Анкета социального педагога
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
Дата рождения _________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________
Телефон ______________________________________________________
Школа, класс __________________________________________________
Перемена школы, повторение класса _____________________________
1. Встреча с родителями
1) Члены семьи
Фамилия, имя, отчество матери _______________________________________ возраст _________ профессия_____________________________________кем работает __________________________
Фамилия, имя, отчество отца _________________________________________ возраст _________ профессия _____________________________________кем работает __________________________
Какие другие члены семьи проживают вместе ____________________________________________
Материальное положение семьи: высокое, достаточное, низкое, критичное
По мнению родителей: в чем причина сложившейся ситуации _______________________________ ____________________________________________________________________________________ 2) Родители о ребенке
Сильные стороны ребенка _____________________________________________________________ Слабые стороны ребенка ______________________________________________________________ Психотравмирующие ситуации в жизни ребенка (в каком возрасте: сильный испуг, смерть близких, попадание в больницу, разлука с близкими, развод родителей, что-то другое __________
____________________________________________________________________________________
Продолжительные психотравмирующие ситуации. Конфликты в семье; ревность по отношению к другому ребенку, длительная разлука с семьей, конфликт с учителем, что-то другое _________ ____________________________________________________________________________________
3) Социальный опыт ребенка в семье
• Какие обязанности ребенок выполняет в семье __________________________________________ ____________________________________________________________________________________
• Соблюдение режима дня ребенком ____________________________________________________
• Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашних заданий ____________________________________________________________________________________ Чем любит заниматься ребенок в свободное время дома __________________________________ ____________________________________________________________________________________
Вне семьи:
сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой ____________________________________________________________________________________
с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося ____________________________________________________________________________________
постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд), другое ____________________________________________________________________________________
содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое _____________________________________________________________________________ курит (эпизодически, систематически) _________________________________________________
употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие______________________ _____________________________________________________________
играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры) _______________________________ Каким образом родители участвуют в жизни ребенка _____________________________________ ___________________________________________________________________________________
4) Направленность интересов
• К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая).
• В каких кружках (секциях) состоит, состоял ___________________________________________
• Культурный кругозор:
— посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки ________________________________ ___________________________________________________________________________________
— какую литературу предпочитает читать ______________________________________________
регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
5) Самооценка личности
• Уровень самооценки: — адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения); — завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения); — заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).
• Восприятие критики: — активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.); — пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет); — безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения); — негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
6) Индивидуальные особенности поведения
1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей — в дружбе пассивен, общается с теми, кто к нему обращается — мало общителен — избегает общения.
2) Застенчив и робок — не смущается со знакомыми — раскован и смел в любой обстановке.
3) Задирист, драчлив — первый не задирается, но может за себя постоять — избегает ссор — труслив.
4) Ласков — не любит выражать свои чувства — холодный, неласковый.
5) Болтливый — охотно разговаривает — молчаливый.
6) Чрезмерно подвижен, быстр — двигательная активность умеренная — мало подвижен; движения ловкие — движения неловкие.
7) Спокойный — легко волнуется — быстро раздражается— теряет контроль над поведением, «нервный».
8) Собранный, внимательный — рассеянный, невнимательный — внимателен только при интересном занятии.
9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство — самолюбие не выражено.
10) Имеет любимое занятие (какое именно) ________________________, всем любит заниматься понемногу — самостоятельно не может найти себе занятия.
11) Находчив, догадлив — с трудом находит ответ.
12) Легко принимает решение сам, может его отстоять — склонен к сомнениям — охотно принимает советы окружающих.
13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности— ответственен, добросовестен — недостаточно ответственен.
14) Доброжелателен, справедлив — завистлив, мстителен.
15) Память хорошая — память плохая, забывчив.
7) В случае конфликтной ситуации в семье
— причины возникновения конфликтной ситуации ________________________________________ ____________________________________________________________________________________
— степень контроля, вмешательства родителей в жизнь ребенка ____________________________ ____________________________________________________________________________________ — как часто родители хвалят ребенка, наказывают ________________________________________ ____________________________________________________________________________________
— с кем из родителей ребенок чаще делится своими переживаниями, проблемами ____________________________________________________________________________________
— какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы ____________________________________________________________________________________
— что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты __________________________ ____________________________________________________________________________________ ----если подросток уходит из дома - причины уходов, по мнению родителей ____________________________________________________________________________________ — где ночует подросток, чем занимается ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
— что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать _____________________________________________________________________________________
— как они реагируют, когда подросток возвращается домой ______________________________ __________________________________________________________________________________ Психологическое, физическое насилие в семье
— как обычно реагируют родители, если подросток не слушается __________________________________________________________________________________
— часто ли родители могут накричать, «разрядиться» на подростке
___ ______________________________________________________________________________
— по какой причине родители чаще раздражаются ______________________________________ __________________________________________________________________________________
— всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуют _____________________ __________________________________________________________________________________
8) В случае конфликтной ситуации в школе
— причина конфликта, по мнению родителей __________________________________________
— как часто ребенок пропускает уроки _______________________________________________
— причина пропусков занятий _______________________________________________________
— любимые/нелюбимые предметы ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
— трудно ли ребенку усваивать материал ______________________________ _______________
— кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков
________________________________________________________________________________
— отношение родителей к сложившейся ситуации (их претензии к педагогам, администрации) _________________________________________________________________________________
— какие действия предпринимали родители для разрешения конфликта _________________________________________________________________________________
— что, по мнению родителей, препятствует разрешению ситуации _______________________ __________________________________________________________________________________
9)Тип семьи (выводы делаются на основании проведенной беседы):
— благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи стабильно положительная);
— неблагополучная: педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы); • нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).
10)Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
— семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
— чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
— попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
— сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).
11)Характер взаимоотношений родителей со школой:
— направленность на сотрудничество;
— игнорирование требований школы;
— конфликтность с представителями школы.
2. Встреча с педагогом
I. Особенности адаптации ребенка к школе
— успеваемость учащегося по основным предметам: чтение (литература) __________________ русский язык ____________________________ математика ______________________________
— отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное;
— интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие; — мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить высокую оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников;
— к каким школьным дисциплинам проявляет интерес _________________________________ _________________________________________________________________________________ Трудности, испытываемые ребенком в школе, связаны с усвоением школьной программы, освоением норм поведения, особенностями социальных контактов:
—как эмоционально ребенок реагирует на испытываемые трудности _____________________________________________________________________________________
— как часто ребенок пропускает уроки __________________________________________________ — причина пропусков занятий __________________________________________________________
— кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков ___________________________
II. Положение в классном коллективе, отношение к другим
1) Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, конфликтный, нейтральный, отвергаемый
2) Круг общения (с кем чаще всего общается в школе )________________ _______________
____________________________________________________________________________________ Характер взаимного влияния ___________________________________________________________
3) Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.
4) Манера, стиль общения с окружающими:
— авторитарный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, наставляет, поучает, не умеет принимать советы других, с трудом признает свои ошибки);
— агрессивный (жесткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, агрессивность может доходить до асоциального поведения);
— критичный по отношению к окружающим людям (испытывает трудности в контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии, обидчивый);
— демонстративный (стремится быть над всеми, но одновременно в стороне, самовлюбленный, расчетливый, себялюбивый, любит перекладывать трудности на окружающих, хвастливый, самодовольный, заносчивый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству);
— подчиняемый другими, зависимый от других (покорный, склонный уступать всем и во всем, слабовольный, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном, неуверенный в себе, боязливый, беспомощный, не умеет проявлять сопротивление, считает, что другие всегда правы); — дружелюбный (ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится «быть хорошим» для всех без учета ситуации, склонен к сотрудничеству и кооперации, гибкий при решении конфликтных ситуаций).
III. Самооценка учащегося
1) Уровень самооценки: — адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения); — завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения); — заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).
2) Восприятие критики: — активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.); — пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет); — безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения); — негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
IV. В случае конфликтной ситуации в школе — начало возникновения проблем в школе _____________________________________________________________________________________
Причина конфликта, по мнению педагога: • плохая успеваемость; • отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, отказ от выполнения учебных заданий в классе; • правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и у слабых, избиение младших или слабых, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство); • педагогическая некомпетентность родителей.
Отношение педагога к сложившейся ситуации _______________________ ______________________
— какие действия предпринимал педагог для разрешения конфликта __________________________ _____________________________________________________________________________________
— как ребенок относится к педагогическим воздействиям: негативно, равнодушно, понимает и старается выполнить __________________________________________________________________
— что, по мнению педагога, препятствует разрешению ситуации______________________________ __ __________________________________________________________________________________
— состоит ли подросток на учете в КДН, на внутришкольном учете ___________________________
— причина постановки на учет _________________________________________________________
Связь семьи со школой ________________________________________________________________
3. Встреча со школьником
I. Характеристика семейных отношений
Кто глава семьи ______________________________________________________________________
Самый близкий член семьи _____________________________________________________________
Семейная ситуация глазами ребенка (его положение в семье) ____________________________ _____________________________________________________________________________________
Что знает подросток о своих родителях, об их вкусах, работе, заботах, здоровье _____________________________________________________________________________________ Конфликты с родителями и другими членами семьи:
— жалобы ребенка на родителей, других членов семьи ______________________________________
— как часто родители его хвалят, наказывают; по какому поводу _____________________________ _____________________________________________________________________________________
Как он помогает родителям, какие имеет обязанности _____________________________________________________________________________________
— как родители, другие члены семьи относятся: к его друзьям ________________________________ _____________________________________________________________________________________ — оценкам в школе ___________________________________________________________________
— увлечениям ________________________________________________________________________
— какие требования предъявляют к нему родители и насколько они, по его мнению, выполнимы _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
— что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты _________________________________ _____________________________________________________________________________________ Уходы из дома:
— как долго он может не приходить домой _______________________________________________
— где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов ______________________________ _____________________________________________________________________________________ — сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей) _____________________________________________________________________________________
— хочет ли он, чтобы родители знали, где он находится ___________________________________ — что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит ночевать ________________________ _____________________________________________________________________________________ — что говорят, делают родители, когда он возвращается домой ____________________________ _____________________________________________________________________________________ Психологическое, физическое насилие в семье:
— как чаще реагируют родители, если он не слушается _____________________________________
— часто ли родители могут накричать ____________________________________________________ — как его наказывают при тяжелых провинностях __________________________________________ — по какой причине родители чаще раздражаются на него ___________________________________ — всегда ли он понимает, что от него требуют родители ___________________________________
II. Направленность интересов
1) К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая)
____________________________________________________________________________________
2) В каких кружках (секциях) состоит, состоял ____________________________________________
3) Культурный кругозор: — посещает ли (и насколько часто) театры, музеи, выставки ___________ _____________________________________________________________________________________ — какую литературу предпочитает читать ________________________________________________ — регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
III. Социальный опыт ребенка
— сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой_______________________________________________________________________________
— с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _____________________________________________________________________________________
— постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т.д.) _______
_____________________________________________________________________________________
— содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое ______________________________________________________________________________
— курит (эпизодически, систематически);
— употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие ____________________ — играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры) ______________________________
IV. В случае конфликтной ситуации в школе — начало возникновения проблем в школе ______________________________
— его отношения к педагогам (отношения носят ситуативный характер— конфликтный характер — не складываются);
— жалобы на педагогов ________________________________________________________________ — кто из педагогов/взрослых поддерживает его в школе _____________________________________ _____________________________________________________________________________________
— с кем из учителей/взрослых конфликты возникают чаще __________________________________ _____________________________________________________________________________________ Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками:
— жалобы на одноклассников __________________________________________________________
— как строятся его отношения с одноклассниками (стремится к сотрудничеству — стремится к лидерству в группе — поддерживает авторитет с применением силы — держится обособленно — вступает в конфликты — отношения с большинством пока не складываются)
Прогулы, категорический отказ посещать школу:
— как часто пропускает уроки __________________________________________________________
— причины пропусков занятий, по мнению подростка ______________________________________ — любимые предметы _________________________________________________________________ — часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель _____________________________ — быстро ли устает на уроках __________________________________________________________ — трудно ли усваивать материал _______________________________________________________ Способы выхода из конфликта, по мнению ребенка _________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Сильные качества его личности _________________________________________________________ Слабые качества его личности ___________________________________________________________