ответе две части:

а)…..

б)…..

Тригонометрические уравнения    предварительно упрощается с помощью формул приведения  решается разложением на множители (с применением формул сокращенного умножения)  отбор корней – с помощью числовой окружности  в ответе две части:  а)…..  б)…..

Тригонометрические уравнения

  • предварительно упрощается с помощью формул приведения
  • решается разложением на множители (с применением формул сокращенного умножения)
  • отбор корней – с помощью числовой окружности
  • в ответе две части:

а)…..

б)…..

Тригонометрические уравнения Знания и умения Трудности/ошибки Тригонометрические формулы Формулы приведения Тригонометрический круг Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, , Свойства четности и нечетности тригонометрических функций Формулы корней простейших тригонометрических уравнений Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения Способы разложения на множители Метод замены переменной   В применении формул приведения В использовании формул решения простейшего тригонометрического уравнения. Неверно указанный период при решении простейших уравнений. Неверно найденные значения арксинуса и арккосинуса. Деление обеих частей уравнения на cos x или на sin x , что приводит к потере корня. Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения, Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями),

Тригонометрические уравнения

Знания и умения

Трудности/ошибки

  • Тригонометрические формулы
  • Формулы приведения
  • Тригонометрический круг
  • Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
  • Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
  • Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
  • Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Способы разложения на множители
  • Метод замены переменной
  •  
  • В применении формул приведения
  • В использовании формул решения простейшего тригонометрического уравнения.
  • Неверно указанный период при решении простейших уравнений.
  • Неверно найденные значения арксинуса и арккосинуса.
  • Деление обеих частей уравнения на cos x или на sin x , что приводит к потере корня.
  • Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения,
  • Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями),
Показательные уравнения с тригонометрией   Несколько разновидностей, Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному или тригонометрическому уравнению, разложение на множители и т.д.) Предварительное упрощение с помощью тригонометрических формул, формул приведения, четности и нечетности функции и т.д.

Показательные уравнения с тригонометрией

  • Несколько разновидностей,
  • Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному или тригонометрическому уравнению, разложение на множители и т.д.)
  • Предварительное упрощение с помощью тригонометрических формул, формул приведения, четности и нечетности функции и т.д.
Показательные уравнения с тригонометрией    решается заменой переменной и переходом к квадратному уравнению  отбор корней – с помощью числовой окружности  в ответе две части:  а)…..  б)…..

Показательные уравнения с тригонометрией

  • решается заменой переменной и переходом к квадратному уравнению
  • отбор корней – с помощью числовой окружности
  • в ответе две части:

а)…..

б)…..

Показательные уравнения с тригонометрией Знания и умения Трудности/ошибки Свойства степени Тригонометрические формулы Формулы приведения Тригонометрический круг Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, , Свойства четности и нечетности тригонометрических функций Формулы корней простейших тригонометрических уравнений Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения Способы разложения на множители Метод замены переменной   В применении свойств степени (в частности, с отрицательным показателем) В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти) Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)

Показательные уравнения с тригонометрией

Знания и умения

Трудности/ошибки

  • Свойства степени
  • Тригонометрические формулы
  • Формулы приведения
  • Тригонометрический круг
  • Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
  • Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
  • Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
  • Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Способы разложения на множители
  • Метод замены переменной
  •  
  • В применении свойств степени (в частности, с отрицательным показателем)
  • В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти)
  • Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения
  • Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)
Тригонометрические уравнения с корнями   Однотипные: в знаменателе квадратный корень из sin или cos , в числителе – тригонометрическое выражение Накладываются ограничения на подкоренное выражение и знаменатель (ОДЗ) Решение сводится к нахождению значений х, при которых числитель обращается в 0. Обязательно проверить, входят ли найденные значения ОДЗ

Тригонометрические уравнения с корнями

  • Однотипные: в знаменателе квадратный корень из sin или cos , в числителе – тригонометрическое выражение
  • Накладываются ограничения на подкоренное выражение и знаменатель (ОДЗ)
  • Решение сводится к нахождению значений х, при которых числитель обращается в 0.
  • Обязательно проверить, входят ли найденные значения ОДЗ
Тригонометрические уравнения с корнями   Накладываем ограничения на знаменатель (ОДЗ) Переходим к эквивалентному уравнению (приравниваем числитель к 0) Выполняются тригонометрические преобразования, разложение на множители левой части уравнения. Находятся корни уравнения и проверяются на соответствие ОДЗ Отбор корней – с помощью числовой окружности

Тригонометрические уравнения с корнями

  • Накладываем ограничения на знаменатель (ОДЗ)
  • Переходим к эквивалентному уравнению (приравниваем числитель к 0)
  • Выполняются тригонометрические преобразования, разложение на множители левой части уравнения.
  • Находятся корни уравнения и проверяются на соответствие ОДЗ
  • Отбор корней – с помощью числовой окружности
Тригонометрические уравнения с корнями Знания и умения Трудности Свойства корней Ограничения на знаменатель и на квадратный корень Тригонометрические формулы Формулы приведения Тригонометрический круг Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, , Свойства четности и нечетности тригонометрических функций Формулы корней простейших тригонометрических уравнений Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения Способы разложения на множители Метод замены переменной   В наложении ограничений на знаменатель и на квадратный корень В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти) Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)

Тригонометрические уравнения с корнями

Знания и умения

Трудности

  • Свойства корней
  • Ограничения на знаменатель и на квадратный корень
  • Тригонометрические формулы
  • Формулы приведения
  • Тригонометрический круг
  • Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
  • Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
  • Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
  • Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Способы разложения на множители
  • Метод замены переменной
  •  
  • В наложении ограничений на знаменатель и на квадратный корень
  • В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти)
  • Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения
  • Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)
Логарифмические уравнения с тригонометрией Несколько разновидностей Накладываются ограничения на подлогарифмическое выражение и знаменатель (если есть) (ОДЗ) Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному или тригонометрическому уравнению, разложение на множители и т.д.) Обязательно проверить, входят ли найденные значения ОДЗ

Логарифмические уравнения с тригонометрией

  • Несколько разновидностей
  • Накладываются ограничения на подлогарифмическое выражение и знаменатель (если есть) (ОДЗ)
  • Различные способы решения (замена переменной, приведение к квадратному или тригонометрическому уравнению, разложение на множители и т.д.)
  • Обязательно проверить, входят ли найденные значения ОДЗ
Логарифмические уравнения с тригонометрией Накладываются ограничения на подлогарифмическое выражение (ОДЗ) Решается заменой переменной и переходом к квадратному уравнению Находятся корни уравнения и проверяются на соответствие ОДЗ Отбор корней – с помощью числовой окружности

Логарифмические уравнения с тригонометрией

  • Накладываются ограничения на подлогарифмическое выражение (ОДЗ)
  • Решается заменой переменной и переходом к квадратному уравнению
  • Находятся корни уравнения и проверяются на соответствие ОДЗ
  • Отбор корней – с помощью числовой окружности
Логарифмические уравнения с тригонометрией Знания и умения Трудности Свойства логарифмов Ограничения на знаменатель и на логарифм Тригонометрические формулы Формулы приведения Тригонометрический круг Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, , Свойства четности и нечетности тригонометрических функций Формулы корней простейших тригонометрических уравнений Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения Способы разложения на множители Метод замены переменной   В наложении ограничений на знаменатель и на логарифм В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти) Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)

Логарифмические уравнения с тригонометрией

Знания и умения

Трудности

  • Свойства логарифмов
  • Ограничения на знаменатель и на логарифм
  • Тригонометрические формулы
  • Формулы приведения
  • Тригонометрический круг
  • Значения sin, cos и tg углов 0, /6, /4, /3, ,
  • Свойства четности и нечетности тригонометрических функций
  • Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
  • Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Способы разложения на множители
  • Метод замены переменной
  •  
  • В наложении ограничений на знаменатель и на логарифм
  • В применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти)
  • Незнание формул решения простейшего тригонометрического уравнения
  • Ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения
  • Некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями)
Для выполнения задания нужно знать и уметь применять: - тригонометрические формулы,   - формулы приведения, - формулы для нахождения корней простейших тригонометрических уравнений, - свойства функций (тригонометрических, логарифмической, показательной), - табличные значения sin, сos и tg углов 0, , , , , π, 2π  - тригонометрическую окружность , - определение и свойства логарифмов, - свойства степени и квадратного корня, - формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, - методы решения уравнений, - методы отбора корней.

Для выполнения задания нужно знать и уметь применять:

- тригонометрические формулы,

  •  

- формулы приведения,

- формулы для нахождения корней простейших тригонометрических уравнений,

- свойства функций (тригонометрических, логарифмической, показательной),

- табличные значения sin, сos и tg углов 0, , , , , π, 2π

- тригонометрическую окружность ,

- определение и свойства логарифмов,

- свойства степени и квадратного корня,

- формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения,

- методы решения уравнений,

- методы отбора корней.

Основные ошибки при выполнении первого пункта задания: в применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти), незнание формул корней простейших тригонометрических уравнений, деление обеих частей уравнения на cos x или на sin x , что приводит к потере корня, неверно указанный период при решении простейших уравнений, неверно найденные значения арксинуса и арккосинуса, ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения, некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями), в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни, степени.

Основные ошибки при выполнении первого пункта задания:

  • в применении формул приведения (не учитывается знак тригонометрической функции в четверти),
  • незнание формул корней простейших тригонометрических уравнений,
  • деление обеих частей уравнения на cos x или на sin x , что приводит к потере корня,
  • неверно указанный период при решении простейших уравнений,
  • неверно найденные значения арксинуса и арккосинуса,
  • ошибки в формулах дискриминанта и корней квадратного уравнения,
  • некорректные записи при вычислении дискриминанта и корней (например, ставится знак равенства между очевидно неравными выражениями),
  • в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни, степени.
Основные ошибки при выполнении второго пункта задания: при отборе корней арифметическим способом : - не все корни найдены, - не показан отбор корней, при отборе корней алгебраическим способом : - неумение отбирать целые значения при решении двойного неравенства с последующим отысканием значений корней уравнения при отборе корней с помощью тригонометрической окружности : - на окружности не отмечены концы рассматриваемого отрезка, не подписаны значения, соответствующие концам отрезка, отрезок не выделен, - на окружности решения показаны точками, но соответствующие им значения не подписаны, - на окружности отмечены не все решения, - на окружности отмечены точки, не являющиеся решениями (не принадлежащие заданному отрезку), - ошибки в определении соответствующего значения для точки.

Основные ошибки при выполнении второго пункта задания:

  • при отборе корней арифметическим способом : - не все корни найдены, - не показан отбор корней,
  • при отборе корней алгебраическим способом : - неумение отбирать целые значения при решении двойного неравенства с последующим отысканием значений корней уравнения
  • при отборе корней с помощью тригонометрической окружности : - на окружности не отмечены концы рассматриваемого отрезка, не подписаны значения, соответствующие концам отрезка, отрезок не выделен, - на окружности решения показаны точками, но соответствующие им значения не подписаны, - на окружности отмечены не все решения, - на окружности отмечены точки, не являющиеся решениями (не принадлежащие заданному отрезку), - ошибки в определении соответствующего значения для точки.
Внимание!!!!! В значительной части работ, которые оценили в 1 балл , отметка была снижена именно  за отсутствие отбора  или  недостаточную его аргументацию

Внимание!!!!!

В значительной части работ, которые оценили в 1 балл , отметка была снижена именно

за отсутствие отбора

или

недостаточную его аргументацию

Отбор корней  с помощью тригонометрической окружности Ответ к пункту а): На тригонометрической окружности должно быть : 1) Отмечены и обозначены  концы числового отрезка. 2) Выделена дуга , соответствующая заданному отрезку. 3) Отмечены и обозначены  корни ( точки, соответствующие корням данного уравнения). При этом на дуге могут быть отмечены дополнительные точки, принадлежащие данной дуге. 4) Показать вычисление корней!!! Данный способ –простой, наглядный, универсальный !

Отбор корней с помощью тригонометрической окружности

Ответ к пункту а):

На тригонометрической окружности должно быть :

1) Отмечены и обозначены концы числового отрезка.

2) Выделена дуга , соответствующая заданному отрезку.

3) Отмечены и обозначены корни ( точки, соответствующие корням данного уравнения).

При этом на дуге могут быть отмечены дополнительные точки, принадлежащие данной дуге.

4) Показать вычисление корней!!!

Данный способ –простой, наглядный, универсальный !

Отбор корней  с помощью тригонометрической окружности Отбор корней по окружности возможен, если дуга меньше 2   Обычно дается дуга длиной ¾ окружности.

Отбор корней с помощью тригонометрической окружности

  • Отбор корней по окружности возможен, если дуга меньше 2

 

  • Обычно дается дуга длиной ¾ окружности.
Отбор корней  способом перебора При отборе необходимо показать: «недолет» , «попадание , «перелет» . Начинаем и заканчиваем перебор корнями, которые не входят в промежуток. Иначе выбор будет не обоснован.

Отбор корней способом перебора

При отборе необходимо показать: «недолет» , «попадание , «перелет» .

Начинаем и заканчиваем перебор корнями, которые не входят в промежуток. Иначе выбор будет не обоснован.

Отбор корней  с помощью двойного неравенства Ответ а):

Отбор корней с помощью двойного неравенства

Ответ а):

Обязательно: Указан отрезок .  Указаны корни, попавшие в отрезок.  Указаны ближайшие корни, не попавшие в отрезок Отбор корней  с помощью графика Ответ к пункту а):    

Обязательно:

  • Указан отрезок .

  • Указаны корни, попавшие в отрезок.

  • Указаны ближайшие корни, не попавшие в отрезок

Отбор корней с помощью графика

Ответ к пункту а):

 

 

Отбор корней  с помощью числовой прямой Обязательно: Указан отрезок. Указаны корни, попавшие в отрезок. Указаны ближайшие корни, не попавшие в отрезок Ответ к пункту а):

Отбор корней с помощью числовой прямой

Обязательно:

  • Указан отрезок.
  • Указаны корни, попавшие в отрезок.
  • Указаны ближайшие корни, не попавшие в отрезок

Ответ к пункту а):

Критерии проверки и оценка решений  задания № 13

Критерии проверки и оценка решений задания № 13

ВАЖНО!!!! Выделение решения уравнения в отдельный пункт а прямо указывает участникам экзамена на необходимость полного решения предложенного уравнения: при отсутствии в тексте конкретной работы ответа на вопрос пункта а  задание оценивается 0 баллов . Ответ в задании с развёрнутым ответом — это решение и вывод (называемый ответом).

ВАЖНО!!!!

  • Выделение решения уравнения в отдельный пункт а прямо указывает участникам экзамена на необходимость полного решения предложенного уравнения: при отсутствии в тексте конкретной работы ответа на вопрос пункта а задание оценивается 0 баллов .
  • Ответ в задании с развёрнутым ответом — это решение и вывод (называемый ответом).

ВАЖНО!!!! Вычислительная ошибка – это ошибка, допущенная при выполнении арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление. Любые ошибки, допущенные в тригонометрических формулах, в нахождении значений тригонометрических функций не относятся к вычислительным. Если допущена вычислительная ошибка, которая не привела к кардинальным изменениям в решении – 1 балл, если же в результате ошибки решение пошло по другому сценарию – 0 баллов.

ВАЖНО!!!!

  • Вычислительная ошибка – это ошибка, допущенная при выполнении арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление.
  • Любые ошибки, допущенные в тригонометрических формулах, в нахождении значений тригонометрических функций не относятся к вычислительным.
  • Если допущена вычислительная ошибка, которая не привела к кардинальным изменениям в решении – 1 балл, если же в результате ошибки решение пошло по другому сценарию – 0 баллов.
Рекомендации по решению пункта а)  Если в уравнении есть дроби, корни, логарифмы , т.е. для значений переменной есть ограничения, то выбираем любой из нижеприведённых способов:  • выписываем полностью ОДЗ  • выписываем «ограничения» для переменной  • используем равносильные переходы в решении (этот вариант для самых смелых, кто отлично разбирается, в чем разница «системы» от «совокупности») Обязательно!!!! проверяем, входят ли найденные корни в эту область или нет. Если в уравнении есть tg x – помним, что он существует, только если cos x не равен нулю.

Рекомендации по решению пункта а)

  • Если в уравнении есть дроби, корни, логарифмы , т.е. для значений переменной есть ограничения, то выбираем любой из нижеприведённых способов: • выписываем полностью ОДЗ • выписываем «ограничения» для переменной • используем равносильные переходы в решении (этот вариант для самых смелых, кто отлично разбирается, в чем разница «системы» от «совокупности»)
  • Обязательно!!!! проверяем, входят ли найденные корни в эту область или нет. Если в уравнении есть tg x – помним, что он существует, только если cos x не равен нулю.
Рекомендации по решению пункта а) Если уравнение решаем через замену, то обязательно обозначаем это словами «Пусть t =…» или «Сделаем замену t =…». Если после замены уравнение сводилось к квадратному, то обозначаем, каким способом оно решается: через дискриминант (важно правильно оформить нахождение D и корней уравнения!!!!) или с помощью теоремы Виета. (Лучше подробно расписать решение уравнения, пусть даже такого простого)

Рекомендации по решению пункта а)

  • Если уравнение решаем через замену, то обязательно обозначаем это словами «Пусть t =…» или «Сделаем замену t =…».
  • Если после замены уравнение сводилось к квадратному, то обозначаем, каким способом оно решается: через дискриминант (важно правильно оформить нахождение D и корней уравнения!!!!) или с помощью теоремы Виета. (Лучше подробно расписать решение уравнения, пусть даже такого простого)
Рекомендации по решению пункта а) После решения уравнения в новой переменной, возвращаемся к старой, опять же обозначив это словами, например «Сделаем обратную замену» После того, как уравнение свелось к простейшим, решаем их. Можно находить корни с помощью тригонометрической окружности (это позволит отмеченные решения в дальнейшем легко перенести на тригонометрическую окружность в пункте б для отбора корней). Можно обозначить этот этап словами «Изобразим на единичной окружности корни уравнений». Рисуем единичную окружность, оси можно подписать как sin x и cos x, обязательно отражаем на окружности ограничения (ОДЗ) дугой или выкалываем точки.

Рекомендации по решению пункта а)

  • После решения уравнения в новой переменной, возвращаемся к старой, опять же обозначив это словами, например «Сделаем обратную замену»
  • После того, как уравнение свелось к простейшим, решаем их.
  • Можно находить корни с помощью тригонометрической окружности (это позволит отмеченные решения в дальнейшем легко перенести на тригонометрическую окружность в пункте б для отбора корней). Можно обозначить этот этап словами «Изобразим на единичной окружности корни уравнений». Рисуем единичную окружность, оси можно подписать как sin x и cos x, обязательно отражаем на окружности ограничения (ОДЗ) дугой или выкалываем точки.
Рекомендации по решению пункта а) Можно ли для всех серий использовать один и тот же целочисленный параметр, например k? Не будет ошибкой использование одной буквы, также как и использование разных букв (т.к. все серии корней не взаимосвязаны )

Рекомендации по решению пункта а)

  • Можно ли для всех серий использовать один и тот же целочисленный параметр, например k?

Не будет ошибкой использование одной буквы, также как и использование разных букв (т.к. все серии корней не взаимосвязаны )

Рекомендации по решению пункта б) Отбор корней можно выполняем любым способом, к которому привыкли. Если выбираем способ через единичную окружность, то обозначим это словами «Отберем корни с помощью тригонометрической окружности» . На самой окружности обязательно отмечаем промежуток, на котором будем искать корни, подписываем концы промежутка, переносим корни уравнения, найденные в пункте а, попадающие в указанный промежуток, правильно их вычислив! (показать вычисление корней)

Рекомендации по решению пункта б)

  • Отбор корней можно выполняем любым способом, к которому привыкли.
  • Если выбираем способ через единичную окружность, то обозначим это словами «Отберем корни с помощью тригонометрической окружности» .
  • На самой окружности обязательно отмечаем промежуток, на котором будем искать корни, подписываем концы промежутка, переносим корни уравнения, найденные в пункте а, попадающие в указанный промежуток, правильно их вычислив! (показать вычисление корней)
Рекомендации по записи ответа Ответ к заданию № 13 должен содержать две части : К пункту а) : Выписываем корни (серии корней) через запятую. Целочисленный параметр может быть указан или в самом конце для всех корней, или после каждой серии корней К пункту б) : Выписываем корни, попавшие в указанный промежуток через запятую. Здесь уже никаких серий корней!!!

Рекомендации по записи ответа

  • Ответ к заданию № 13 должен содержать две части :
  • К пункту а) : Выписываем корни (серии корней) через запятую. Целочисленный параметр может быть указан или в самом конце для всех корней, или после каждой серии корней
  • К пункту б) : Выписываем корни, попавшие в указанный промежуток через запятую. Здесь уже никаких серий корней!!!

Из практики… Формулы: Основное тригонометрическое тождество ( выучить ) Формулы двойного угла Формулы синуса и косинуса суммы Четность и нечетность функций sin(-х) = - sin х с и нус - м и нус сos(-х) = сos х косинус - плюс

Из практики…

Формулы:

  • Основное тригонометрическое тождество ( выучить )
  • Формулы двойного угла
  • Формулы синуса и косинуса суммы

Четность и нечетность функций

sin(-х) = - sin х с и нус - м и нус

сos(-х) = сos х косинус - плюс

Из практики… Формулы приведения:

Из практики…

Формулы приведения:

Из практики… Тригонометрическая окружность -    «палочка-выручалочка» - поможет в нахождении значений  sin, сos  углов 0, , , , , π, 2π и т.д.;  в определении знака   тригонометрических функций; в нахождении корней; в отборе корней.

Из практики…

Тригонометрическая окружность -

  •  

«палочка-выручалочка» - поможет

  • в нахождении значений sin, сos

углов 0, , , , , π, 2π и т.д.;

  • в определении знака

тригонометрических функций;

  • в нахождении корней;
  • в отборе корней.
Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 1 Комментарий эксперта: Уравнение смешанного типа. Решается с помощью введения новой переменной. Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах. Оценка эксперта : 2 балла.

Примеры оценивания решения задания № 13

1

Комментарий эксперта:

Уравнение смешанного типа. Решается с помощью введения новой переменной. Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах.

Оценка эксперта : 2 балла.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 2 Комментарий эксперта: Обоснованно получен ответ в пункте а, но применяя формулу приведения автор минус ставит перед х, потом перед синусом. В пункте а) ошибки нет. В п. б выполнено все верно. Оценка эксперта : 2 балла.

Примеры оценивания решения задания № 13

2

Комментарий эксперта:

Обоснованно получен ответ в пункте а, но применяя формулу приведения автор минус ставит перед х, потом перед синусом. В пункте а) ошибки нет. В п. б выполнено все верно.

Оценка эксперта : 2 балла.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 3 Комментарий эксперта: Уравнение тригонометрическое с применением формулы приведения. Ошибка в применении формулы приведения (4 четверть, должен стоять «плюс») и «сокращение» уравнения на cos x . При этом допущены две серьезные алгебраические ошибки. Пункт б) не рассматривается. Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

3

Комментарий эксперта:

Уравнение тригонометрическое с применением формулы приведения. Ошибка в применении формулы приведения (4 четверть, должен стоять «плюс») и «сокращение» уравнения на cos x . При этом допущены две серьезные алгебраические ошибки.

Пункт б) не рассматривается.

Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 4 Комментарий эксперта:  Логарифмическое уравнение, которое после введения новой переменной и обратной замены преобразовывается с помощью равносильных переходов в тригонометрическое. Обоснованно получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки во втором корне квадратного уравнения, но при этом выполнены оба пункта. В пункте б) отборка корней выполнена с помощью окружности. Оценка эксперта : 1 балл.

Примеры оценивания решения задания № 13

4

Комментарий эксперта:

Логарифмическое уравнение, которое после введения новой переменной и обратной замены преобразовывается с помощью равносильных переходов в тригонометрическое.

Обоснованно получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки во втором корне квадратного уравнения, но при этом выполнены оба пункта. В пункте б) отборка корней выполнена с помощью окружности.

Оценка эксперта : 1 балл.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 5 Комментарий эксперта:  Ошибка в формулах корней квадратного уравнения. Эта ошибка не вычислительная, поэтому 0 баллов. Пункт б) не рассматривается. Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

5

Комментарий эксперта:

Ошибка в формулах корней квадратного уравнения. Эта ошибка не вычислительная, поэтому 0 баллов.

Пункт б) не рассматривается.

Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 6 Комментарий эксперта: Пример ошибки, которая не может быть отнесена к вычислительной. Выполнена не та операция - вместо извлечения корня из числа, это число возведено в квадрат. Пункт б) не рассматривается. Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

6

Комментарий эксперта:

Пример ошибки, которая не может быть отнесена к вычислительной.

Выполнена не та операция - вместо извлечения корня из числа, это число возведено в квадрат.

Пункт б) не рассматривается.

Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 7 Комментарий эксперта: Ошибка при возведении в степень в решении логарифмического уравнения. Эта ошибка не вычислительная, поэтому 0 баллов. Пункт б) не рассматривается. Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

7

Комментарий эксперта:

Ошибка при возведении в степень в решении логарифмического уравнения. Эта ошибка не вычислительная, поэтому 0 баллов.

Пункт б) не рассматривается.

Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 8 Комментарий эксперта: Дробное тригонометрическое уравнение. Рассмотрены границы синуса и косинуса. Но неверно найдена область допустимых значений переменной и вычислительная ошибка при нахождении второго корня квадратного уравнения. Пункт б) не рассматривается. Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

8

Комментарий эксперта:

Дробное тригонометрическое уравнение. Рассмотрены границы синуса и косинуса. Но неверно найдена область допустимых значений переменной и вычислительная ошибка при нахождении второго корня квадратного уравнения.

Пункт б) не рассматривается.

Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 9 Комментарий эксперта: Тригонометрическое уравнение с применение формулы - сумма углов. Из-за ошибки в тригонометрии в нахождении второго корня уравнения sin х = -1/2, пункт б) не засчитывается Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

9

Комментарий эксперта:

Тригонометрическое уравнение с применение формулы - сумма углов. Из-за ошибки в тригонометрии в нахождении второго корня уравнения sin х = -1/2, пункт б) не засчитывается

Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 10   Комментарий эксперта: В работе два недостатка в решении тригонометрического уравнения. Ошибка в тригонометрии, в п. а) д. б. период /4 + n/2, в п. б) правильный ответ, но не показана отборка Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

10

  •  

Комментарий эксперта:

В работе два недостатка в решении тригонометрического уравнения. Ошибка в тригонометрии, в п. а) д. б. период /4 + n/2, в п. б) правильный ответ, но не показана отборка

Оценка эксперта : 0 баллов.

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13

Примеры оценивания решения задания № 13 № 11 Комментарий эксперта: Обоснованно получен ответ в пункте а. В пункте б неправильно выделена часть окружности, которая должна соответствовать данному отрезку. Оценка эксперта : 1 балл.

Примеры оценивания решения задания № 13

11

Комментарий эксперта:

Обоснованно получен ответ в пункте а. В пункте б неправильно выделена часть окружности, которая должна соответствовать данному отрезку.

Оценка эксперта : 1 балл.

Источники информации: В методических материалах характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по математике, и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Источники информации:

В методических материалах характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по математике, и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Источники информации: Открытый банк заданий ФИПИ

Источники информации:

Открытый банк заданий ФИПИ

Источники информации:   Материалы семинаров Анализ итогов ЕГЭ по математике (27.09.2024) Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по математике (05.11.2024)

Источники информации: Материалы семинаров

Анализ итогов ЕГЭ по математике (27.09.2024)

Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по математике (05.11.2024)