СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Андерсен гадкий утенок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

гадкий утенок литературное чтение 7-класс сказка андерсена

Просмотр содержимого документа
«Андерсен гадкий утенок»

«Утверджаю»: Класс:7 (Обучение на дому)



Тема урока: Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Цели урока:

  • раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;

  • развивать речь, мышление, память, аналитико-синтетические навыки учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;

  • прививать интерес к чтению.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.Проверка готовности на урок. Эмоциональный настрой на урок.

2. Проверка домашнего задания: Что такое сказка?

Презентация.

Пословица гласит: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”.

Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г. Х. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним.. Давайте попробуем разгадать кроссворд. 

1)

у

т

ё

н

о

к

 

2)

с

е

р

ы

й

3)

у

т

к

а

 

 

4)

с

ы

н

о

ч

е

к

5)

л

е

т

о

 

6)

к

о

т

7)

к

у

р

и

ц

а

  1. Главный герой сказки?

  2. Какого цвета он был?

  3. “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” - кто так сказал?

  4. Как называла старуха кота?

  5. Время года, когда появились на свет утята?

  6. Житель избушки?

  7. Кого называли Коротконожкой?

- Какое ключевое слово у нас появилось?

3. Постановка учебной задачи

-как ты считаешб, что такое красота?

Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов 

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- А красивый, это какой?

Посмотрим в словарь: 

Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.

- Как считаешь, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?

Учитель: значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)

- Как вы считаете хорошо быть красивым?

- А некрасивым? Почему?

- Кому в жизни легче?

- А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (обладать хорошими качествами….)

- Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке.

4. Совместный поиск решения учебной задачи

- Открываем книги и отправляемся в сказку.

- Давайте прочитаем, как начинается сказка (1 абз.) - А вы были за городом?

- Что хотел показать автор этими строчками?

Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок.

- Как вы понимаете слово гадкий?

- Давайте посмотрим в словаре. Слайд 13

Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.

Слайды 14, 15 - Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.

- Утёнок родился, что про него говорят? Какой он?

Утёнок

  • гадкий

  • ужасный урод

- Кто про него так сказал?

- Должна ли была мама утка так говорить?

- Что оправдывает её? (то, что она мачеха, утёнок не её сын)

- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

1. Не такой как все

Давайте добавим это в характеристику.

Слайд 17

- Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве)

- Как утята учились плавать?

- Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. (стр. 203 вверху)

- Почему засомневалась утка? ( утёнок хорошо плавал)

Что добавим ещё в характеристику утёнка? (хорошо плавает)

Слайд 17

Утёнок

  • гадкий

  • ужасный урод

  • хорошо плавает

- Давайте дополним нашу характеристику

  • большой и несуразный

  • бедняга

  • слишком велик

- Что сказала мама утка?

  • некрасив, но у него доброе сердце

- Как относились к серому утёнку жители двора?

- Почему они так относились?

- Имели ли они все на это право?

- Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по другому?

- Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?- Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте. ( стр. 205 посл. абз).

- Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (дело не в утке, а в обитателях птичьего двора…)

- Почему убежал утёнок с птичьего двора?

- Как вы думаете, почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу?

- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

2. Унижение

- Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему?

- Куда убежал утёнок с птичьего двора?(на болото)

- Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество)

- Какой ещё этап жизни мы проследили?

3. Одиночество

- Какой выход нашёл для себя утёнок?

- Какими были кот и курица?

- Что дают понять утёнку курица и кот? ( Если не можешь нести яйца….. тебе здесь не место)

- Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? ( ограничен в свободе)

- Какой этап жизни утёнка мы проследили?

4. Ограничение в свободе. Непонимание

- Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят)

- Что пришлось испытать утёнку? ( голод, холод)

- Какой ещё выделим этап жизни утёнка?

5. Холод, голод

- Почему, увидев красивых птиц утёнок не позавидовал им?

Он был рад-радёхонек, если хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утёнок!

- Что хотел сказать автор этими строками?

6. Чуть не умер

- Почему утёнок ушёл от крестьянина? ( потерял веру в добро)

7. Желание умереть

- Кем стал утёнок?

- Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте.



5.Закрепление

  • Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.

  • Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.

  • Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.

  • Нельзя высмеивать недостатки других.

  • Добро всегда побеждает зло.

  • Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.

Слайд 29

6. Итог урока

- Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке

  • Красивый вид человека не портит.

  • Некрасив собой, но красив душой.

  • Суди не по внешности, а суди по делам.

  • Кому, что идёт, то и красиво.

  • Не красна изба углами , а красна пирогами.

- Объясните их смысл.



7.Домашнее задание:

Ответить на вопросы письменно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!