СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« музицирование»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая образовательная программа по учебному предмету "Музицирование"

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы "Основы музыкального исполнительства"

Просмотр содержимого документа
«« музицирование»»

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»

Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Основы музыкального исполнительства»

Мороз А. Л. преподаватель по классу скрипки

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для занятий в классе скрипки.

Ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности.

Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.

Основной задачей класса ансамбля в музыкальных школах является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в инструментальных классах, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.

В процессе работы над музыкальными произведениями учащиеся должны: научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков, исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом, творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в специальных классах, получить навыки чтения с листа, быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе, используя форму публичных выступлений.



Учет успеваемости

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Итоговый контроль производится в виде итогового концерта в конце каждого полугодия. На концерте учащиеся исполняют не менее одного произведения.



Методические указания

Цель: формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности в ансамбле скрипачей. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

Для обеспечения творческого развития личности ребенка необходимо решать следующие задачи:

Развивающие:

  • стимулировать развитие эмоциональности;

  • обогащать воображение;

  • развивать память и мышление, умение собраться в ответственный момент, донести до публики свое ощущение искусства.

Образовательные:

  • знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру, изучать огромный мир зарубежной и русской классики, народной музыки и джаза; музыкальные жанры, стили, основы музыкальной грамоты, историю струнных инструментов.

Воспитательные:

  • воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.

Ансамбль скрипачей может состоять из нескольких групп: группа первого года обучения, группа второго года обучения, группа третьего года обучения и более старших. Занятия в каждой группе должны проводиться 2 раза в неделю по 2 часа. Так же возможны индивидуально-групповые занятия, по 2-3 человека. На индивидуальных занятиях основное внимание уделяется работе над постановкой, звуком, штрихами. Эта же работа может иметь продолжение на групповом занятие (2-3 человека), также необходимо на этих занятиях уделять время читке нот с листа, т.к. этот навык совершенно необходим ансамблисту. На занятиях всего ансамбля или его основных групп (I, II и т.д. скрипок) большее время и внимание нужно уделять изучению, отработке репертуара ансамбля.

Режим работы коллектива.

Первая ступень развития учащихся предполагает индивидуальные занятия. На второй ступени обучения для учащихся помимо индивидуальных занятий появляются и групповые формы обучения игре на скрипке. Это могут быть, игра в различных ансамблях (дуэты, трио) развивают такие необходимые навыки как: ритмичность, чистота интонирования. Третья и четвертая ступень обучения ансамблевые занятия - 2раза в неделю по 2 часа.

Скрипичные ансамбли с фортепиано - сочинения и переложения для двух скрипок, трёх скрипок и фортепиано. В таких ансамблях возможно привлечение учащихся фортепианного отдела для исполнения партии сопровождения.

Массовые скрипичные ансамбли (унисоны). Эти ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Такие ансамбли необходимы самым маленьким скрипачам, начинающим. Унисоны очень полезны, т.к. готовят учащихся к исполнению к исполнению партии в большом скрипичном ансамбле. Методы работы с ансамблем связаны с уровнем подготовки самих участников. В повседневной работе необходимо помнить о главных принципах: Первое - принципы постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий. Второе - принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого - мастерства скрипача. Третий - принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве. Все формы занятий (индивидуальные и коллективные) применяются системно. Это значит, что нужно стремиться задействовать в работе с учащимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий.

Занятия учащихся, индивидуальные и групповые, должны проводиться с аккомпониментом фортепиано. Необходимо с первого года обучения предусмотреть работу концертмейстера.

Ученик должен научится слушать партию фортепиано, чисто интонировать.

Формы и методы

С первых уроков с начинающими важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента - один из важных метод в работе, наглядно - слуховой метод.  В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движением рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.

Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т.к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”, развивают образное мышление.

Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего.

На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

В ансамбле должен быть концертмейстер - скрипач, старший и более опытный среди других.

Выступления коллектива возможны в виде открытого занятия для родителей внутри своего коллектива, а также желательно участие в районных и городских конкурсах, в отчетных концертах отдела, в концертах общеобразовательных школ и т.д. Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой.

Для занятий ансамбля скрипачей (также как и индивидуальных занятий) необходимо просторное помещение, где можно свободно разместить фортепиано, пульты, магнитофон, шкаф для нот, книги, несколько стульев.

Показательная форма совместно-раздельного музицирования - исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий - ученик. Важная форма учебного музицирования - имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.

Первая ступень - предполагает большей частью индивидуальное обучение и занятия в ансамбле также. Занятия проходят два раза в неделю. В этот период занятия в ансамбле также необходимо, но в простой, игровой форме, с использованием открытых струн. Я бы очень рекомендовала “Скрипичную азбуку” Зимина, Гуревич, и ансамбли сборников Э.В. Пудовочкина “Светлячок”.

Примерный список произведений

Гедике А. «Заинька»

Гречанинов А. «Колыбельная»

Даргомыжский «Полька»

Комаровский А. «Яничек», «Шутка», «Зайчик»

Лядов А. «Канон»

Глинка «Фуга»

Рубенштейн А. «Каприс»



Вторая ступень “Младший ансамбль”. Следующий этап в становлении коллектива, более сложный.

Для репертуара ансамбля скрипачей этого периода обучения как образец может быть рекомендован цикл Ж. Металлиди “Ансамбли скрипачей”, Э. Пудовочкин “Светлячок” вып. 2, 3. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются.

Ансамбль способствует развитию устойчивости интонации и служит необходимой метроритмической опорой. Художественно обогащенный материал становиться более привлекательным, пробуждая интерес к занятиям. Одной из форм коллективного исполнения является так же аккомпанемент.

Примерный список произведений

Власов В. и Фере В. 25 лёгких дуэтов для двух скрипок,

8 дуэтов для двух скрипок

Дмитриев Г. Шесть скрипичных дуэтов

Комаровский А. Дуэт для двух скрипок, тетр. 1

Мазас Ф. Дуэты

Штрейхер Л. Двенадцать песен народов СССР




Третья ступень “Концертный ансамбль” . Главный акцент, продолжая индивидуальную работу, делается на занятия в ансамбле. Репертуар: Э. Пудовочкин “Светлячок” вып. 4-5, Ансамбли юных скрипачей для двух скрипок и фортепиано, вып. 2.

Большое внимание на этом этапе необходимо уделить фразировке, культуре звука, вибрации. Другими словами, идет совершенствование первоначальных навыков.

Очень важно создать атмосферу товарищества, поддержки в ансамбле. Для репертуара этого периода обучения можно рекомендовать произведения крупной формы, миниатюры зарубежной и русской классики. В репертуаре этого периода, конечно необходимы произведения классиков: двойные концерты Вивальди, Баха и дуэты Гайдна и произведения современников Металлиди, и др.

Трудности репертуара включают в себя владение вибрацией, гибкой фразировкой, филированием звука на диминуэдо, рубатная манера исполнения, синхронное исполнение мелизмов и ритмических фигур. Помимо технических навыков (прозрачного, “теплого” звукоизвлечения, владения штриховыми приемами), учащиеся должны обладать опытом игры, т.к. отношения между исполнителями могут изменяться : они по очереди солируют и аккомпанируют.

Примерный список произведений

Дубовский И. Подготовительная школа камерного ансамбля

Комаровский А. Пьесы для скрипки, виолончели и фортопиано

Мазас Ф. Дуэты

Моцарт В. Пьесы для трёх скрипок

Скрипичные ансамбли в сопровождении фортопиано

( сост. Р. Маневич )

Чайковский П. Сборник переложений для двух скрипок и виолончели

( обр. Е. Могилевского)

Вивальди А. Концерт ля минор для 2-х скрипок

Виотти Д. Дуэты для 2-х скрипок

Гайдн И. Дуэты для 2-х скрипок

Мострас К. Сборник классических дуэтов для 2-х скрипок









Список литературы

1) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.

2) Гуревич Л. Зимина Н. Маленький скрипач М. 2002 г.

3) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.

4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.

5) Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.

6) М. Берлянчик Основы воспитания начинающего скрипача. Из-во “Лань”, 2000 г.

7) Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» М. Музыка, 1965

8) Зенин В. «Некоторые вопросы организации игровых движений левой руки скрипача» Учебно- воспитательная работа в струнно- смычковых классах ДМШ 1975

9) Мострас К. Г. Упражнения. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз, 1960

10) Скибн В Историческая эволюция постановки л. р. Скрипача. Скрипка, альт: история, муз. Наследие, педагогика. Вып. 112 М: ГМПИ им Гнесиных,1990

11) Стеценко В. Принцип движения как основа формирования игр. Навыков скрипача. Вопросы музыкальной педагогике. Вып.2 М Музыка, 1980

12) Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т.1 М: «музыка», 1967.

13) Ямпольский А. Подготовка пальцев и оставление их на струнах. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз,1960

14) « Светлячок»- пьесы для ансамбля скрипачей 1,2,3,4 составитель Пудовочкин Э.2005г

15) «Ансамбль скрипачей с азов» Выпуск1,2 Ольга Щукина 2007

16) « Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей2006

17) « Сыграем вместе» Пьесы для ансамбля скрипачей Жанна Металлиди2004

18) « Шире круг» популярные произведения для ансамбля скрипачей 2002г