Просмотр содержимого документа
«Анализ занятия с точки педагогического общения»
Анализ урока с точки зрения педагогического общения
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методы и методические приемы, формы обучения на уроке.
2. Стиль педагогического общения: в центре - педагог, в центре - ученики как индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы учителя.
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то; соотношение проблемности и информативности; четкость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
5. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.
6. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование.
7. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).
Объяснения, связанные с содержанием урока:
А) объяснения ясны и доступны, используются подходящие слова и термины;
Б) используются примеры;
В) выделяются ключевые моменты в содержании урока;
Г) в материале выделяются и прорабатываются трудные места.
7. Адекватное использование письменных объяснений:
А) записи аккуратны и разборчивы;
Б) прочтение и объяснение текста ясное;
В) графические изображения четкие;
Г) используются правильные, ясные обозначения.
8. Использование устных объяснений:
А) дикция способствует пониманию;
Б) скорость, величина высказываний удобны для восприятия;
В) речь грамматически правильна;
Г) произношение слов правильное.
9. Разъяснения при непонимании материала:
А) определение областей непонимания и повторение объяснений;
Б) проявляется стремление к устранению непонимания и его причин;
В) проводятся индивидуальные разъяснения и для небольших групп;
Г) на уроке нет неясностей.