Анкетирование как форма анализа результативности реализации образовательной программы средствами Google
Для подавляющего большинства педагогов организация мониторинга результативности образовательного процесса – проблема, которая не имеет конкретных однозначных решений и может включать самые разнообразные формы и методы.
Анкетирование как методический инструмент в педагогической практике
В настоящее время вопросы тестирования и анкетирования заняли особое место в деятельности педагога.
Каковы же возможности анкетирования как методического инструмента в достижении образовательных, развивающих и воспитательных задач?
Анализ материалов методической и педагогической деятельности показал, что тестирование успешно используется для контроля знаний (дистанционное обучение, контроль знаний в школе и в дополнительном образовании).
Все образовательные организации утвердили и внедрили свои методики мониторинга, в которых определены показатели, методы сбора и учета информации. Например, базовый показатель (полное освоение обучающимися образовательной программы) рассчитывается по записям, сделанным в журнале, и результатам анкет «Карта самооценки» обучающихся.
Но помимо этой методики, у каждого коллектива могут быть свои наработки форм и методов проведения мониторинга результативности. Одним из инструментов мониторинговых исследований является анкетирование.
В целом, полученную с помощью анкетирования информацию можно разделить на 3 основные группы:
1. Социологическая информация.
К социологической информации можно отнести:
входную информацию интересов, возможностей, пожеланий учащихся и родителей;
анкеты обратной связи – информация об удовлетворенности.
2. Диагностическая информация.
К диагностической информации относится оценка знаний на разных уровнях освоения образовательной программы (промежуточный и конечный контроль).
3. Анкета может служить методическим приемом:
для формулирования цели и задач на следующее занятие (вхождение в тему - анкета-акцент на конкретной теме),
для опосредованного информирования о чем-либо. Например, с помощью вопроса «А знаете ли Вы?...» о наличии нужной информации на сайте, в библиотеке, о введении новых условий и режимов работы, о структурных преобразованиях, о публикации новых нормативных документов и т.д. Тем самым можно побудить респондентов (родителей, обучающихся) обратиться к этим ресурам и познакомиться с соответствующими материалами.
. Принципы составления анкет
1. Основные понятия анкетирования
Анкетирование – одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.
Анкета - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать самые подходящие, или по их образцу предложить собственные.
2. Правила составления анкет
1. Определить цели
Как уже отмечалось, анкеты могут быть использованы в целях:
сбор социологических данных;
оценка знаний на разных уровнях освоения образовательной программы;
демонстрации успехов обучающихся;
опосредованное информирование о чем-либо (например, вхождение в тему – анкета-акцент на конкретной теме), о наличии нужной информации на сайте, в библиотеке, о введении новых условий и режимов работы, о структурных преобразованиях, о публикации новых нормативных документов и т.д.).
Заполняя анкету, участник не только выражает свое мнение, но и сам получает информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов.
От целей непосредственно зависит содержание анкеты:
вопросы;
варианты ответов;
вступление;
заключение.
Полученная информация позволит проанализировать проблемы и скорректировать деятельность педагога, обновить образовательные программы, улучшить качество образовательного процесса, внедрить новые формы проведения занятий.
2. Правильно сформулировать вопрос
От того, как сформулирован вопрос, зависит, поймут ли его респонденты и соответственно ответят ли они именно на тот вопрос, который им задан. Если вопрос сформулирован неоднозначно, то надежность полученных данных снижается.
3. Выбрать тип вопросов
Для анкеты могут быть использованы как открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.
Прямые и косвенные (в личной и безличной форме).
По форме:
открытые вопросы - не предусматривают вариантов ответа и предоставляют респонденту самому формулировать ответ. Открытые вопросы используются, если разработчику заранее неизвестны возможные варианты текста, и его задача выявить весь спектр мнений по вопросу;
закрытые - предусматривают готовые варианты ответов, допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». Респондент, отмечает галочкой выбранный ответ в предложенном перечне. Если фиксированное количество вариантов ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов. Например, задан вопрос: как часто вы покупаете ветчину? Варианты ответа: никогда; изредка; иногда; часто;
полузакрытые - содержат наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.
4. Протестировать анкету
Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются правильно, что они понятны респондентам, проводится тестирование анкеты (или пилотажное исследование). Для тестирования анкету просят заполнить нескольких человек. Желательно, чтобы при заполнении присутствовал разработчик, тогда он увидит, какие именно вопросы вызывают затруднения респондента.
5. Правильно структурировать анкету
Анкета должна состоять из 3-х частей:
Вступительная часть
Основной блок вопросов
Заключительная часть
6. Оформление анкеты
Вступительная часть анкеты содержит:
Название.
Приветствие.
Описание кто и зачем проводит анкетирование.
Описать правила заполнения анкеты.
Подчеркнуть значимости мнения респондента.
Указать время, необходимое для заполнения анкеты.
Выразить благодарность за участие в анкетировании.
Вступительная часть должна прояснять респондентам цели анкетирования, обосновать необходимость информации и что она будет использована для анализа образовательного процесса. Кроме того, вступительная часть не только дает респонденту необходимые пояснения и инструкции. Это еще и дань уважения к участникам. Анкета, которая начинается сразу с вопросов, без каких-либо дополнительных пояснений и комментариев на бессознательном уровне ассоциируется с допросом и вызывает желание отказаться от анкетирования. Также, чтобы включиться в любую деятельность человеку требуется определенное время, такова психология восприятия информации. И вступительная часть позволяет настроить участника на процесс анкетирования, помочь ему включиться в новый вид деятельности. Поэтому нельзя игнорировать вступительную часть. Здесь же можно указать предположительное время необходимое для заполнения анкеты.
Основной блок вопросов анкеты
Общий принцип последовательности вопросов состоит в том, что сначала в анкете помещают более простые вопросы, ответ на которые не требует от респондента долгих размышлений. Это делается для того, чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс, пробудить у него интерес к заполнению. Если же сразу ставить сложные вопросы, то это может привести вообще к отказу от анкетирования.
В середине анкеты размещают более сложные вопросы, когда человек уже вработался, почувствовал интерес к процессу, но еще не успел устать.
Также, если это возможно, лучше располагать вопросы смысловыми блоками. В последовательности вопросов респондент должен чувствовать определенную логику, которая работает на выполнение заявленных во вступительной части целей.
Технология формулирования вопросов
Определить вид вопросов: «открытые» или «закрытые».
Предлагать четкие форматы ответов на вопросы.
Определить какую цель преследует каждый вопрос.
Добиться предельной точности формулировки вопроса.
Предлагаемый набор ответов не должен, даже частично, пересекаться.
Использовать действующий язык среды исследования.
Не использовать слов и выражений, показывающих пристрастие.
Избегать вопросов с двойным смыслом.
Предлагать однозначно понятные варианты ответов.
Вопросы должны быть реальными и имеющими ответ.
Заключительная часть анкеты
Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях, для того чтобы участники имели возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты.
Информация о респонденте (на жаргоне социологов эта часть называется «паспортичкой», т. е. персональные данные о самом респонденте, чтобы качественно проанализировать полученные результаты).
Благодарность за участие в опросе. Обычно этот блок заключительной части анкеты состоит всего из одного слова «Спасибо!». В конце анкеты необходимо поблагодарить за то, что анкета заполнена и человек выполнил определенную работу.
В приложении представлены примеры анкет анкеты, разработанные для различных целей: «Анкета для родителей», «Входная информация для обучающихся», «Компьютер в вашей жизни».
Электронное анкетирование может существенно облегчить работу педагога для выявления интересов и ожиданий всех участников образовательного процесса. Привлечение анкетирования упрощает процесс получения достоверной информации у всех участников образовательного процесса.
Алгоритм создания анкеты в среде Google
Для создания анкеты средствами поисковой системы Google необходимо «Создать учетную запись» для входа. Для этого в любом браузере в адресной строке указываем адрес http://google.com Далее находим в правом верхнем углу кнопку «Войти». 

Открывается страница для ввода логина и пароля, если учетная запись уже существует. Иначе выбираем ссылку «Создать аккаунт».
Далее открывается форма для регистрации. После прохождения регистрации входим в аккаунт. | Выбираем службу «Диск». | Перейти на меню «Диск» и выбрать команду «Создать». |
 |  |  |
Выбрать команду «Форма». Заполнить форму. В данной форме необходимо выбрать тип вопроса из раскрывающегося списка. Начать заполнять разделы анкеты. 1. Название анкеты и описание. Название - Компьютер в вашей жизни. Описание – Уважаемые родители, заполните анкету, чтобы оценить степень необходимости компьютера в каждодневной жизни вашей семьи. 2. Вопрос. Формулируем вопрос и описание, выбираем тип вопроса в выпадающем списке «Один из списка» |
 Типы вопросов: - Текст - Текст (абзац) - Один из списка -Несколько из списка -Выпадающий список - Шкала - Сетка Вопрос может быть отмечен как обязательный для ответа с помощью «флажка» в элементе *. Выберите тип вопроса  |
|
|
|
|
|
|
Нажмите кнопку «Готово». Изменения сохраняются на диске автоматически. Можно приступать к созданию следующего вопроса. После завершения создания опроса можно открыть форму, можно отправить ссылки на готовую форму другим пользователям по электронной почте и настроить совместный доступ.  |
|
|
|
|
В результате создания анкеты в Google формируется два документа, каждый из которых имеет свой адрес в Интернете: |
| - Таблица вопросов и ответов |
 |  |
Пользователь аккаунта может редактировать анкету, назначать доступ к анкете, отправлять по почте, вставлять ее на сайт, просматривать анализ информации («Показать сводку ответов»), предоставляемый таблицей Excel, распечатывать результаты анализа.
Таким образом, проведение мониторинга в настоящее время обязательная составляющая образовательной деятельности педагога.
Анкетирование может быть использовано как методический инструмент в педагогической деятельности педагога не только для мониторинга образовательной программы, но и для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Электронное анкетирование может существенно облегчить работу педагога для выявления интересов и ожиданий всех участников образовательного процесса. Привлечение анкетирования упрощает процесс получения достоверной информации у всех участников образовательного процесса.
Литература
Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.– М., 2012, №1 (230).
Коптева Н.Н. Использование Google – сервисов на уроках информатики как средства повышения качества образования // Современная педагогика. 2015. № 10
Левкович О.А.. «Основы компьютерной грамотности», Москва, ТетраСистемс, 2012
Приложения
Приложение 1. Анкета для родителей
Анкета для родителей обучающихся в кружке
Уважаемые родители, заполните анкету, чтобы оценить свою осведомленность в области дополнительного образования Вашего ребенка.
* Обязательно
Начало формы
Введите свою фамилия, имя и отчество *
Русскими буквами

Знаете ли Вы номер телефона педагога, у которого занимается Ваш ребенок *
выберите один из вариантов
Знаете ли Вы, что Ваш ребенок в течение учебного года принимает участие в конкурсах *
выберите один из вариантов
Вы хотели бы присутствовать на конкурсе вместе с ребенком *
выберите один из вариантов ответа
На Ваш взгляд, полезны ли для вашего ребенка приобретенные знания *
выберите один из вариантов ответа
Спасибо Вам за проявленный интерес и заполненную анкету

Конец формы
Goo
Приложение 2. Анкета для обучающихся
Входная информация для обучающихся
Цель анкетирования: познакомиться с интересами и уровнем знаний обучающегося
* Обязательно
Начало формы
Фамилия, имя *

Школа *
Номер школы, в который учишься

Класс
В каком классе ты учишься
6 классе
7 классе
8 классе
9 классе
10 классе
Ваши любимые предметы в школе *
Математика
Литература
Физика
Иностранный язык
История
Химия
Физкультура
Есть ли в школе предмет "Информатика" *
Да
Нет
Умение работать на компьютере *
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо | Ничего не умею |
Набирать текст в Блокноте |  |  |  |  |  |
Работать в текстовом редакторе Word |  |  |  |  |  |
Рисовать в редакторе Paint |  |  |  |  |  |
Обрабатывать фотографии в PhotoShop |  |  |  |  |  |
Выполнять поиск информации в Интернете |  |  |  |  |  |
Создавать презентации в PowerPoint |  |  |  |  |  |
Дата заполнения анкеты *
Введите дату заполнения в формате День.Месяц.Год. Например, 18.06.2012

 . |
Конец формы
Приложение 3.
Компьютер в вашей жизни
Уважаемые родители, заполните анкету, чтобы оценить степень необходимости компьютера в каждодневной жизни вашей семьи
* Обязательно
Начало формы
Введите свою фамилию, имя и отчество *
Русскими буквами

Введите фамилия и имя ребенка *
Русскими буквами

Ваш ребенок учится в *
Выберите класс, в котором учится ваш ребенок
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
класс |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | класс |
Мне нужен компьютер *
Отметье галочками то, что считаете нужным
С какого класса ваш ребенок начал изучать информатику *
Выберите из списка

Какая сфера деятельности, на Ваш взгляд, будет наиболее интересна Вашему ребенку *
Выберите в выпадающем списке

Каждый день вы лично проводите за компьютером *
Выберите диапазон времени
от 1 до 2 часов
от 2 до 5 часов
от 5 до 8 часов
Другое: 
Что ваш ребенок умеет делать на компьютере *
Оцените способности вашего ребенка
| 2 | 3 | 4 | 5 |
Набирать текст в текстовом редакторе |  |  |  |  |
Рисовать в графических редактора |  |  |  |  |
Создавать видео-ролики |  |  |  |  |
Программировать |  |  |  |  |
Создавать презентации |  |  |  |  |
Общаться в ВКонтакте |  |  |  |  |
Играть |  |  |  |  |
Теперь давайте ответим на главный вопрос. Можем ли мы жить без компьютера? *
Выберите один из двух возможных ответов
Да, я и мой ребенок вполне может обойтись без компьютера
Нет, без компьютера в современной жизни не обойтись
Ваше особое мнение о занятиях в кружке или пожелания *
Напишите, что вы думаете об этом

Оцените уровень знаний информатики и информационных технологий вашим ребенком *
Выберите один из предлагаемых ответов
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Совсем ничего не умеет
Где, на Ваш взгляд, ребенок приобрел наибольший объем знаний по информатике и информационным технологиям *
Выберите один из предлагаемых ответов
Только на школьных уроках
В дополнительном образовании
Я сама (сам) занимаюсь с ребенком
На курсах при институте
Вы хотите, чтобы Вам ответили?
Напишите свой e-mail

 Никогда не используйте формы Google для передачи паролей. |
Конец формы
Google Формы
13