СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антропонимика как раздел ономастики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Антропонимика как раздел ономастики»

Исследовательская проектная работа «Тайны и открытия антропонимики» Работу выполнила Грекова Арина, 10 класс МБОУ СОШ с. Старая Отрада Руководитель проекта: Р. Ш. Шахмаева, учитель русского языка и литературы

Исследовательская проектная работа

«Тайны и открытия антропонимики»

Работу выполнила

Грекова Арина, 10 класс

МБОУ СОШ с. Старая Отрада

Руководитель проекта:

Р. Ш. Шахмаева, учитель русского языка и литературы

Предметом и объектом исследования являются имена учащихся среднего и старшего звена школы МБОУ СО села Старая Отрада Куюргазинского района Цель исследования  – выявление происхождения имён, определение их значения и популярности в России Гипотеза работы: использование имени является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми. Цели и тп Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности частотности употребления имён, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

Предметом и объектом исследования являются имена учащихся среднего и старшего звена школы МБОУ СО села Старая Отрада Куюргазинского района

Цель исследования  – выявление происхождения имён, определение их значения и популярности в России

Гипотеза работы: использование имени является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.

Цели и тп

Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности частотности употребления имён, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

 Задачи: 1. Изучить литературу, посвящённую ономастике. 2. Сбор и обработка информации по этимологии имён учащихся школы. 3. Проанализировать происхождение и значение имён учащихся среднего и старшего звена. 4. Определить рейтинг популярности каждого имени в Российской Федерации. 5. Популяризация ономастики как науки. 6. Формирование навыков изложения в научно-учебном стиле собственно-научной речи. 7. Подготовка презентации проекта как научно-познавательного открытия. Задачи

Задачи:

1. Изучить литературу, посвящённую ономастике.

2. Сбор и обработка информации по этимологии имён учащихся школы.

3. Проанализировать происхождение и значение имён учащихся среднего и старшего звена.

4. Определить рейтинг популярности каждого имени в Российской Федерации.

5. Популяризация ономастики как науки.

6. Формирование навыков изложения в научно-учебном стиле собственно-научной речи.

7. Подготовка презентации проекта как научно-познавательного открытия.

Задачи

Основные методы исследования: •  изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса; •  беседа с учащимися; •  анкетирование; •  собственные наблюдения.

Основные методы исследования:

изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса;

• беседа с учащимися;

• анкетирование;

• собственные наблюдения.

ОНОМАСТИКА ОНОМАСТИКА – (от греческого onoma — «имя») раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений, географических объектов.

ОНОМАСТИКА

ОНОМАСТИКА – (от греческого onoma — «имя») раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений, географических объектов.

Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов - Топонимика изучает собственные имена географических объектов (Болгария, Крым, Черное море, Запорожье, Борисоглебск, Московский проспект и тд); - Антропонимика исследует собственные имена людей (Илья Николаевич Воронов, Иван Грозный, Игорь Кио, Лысый); - Космонимика анализирует наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный путь, Чепыга, Плеяды, Стожары); - Астронимика изучает названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, Зарянка, комета Галлея);

Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов

- Топонимика изучает собственные имена географических объектов (Болгария, Крым, Черное море, Запорожье, Борисоглебск, Московский проспект и тд);

- Антропонимика исследует собственные имена людей (Илья Николаевич Воронов, Иван Грозный, Игорь Кио, Лысый);

- Космонимика анализирует наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный путь, Чепыга, Плеяды, Стожары);

- Астронимика изучает названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, Зарянка, комета Галлея);

- Зоонимика занимается собственными именами животных, их кличками (Тузик, Барсик, Зорька, Звездочка, Редрик) ; - Хрематонимика является объектом изучения собственных имён предметов материальной культуры (алмаз “Орлов”, меч Дюранадаль, Царь-пушка) ; - Теонимика изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс) ; - Карабонимика изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора, Варяг, Бородино, Самара, Жигули, Память Меркурия и т.д.) - Этнонимика изучает происхождение и функционирование этнонимов - названий наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей.

- Зоонимика занимается собственными именами животных, их кличками (Тузик, Барсик, Зорька, Звездочка, Редрик) ;

- Хрематонимика является объектом изучения собственных имён предметов материальной культуры (алмаз “Орлов”, меч Дюранадаль, Царь-пушка) ;

- Теонимика изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс) ;

- Карабонимика изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора, Варяг, Бородино, Самара, Жигули, Память Меркурия и т.д.)

- Этнонимика изучает происхождение и функционирование этнонимов - названий наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей.

История имен на Руси Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражают быт, мировоззрение, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты. На появление тех или иных имён влияет социально-экономическое развитие общества. Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской группы языков индоевропейской языковой семьи. Его родными братьями, если можно так сказать, являются украинский и белорусский языки, а двоюродными братьями - языки других подгрупп: болгарский, сербский, чешский, словацкий, польский и другие.

История имен на Руси

Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражают быт, мировоззрение, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты. На появление тех или иных имён влияет социально-экономическое развитие общества.

Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской группы языков индоевропейской языковой семьи. Его родными братьями, если можно так сказать, являются украинский и белорусский языки, а двоюродными братьями - языки других подгрупп: болгарский, сербский, чешский, словацкий, польский и другие.

В истории русских личных имен выделяются три этапа: •  дохристианский , когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; •  период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; •  и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

В истории русских личных имен выделяются три этапа:

дохристианский , когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;

• период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности;

• и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

Что означали древнерусские имена - различные свойства и качества людей , особенности их характера: Умник, Храбр, Хитр; - особенности поведения, речи : Молчан; - физические достоинства и недостатки : Косой, Хромой, Кудряш, Черняк, Беляй; - время и «очередность» появления  того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Третьяк, Одинец (т.е. единственный); - профессию : Селянин, Кожемяка; - отношение к родившемуся : Ждан, Неждан

Что означали древнерусские имена

- различные свойства и качества людей , особенности их характера: Умник, Храбр, Хитр;

- особенности поведения, речи : Молчан;

- физические достоинства и недостатки : Косой, Хромой, Кудряш, Черняк, Беляй;

- время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Третьяк, Одинец (т.е. единственный);

- профессию : Селянин, Кожемяка;

- отношение к родившемуся : Ждан, Неждан

Значения букв в имени А - сила, власть, комфорт.  Б - способность к большим чувствам, постоянство, пробивные способности.  В - непостоянство, отсутствие систематичности, единение с природой.  Г - таинственность, внимание к деталям, добросовестность.  Д - общительность, приветливость, капризность, способность к экстрасенсорике.  Е - жизнестойкость, проницательность, болтливость.  Ё - страстность, энергичность самовыражения, эмоциональность.  Ж - неуверенность, содержательный, но скрываемый внутренний мир.  3 - материальная неудовлетворенность, высокая интуиция.  И - тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.  К - выносливость, нервозность, проницательность.  Л - артистичность, мелочность, логика, большая изобретательность.  М - заботливость, застенчивость, трудолюбие, педантичность.  Н - творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум.  О - большая эмоциональность, таинственные волнения. П - скромность, одиночество, богатство идеями, забота о внешности.  Р - самоуверенность, постоянное напряжение, догматичность.

Значения букв в имени

А - сила, власть, комфорт. Б - способность к большим чувствам, постоянство, пробивные способности. В - непостоянство, отсутствие систематичности, единение с природой. Г - таинственность, внимание к деталям, добросовестность. Д - общительность, приветливость, капризность, способность к экстрасенсорике. Е - жизнестойкость, проницательность, болтливость. Ё - страстность, энергичность самовыражения, эмоциональность. Ж - неуверенность, содержательный, но скрываемый внутренний мир. 3 - материальная неудовлетворенность, высокая интуиция. И - тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие. К - выносливость, нервозность, проницательность. Л - артистичность, мелочность, логика, большая изобретательность. М - заботливость, застенчивость, трудолюбие, педантичность. Н - творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум. О - большая эмоциональность, таинственные волнения.

П - скромность, одиночество, богатство идеями, забота о внешности. Р - самоуверенность, постоянное напряжение, догматичность.

Значения букв в имени С - здравый смысл, угнетенность, властность, капризность.  Т - поиск идеала, чувствительная творческая личность.  У - ранимость, пугливость, великодушное сопереживание, интуиция.  Ф - нежность, умение приспосабливаться, оригинальность идей, способность приврать.  X - сексуальные проблемы, законопослушность, непостоянство чувств.  Ц - притязания на лидерство, заносчивость.  Ч - верность.  Ш - ревность, развитое чувство юмора, бескомпромиссность.  Щ - великодушие, устремленность вперед, интеллект.  Ъ - мягкость, умение сглаживать острые моменты отношений.  Ы - чувство сопричастности, практичность, приземленность духа.  Ь - способность к классификации, раскладыванию по полочкам.  Э - поиск психологического равновесия, пронырливость,  хорошее владение речью, любопытство, иногда чрезмерное. Ю - большие амбиции, стремление к истине, отсутствие систематичности,  пожертвование, жестокость. Я - чувство собственного достоинства, интеллигентность, творческие  способности.

Значения букв в имени

С - здравый смысл, угнетенность, властность, капризность. Т - поиск идеала, чувствительная творческая личность. У - ранимость, пугливость, великодушное сопереживание, интуиция. Ф - нежность, умение приспосабливаться, оригинальность идей, способность приврать. X - сексуальные проблемы, законопослушность, непостоянство чувств. Ц - притязания на лидерство, заносчивость. Ч - верность. Ш - ревность, развитое чувство юмора, бескомпромиссность. Щ - великодушие, устремленность вперед, интеллект. Ъ - мягкость, умение сглаживать острые моменты отношений. Ы - чувство сопричастности, практичность, приземленность духа. Ь - способность к классификации, раскладыванию по полочкам. Э - поиск психологического равновесия, пронырливость,

хорошее владение речью, любопытство, иногда чрезмерное.

Ю - большие амбиции, стремление к истине, отсутствие систематичности,

пожертвование, жестокость.

Я - чувство собственного достоинства, интеллигентность, творческие

способности.

Происхождения имён учащихся

Происхождения имён учащихся

Опросник для учащихся  Как вас зовут?  Интересуетесь ли вы ономастикой – наукой о происхождении имён собственных?  Нравится ли вам ваше имя?  Знаете ли значение своего имени?

Опросник для учащихся

  • Как вас зовут?
  • Интересуетесь ли вы ономастикой – наукой о происхождении имён собственных?
  • Нравится ли вам ваше имя?
  • Знаете ли значение своего имени?

Интересуетесь ли вы ономастикой – наукой о происхождении имен собственных? Данные опроса

Интересуетесь ли вы ономастикой – наукой о происхождении имен собственных?

Данные опроса

Нравится ли вам ваше имя? Данные опроса

Нравится ли вам ваше имя?

Данные опроса

Знаете ли вы значение своего имени? Данные опроса

Знаете ли вы значение своего имени?

Данные опроса

Знаете ли вы, в честь кого вас назвали? Данные опроса

Знаете ли вы, в честь кого вас назвали?

Данные опроса

Заключение Взяв в качестве предмета и объекта исследования имена обучающихся 5-11 классов МБОУ СОШ села Старая Отрада Куюргазинского района, я поставила перед собой цель – выявить происхождение имён школьников среднего и старшего звена, определить их значения и популярность в России. В ходе исследования подтвердилась ранее заявленная гипотеза. В качестве продукта нашего исследования я предлагаю создать словарь имён учащихся МБОУ СОШ с. Старая Отрада и эту информацию, а также исследование редких имён учащихся нашей школы предлагаю разместить на школьном сайте.

Заключение

Взяв в качестве предмета и объекта исследования имена обучающихся 5-11 классов МБОУ СОШ села Старая Отрада Куюргазинского района, я поставила перед собой цель – выявить происхождение имён школьников среднего и старшего звена, определить их значения и популярность в России.

В ходе исследования подтвердилась ранее заявленная гипотеза.

В качестве продукта нашего исследования я предлагаю создать словарь имён учащихся МБОУ СОШ с. Старая Отрада и эту информацию, а также исследование редких имён учащихся нашей школы предлагаю разместить на школьном сайте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!