Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования – музыкальная школа № 2»
методическое сообщение на тему:
«Ансамблевое исполнительство»
Выполнила:
преподаватель по классу фортепиано
Кузнецова Ольга Григорьевна
г. Луганск 2021 г.
Ансамблевое музицирование в истории музыкального искусства насчитывает не одну сотню лет. Собственно говоря, как только человек осваивал тот или иной музыкальный инструмент, его сразу тянуло к себе подобным для совместной игры. И если среди музыкантов-профессионалов ансамблевая игра наряду с сольным исполнительством является важной составляющей их музыкальной деятельности, то в любительской среде совместное музицирование - это вообще основное и любимое занятие меломанов. Так и у юных музыкантов, только осваивающих азы исполнительства, совместное музицирование вызывает неподдельный живой интерес, что, как известно, является мощным стимулом в работе. Ансамблевое музицирование — верный путь к совершенствованию исполнительского мастерства юного музыканта. Оно способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного концертного исполнения музыкальных произведений.
Испытав радость от удачных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве солиста.
Струнники, народники, духовики, посещая предмет «оркестр», участвуют в коллективном творческом процессе. Партия каждого участника оркестра не очень сложная, а вместе звучит впечатляюще.
Поэтому ученики любят играть в оркестре.
Пианисты этого лишены. Но хотя бы в фортепианном ансамбле, где происходит разделение нотного материала на две части, что облегчает в какой-то мере исполнение, ученики имеют возможность играть достаточно сложные интересные фортепианные произведения, доступные им в плане фактуры, музыкальных задач. Такие произведения хорошо слушаются на концертах.
Поэтому ансамбль – это предмет, который помогает нам удерживать детей в школе, заинтересовать их.
Фортепианный ансамбль в музыкальной школе - это прекрасная отдушина, привносящая в занятия специальностью море разнообразия и удовольствия.
Репертуар для совместного музицирования пианистов необыкновенно интересный, яркий, образный. Ведь какую бы цель
при обучении не ставили родители и преподаватели, любой ребенок, поступая в музыкальную школу, хочет одного – научиться играть те пьесы и песни, которые ему нравятся, которые они знают и любят. Эти возможности в полной мере предоставляет предмет «фортепианный ансамбль». Сейчас на просторах интернета можно найти огромное колличество различныхи интересных переложений и оригинальных пьес для фортепиано в 4 руки. Обращение к музыкальным темам из любимых кинофильмов , популярной классической, джазовой и эстрадной музыке, дарят детям море удовольствия ,множество светлых и добрых чувств.
Ученики моего класса с огромным удовольствием работают над такими произведениями.
Фортепианный ансамбль сплачивает их. Они начинают получать огромную радость и удовольствие от совместного музицирования, когда каждый чувствует себя важным звеном,
от которого зависит исполнение музыкального произведения в целом.
Именно во время работы над полюбившимися произведениями легче всего формировать творческую личность, прививать музыкальный вкус.
Работа в классе ансамбля позволяет реализовывать свои эстетические потребности, способствует повышению самооценки, а так же авторитета среди сверстников.
Ансамблевая деятельность наиболее привлекательна для детей всех возрастов. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Этим они занимаются с большим удовольствием и воодушевлением. А учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.
"Настоящий ансамбль - это близость во всём: близость индивидуальностей, этических установок, интеллектуальных уровней. Это - духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе".
В этом вопросе не последнюю роль играет чувство состязательности участников ансамбля, которое дает максимальную
концентрацию внимания, повышая качество уроков.
Процесс привыкания участников ансамбля друг к другу очень сложен и требует большой психологической работы, которая нередко лежит и в сфере морально-этических взаимоотношений. Обеспечивая непрерывное поступление разнообразных впечатлений, переживаний, игра в ансамбле способствует развитию эмоциональной реакции на музыку, стимулирует художественное воображение, воспитывает чувство меры.
В фортепианном дуэте партнерами могут быть дети не только одного уровня подготовки, но и ученики, отличающиеся, как по способностям, так и по степеням подготовки. Это может пойти на пользу более слабому ученику и быть толчком его дальнейшего продвижения в музыкальном отношении.
Замечено, что восприятие музыки в коллективе отличается от индивидуального. Взаимное эмоциональное состояние приводит к огромной концентрации чувств, усиливает воздействие музыки. Поэтому совместное музицирование воспитывает чувства общности, духовной близости с окружающими людьми.
«Вхождение в музыку и выражение в ней себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ребенок включается как бы в игру, естественнее взаимодействует с ними,
воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине со взрослыми. Чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети, тем лучше они себя проявляют во всем объеме своей маленькой личности... Не следует забывать и то, что со стороны ребенок лучше и легче улавливает, видит, понимает. А желание не отстать, опередить товарища открывает зачастую дополнительные скрытые для педагога резервы»
Фортепианный ансамбль, как вид совместного обучения, обладает многими преимуществами.
Наиболее значимое преимущество совместной деятельности в том, что в процессе общения развиваются социально значимые качества личности подрастающего поколения – коммуникативные. «Дети учатся не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в
коллективе». Занимаясь в ансамбле, дети учатся не просто
действию, а именно взаимодействию, партнёрству. Игра в ансамбле учит понимать партнёра, прислушиваться к нему, соотносить свои интересы с его интересами. Создаются необходимые условия для
нейтрализации
эгоцентризма, типичного для исполнителя-солиста. Такие важные коммуникативные качества личности как взаимопонимание и взаимоответственность создают базу для конструктивного, культурного успешного общения.
Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому ребенку.
Совместное творчество воспитывает чувства сопереживания, ответ-ственности за творческий процесс, а также способность к решению учебно-практических задач, используя полученные знания, формирует основы художественного вкуса и поддерживает интерес к мировой музыкальной культуре.
Игра в ансамбле воспитывает культуру звукоизвлечения, развивает тембровое слышание, умение выявлять различные фактурные пласты. Владение разнообразной нюансировкой, наличие развитого метроритмического чувства, быстрота реакции — вот те задачи, освоение которых расширяет профессиональный и выразительно-технический потенциал ансамблистов и является незаменимой школой фортепианной игры.
Ансамблевое музицирование как процесс способствует развитию навыка чтения музыки с листа, необходимого профессиональному пианисту. Изучение на уроках фортепианного ансамбля переложений симфонических, оперных и камерных произведений мировой классики обогащает музыкантский «багаж» учащихся, формирует необходимую для грамотного чтения с листа интонационную основу мышления.
Через внедрение в учебный процесс ансамблевого музицирования преодолевается «идеология» музыканта-солиста, которая доминирует в классе сольного фортепиано. Создаются благоприятные условия для творческого общения между музыкантами, устанавливаются исполнительские (а зачастую — и сугубо человеческие) контакты, формируется умение находить компромиссы в совместной деятельности. Игра в ансамбле вырабатывает такие личностно важные качества, как взаимопонимание и взаимоответственность, учит соразмерять свою индивидуальность с индивидуальностью партнеров. Здесь уместно вспомнить слова К. Станиславского: «Для коллективного дела приходится исправлять свой характер, применять его к общей работе. Так сказать, создавать себе корпоративный характер».
Фортепианный ансамбль — оптимальная форма музицирования для людей с хрупкой, неустойчивой психикой. Совместная игра, «чувство
локтя», которое дает сам факт близкого соседства партнера, существенно снижает уровень сценического стресса исполнителя и подчас является единственной возможностью выступления на публике для таких учащихся.
И, наконец, фортепианный ансамбль при грамотной педагогической работе может стать необходимой нишей творческого общения для юных музыкантов. Гуманистическая психология относит общение к основным, базовым человеческим потребностям. В процессе совместного творчества пианисты обмениваются не только своими представлениями, идеями относительно трактовки исполняемых произведений, но также секретами мастерства, интересами, чувствами, личностными установками, в результате происходит взаимообогащение партнеров, нередко приводящее к настоящей дружбе. Это становится особенно актуальным в эпоху информационных технологий, когда нормой является виртуальное общение, а личностные контакты подчас сводятся к минимуму.