Исследовательская проектная работа
«Тайны и открытия антропонимики»
Работу выполнила
Грекова Арина, 10 класс
МБОУ СОШ с. Старая Отрада
Руководитель проекта:
Р. Ш. Шахмаева, учитель русского языка и литературы
Предметом и объектом исследования являются имена учащихся среднего и старшего звена школы МБОУ СО села Старая Отрада Куюргазинского района
Цель исследования – выявление происхождения имён, определение их значения и популярности в России
Гипотеза работы: использование имени является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.
Цели и тп
Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности частотности употребления имён, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.
Задачи:
1. Изучить литературу, посвящённую ономастике.
2. Сбор и обработка информации по этимологии имён учащихся школы.
3. Проанализировать происхождение и значение имён учащихся среднего и старшего звена.
4. Определить рейтинг популярности каждого имени в Российской Федерации.
5. Популяризация ономастики как науки.
6. Формирование навыков изложения в научно-учебном стиле собственно-научной речи.
7. Подготовка презентации проекта как научно-познавательного открытия.
Задачи
Основные методы исследования:
• изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса;
• беседа с учащимися;
• анкетирование;
• собственные наблюдения.
ОНОМАСТИКА
ОНОМАСТИКА – (от греческого onoma — «имя») раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений, географических объектов.
Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов
- Топонимика изучает собственные имена географических объектов (Болгария, Крым, Черное море, Запорожье, Борисоглебск, Московский проспект и тд);
- Антропонимика исследует собственные имена людей (Илья Николаевич Воронов, Иван Грозный, Игорь Кио, Лысый);
- Космонимика анализирует наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный путь, Чепыга, Плеяды, Стожары);
- Астронимика изучает названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, Зарянка, комета Галлея);
- Зоонимика занимается собственными именами животных, их кличками (Тузик, Барсик, Зорька, Звездочка, Редрик) ;
- Хрематонимика является объектом изучения собственных имён предметов материальной культуры (алмаз “Орлов”, меч Дюранадаль, Царь-пушка) ;
- Теонимика изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс) ;
- Карабонимика изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора, Варяг, Бородино, Самара, Жигули, Память Меркурия и т.д.)
- Этнонимика изучает происхождение и функционирование этнонимов - названий наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей.
История имен на Руси
Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражают быт, мировоззрение, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты. На появление тех или иных имён влияет социально-экономическое развитие общества.
Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской группы языков индоевропейской языковой семьи. Его родными братьями, если можно так сказать, являются украинский и белорусский языки, а двоюродными братьями - языки других подгрупп: болгарский, сербский, чешский, словацкий, польский и другие.
В истории русских личных имен выделяются три этапа:
• дохристианский , когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;
• период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности;
• и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.
Что означали древнерусские имена
- различные свойства и качества людей , особенности их характера: Умник, Храбр, Хитр;
- особенности поведения, речи : Молчан;
- физические достоинства и недостатки : Косой, Хромой, Кудряш, Черняк, Беляй;
- время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Третьяк, Одинец (т.е. единственный);
- профессию : Селянин, Кожемяка;
- отношение к родившемуся : Ждан, Неждан
Значения букв в имени
А - сила, власть, комфорт. Б - способность к большим чувствам, постоянство, пробивные способности. В - непостоянство, отсутствие систематичности, единение с природой. Г - таинственность, внимание к деталям, добросовестность. Д - общительность, приветливость, капризность, способность к экстрасенсорике. Е - жизнестойкость, проницательность, болтливость. Ё - страстность, энергичность самовыражения, эмоциональность. Ж - неуверенность, содержательный, но скрываемый внутренний мир. 3 - материальная неудовлетворенность, высокая интуиция. И - тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие. К - выносливость, нервозность, проницательность. Л - артистичность, мелочность, логика, большая изобретательность. М - заботливость, застенчивость, трудолюбие, педантичность. Н - творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум. О - большая эмоциональность, таинственные волнения.
П - скромность, одиночество, богатство идеями, забота о внешности. Р - самоуверенность, постоянное напряжение, догматичность.
Значения букв в имени
С - здравый смысл, угнетенность, властность, капризность. Т - поиск идеала, чувствительная творческая личность. У - ранимость, пугливость, великодушное сопереживание, интуиция. Ф - нежность, умение приспосабливаться, оригинальность идей, способность приврать. X - сексуальные проблемы, законопослушность, непостоянство чувств. Ц - притязания на лидерство, заносчивость. Ч - верность. Ш - ревность, развитое чувство юмора, бескомпромиссность. Щ - великодушие, устремленность вперед, интеллект. Ъ - мягкость, умение сглаживать острые моменты отношений. Ы - чувство сопричастности, практичность, приземленность духа. Ь - способность к классификации, раскладыванию по полочкам. Э - поиск психологического равновесия, пронырливость,
хорошее владение речью, любопытство, иногда чрезмерное.
Ю - большие амбиции, стремление к истине, отсутствие систематичности,
пожертвование, жестокость.
Я - чувство собственного достоинства, интеллигентность, творческие
способности.
Происхождения имён учащихся
Опросник для учащихся
- Интересуетесь ли вы ономастикой – наукой о происхождении имён собственных?
- Нравится ли вам ваше имя?
- Знаете ли значение своего имени?
Интересуетесь ли вы ономастикой – наукой о происхождении имен собственных?
Данные опроса
Нравится ли вам ваше имя?
Данные опроса
Знаете ли вы значение своего имени?
Данные опроса
Знаете ли вы, в честь кого вас назвали?
Данные опроса
Заключение
Взяв в качестве предмета и объекта исследования имена обучающихся 5-11 классов МБОУ СОШ села Старая Отрада Куюргазинского района, я поставила перед собой цель – выявить происхождение имён школьников среднего и старшего звена, определить их значения и популярность в России.
В ходе исследования подтвердилась ранее заявленная гипотеза.
В качестве продукта нашего исследования я предлагаю создать словарь имён учащихся МБОУ СОШ с. Старая Отрада и эту информацию, а также исследование редких имён учащихся нашей школы предлагаю разместить на школьном сайте.