СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Антропонимика – наука о личных именах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Проект

«Антропонимика – наука о личных именах»

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель башкирского языка и литературы

Баязитова Зульфия Асгатовна

 

 

 

г. Учалы, 2019 г.

 

 

Оглавление

 

Введение.

1.Антропонимика – раздел ономастики.

2.Актуальность.

3.Имена-лидеры обучающихся МБОУ СОШ № 2

4.Опрос.

5.Выбор имени.

6.Характеристика имени. Классификация имен.

7.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Между  живущих людей  безымянным никто не бывает вовсе.  В минуту рождения каждый,  и низкий, и знатный,  Имя свое от родителей в сладостный дар получает»

Гомер «Одиссея»

«Антропонимика – наука о личных именах»

Имя -  это то слово, которое человек слышит чаще всего.

С научной точки зрения:

•       По словарю В. И. Даля: «Имя – это слово, которым зовут» 

•       По словарю С. И. Ожегова: «Личное название человека,  даваемое при рождении…»

 Антропонимика  – «наука о личных именах»

    ( словарь С. И. Ожегова)     

 В данной работе использованы  следующие  методы:

•       Теоретический;

•       Поисковый;

•       Математический;

•       Опрос

 

1.Антропонимика – раздел ономастики.

Ономастика (от греч. ОНО мастик - искусство давать имена) – это наука о происхождении имён.  Существует несколько направлений ономастики.

В данном случае нас интересует антропонимика. Это наука, изучающая имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы. Основой этого термина являются греческие слова anatropous «человек».

2. Актуальность данной проблемы состоит в том, чтобы узнать, какими именами  нарекают родители своих детей. Исследование  данного   материала повышает наблюдательность, учит находить интересное и неисследованное рядом с нами.

Цель проекта: определить самые популярные  имена обучающихся

  Исходя из цели, ставим следующие задачи:

  • Изучить поименные списки обучающихся с 2 - 11 классы;
  • Систематизировать, классифицировать материал – мужские и женские имена обучающихся;
  • Дать количественную и качественную характеристику именам;
  • Установить, чем руководствуются родители при выборе имени своему ребенку.              

 

Тип проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: обучающиеся МБОУ СОШ № 2, родители.

 

3.Имена-лидеры обучающихся МБОУ СОШ № 2.

 

Всего представителей женских имен  - 87 человек.

Из них:

Популярные и распрастраненные имена

                                  Дарья  (3  человек)

                                  Милена (4  человек)

                                  Алина (4  человек)

                                  Арина (2  человек)

                                   Юлия (3 человек)

                                   Лиана (3 человек)

                                      Лия ( 3 человек)

                                     Регина (4 человека)

                                    Эвелина (3 человек)

                                    Амина (2 человек)

                                    Диана (2 человек)

                                    Мария (2 человек)

                                    Азалия (3 человек)

                                    Яна (2 человек)

                                    Анастасия (2 человек)

                                     Виктория (2 человек)

                                     София (3 человек)

Редкие женские имена: Рушана, Наркас, Карина, Дания, Руфина.

Всего представителей мужских имен  - 98 человек.

Из них:

Популярные и распрастраненные имена

                                 Айдар ( 4 человека)

                                 Нурислам (2 человек)

                                 Динислам (2 человек)

                                Нуриман (2 человек)

                                  Ильдар (2 человек)

                                  Ильнур (3  человек)

                                  Артем (3  человек)

                                  Кирилл (3  человек)

                                  Вячеслав (3  человек)

                                   Никита (4 человека)

                                   Тимур (2 человек)

                                   Эмиль (4 человека)

Редкие мужские  имена: Азиз, Ильназ, Данияр, Адель, Ильмир, Арслан, Эдгар.

 

4.Опрос «Почему родители дали именно такое имя своему ребенку?»

 

1) Мы провели опрос среди   обучающихся  МБОУ СОШ № 2.

2) В опросе  принимали участие окло 150   обучающихся.

   

Причина:

Проценты:

1.Понравилось

2.Родился в день ангела

3.Было модно

4.В честь кого-то

5.Другая причина (исламские имена, имена с художественной литературы и сериалов)

 

62%

3%

3%

29%

3%

 

90 % опрошенных  указали, что им нравится свое имя;

10 % опрошенным не нравится свое имя.

 

 

 

 

5. Выбор имени

Всякое имя собственное - слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску. Эти свойства заставляют даже нас, современных людей, невольно ощущать в нём как бы тесную связь с самим человеком. Нередко нам кажется, что имя способно даже вроде изменять свойства своего хозяина или, в некоторой степени, определяет их.

Личные имена люди имели во все времена. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, благодаря имени становятся известными все его хорошие и плохие поступки.

Выбор имени - серьёзная задача, ведь его дают до конца жизни, оно имеет значение не только для самого человека, но и для людей, сотрудничающих с ним. Всякое имя собственное - слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску. Эти свойства заставляют даже нас, современных людей, невольно ощущать в нём как бы тесную связь с самим человеком. Нередко нам кажется, что имя способно даже вроде изменять свойства своего хозяина или, в некоторой степени, определяет их.

Личные имена люди имели во все времена. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, благодаря имени становятся известными все его хорошие и плохие поступки.

Выбор имени - серьёзная задача, ведь его дают до конца жизни, оно имеет значение не только для самого человека, но и для людей, сотрудничающих с ним.

6.Характеристика имени. Классификация.

Как известно, имя во многом определяет характер и будущее новорожденного. Современные родители дают своим детям имена, не всегда имеющие русское, башкирское или татарское  происхождения. Современные имена детей - это результат многочисленных исторических поворотов, смешения рас и культур народов. Так, день за днём, год за годом, сформировался список имён, которые используются на территории нашей страны, республики Башкортостан, Учалинского  района, города Учалы, деревень и сел  для наречения детей. Используются  религиозные, южно- и восточнославянские имена. Национальные имена уже содержат не только исконные, но и заимствованные имена.

Понятно, что сегодня немногих интересует происхождение и характеристика имени. Гораздо более важно, чтобы имя помогало ребёнку на жизненном пути, и просто было приятно на слух. Как правило, выбирая имя своему малышу, человек доверяется сердцу, определяет подходящее по наитию. Может быть, это - самый верный способ определения имени ребёнку. Часто случается так, что два человека, названные одинаково, обладают общими чертами характера и даже внешности. Понятно, что на характер влияет наследственность, дата рождения и воспитание, однако имя тоже занимает не последнюю позицию в формировании личности.

Классификация имен:

  1. Религиозные имена: Исламrали, Исламбак, Исламrол, Исламетдин; как второй компонент "ислам" функционируют в таких ИС, как аhлиислам, Нурислам, Шайхислам, Динислам и др.
  2. Имена, отражающие обстоятельства рождения ребенка:

Юлай, Нусем, Юпдаш, Юпаман, Юлбуга, Яубщар (яу битва), Яугилде, Яубика и др.; слова кунак "гость", туй "свадьба", байрам "праздник" также часто встречаются в составе и мужских, и женских имен; Нунакбай, Туйбика, Туйсура, Байрамюли т.д.

  1. Имена, образованные от названий местности: Муса,  Илсе, Исмагил, Израил,  Мысыргале, Ханнан, Иран, Нырымгужа, Нырымсура,Суяргул,  в  составе антропонимов башкир зафиксированы многие названия родов, племен, родовых подразделений: Сыуаш, Аксыуаш, Биксыуаш- от сыуаш"чуваш" и др.
  2. Редкие имена с сакральными числами 3, 7, 90; связанные с насекомыми, растениями, животными, временами года (Хандугас, Буребай, Тукханбай, Еранса, Гульбика, Гульсасак, Алмабика, Язгуль, Назгуль, Канафер и т.д.)

7. Заключение.

Личные имена содержат в своей семантике национально-культурный компонент. Личные имена отражают национальной менталитет и особенности восприятия окружающего мира.

Имя — знак персоны, личное название человека, способ различения людей. Сейчас ребёнку дают имя под влиянием моды, семейных традиций, имена полюбившихся героев. В древние времена к выбору имени подходили гораздо серьёзней. В древности хорошо было известно о том, насколько велико влияние имени на характер человека, выбор профессии и в итоге на судьбу.

«Мотивы выбора имен в башкирских семьях»

Устанавливаются некоторые мотивы выбора имен современными башкирами. При анализе учитывались  следующие критерии: социальная среда, для установления которой при отборе материала фиксировался род занятий; возраст родителей. Выяснилось, что возраст родителей в выборе имен не является определяющим: традиционные для башкирского языка имена, новые и заимствованные дают детям и молодые родители и люди преклонного возраста. Чем выше образовательный уровень родителей, тем больше проявляется у них интерес к историко-культурной семантике имен.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Антропонимика – наука о личных именах»»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан













Проект

«Антропонимика – наука о личных именах»











Подготовила: учитель башкирского языка и литературы

Баязитова Зульфия Асгатовна







г. Учалы, 2019 г.





Оглавление


Введение.

1.Антропонимика – раздел ономастики.

2.Актуальность.

3.Имена-лидеры обучающихся МБОУ СОШ № 2

4.Опрос.

5.Выбор имени.

6.Характеристика имени. Классификация имен.

7.Заключение.







































«Между живущих людей
безымянным никто не бывает вовсе.
В минуту рождения каждый,
и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей
в сладостный дар получает»

Гомер «Одиссея»

«Антропонимика – наука о личных именах»

Имя -  это то слово, которое человек слышит чаще всего.

С научной точки зрения:

•       По словарю В. И. Даля: «Имя – это слово, которым зовут» 

•       По словарю С. И. Ожегова: «Личное название человека,  даваемое при рождении…»

 Антропонимика  – «наука о личных именах»

    ( словарь С. И. Ожегова)     

 В данной работе использованы  следующие  методы:

•       Теоретический;

•       Поисковый;

•       Математический;

•       Опрос



1.Антропонимика – раздел ономастики.

Ономастика (от греч. ОНО мастик - искусство давать имена) – это наука о происхождении имён. Существует несколько направлений ономастики.

В данном случае нас интересует антропонимика. Это наука, изучающая имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы. Основой этого термина являются греческие слова anatropous «человек».

2. Актуальность данной проблемы состоит в том, чтобы узнать, какими именами  нарекают родители своих детей. Исследование  данного   материала повышает наблюдательность, учит находить интересное и неисследованное рядом с нами.

Цель проекта: определить самые популярные имена обучающихся

Исходя из цели, ставим следующие задачи:

  • Изучить поименные списки обучающихся с 2 - 11 классы;

  • Систематизировать, классифицировать материал – мужские и женские имена обучающихся;

  • Дать количественную и качественную характеристику именам;

  • Установить, чем руководствуются родители при выборе имени своему ребенку.



Тип проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: обучающиеся МБОУ СОШ № 2, родители.



3.Имена-лидеры обучающихся МБОУ СОШ № 2.


Всего представителей женских имен - 87 человек.

Из них:

Популярные и распрастраненные имена

Дарья (3 человек)

Милена (4 человек)

Алина (4 человек)

Арина (2 человек)

Юлия (3 человек)

Лиана (3 человек)

Лия ( 3 человек)

Регина (4 человека)

Эвелина (3 человек)

Амина (2 человек)

Диана (2 человек)

Мария (2 человек)

Азалия (3 человек)

Яна (2 человек)

Анастасия (2 человек)

Виктория (2 человек)

София (3 человек)

Редкие женские имена: Рушана, Наркас, Карина, Дания, Руфина.

Всего представителей мужских имен - 98 человек.

Из них:

Популярные и распрастраненные имена

Айдар ( 4 человека)

Нурислам (2 человек)

Динислам (2 человек)

Нуриман (2 человек)

Ильдар (2 человек)

Ильнур (3 человек)

Артем (3 человек)

Кирилл (3 человек)

Вячеслав (3 человек)

Никита (4 человека)

Тимур (2 человек)

Эмиль (4 человека)

Редкие мужские имена: Азиз, Ильназ, Данияр, Адель, Ильмир, Арслан, Эдгар.


4.Опрос «Почему родители дали именно такое имя своему ребенку?»


1) Мы провели опрос среди обучающихся МБОУ СОШ № 2.

2) В опросе принимали участие окло 150 обучающихся.

Причина:

Проценты:

1.Понравилось

2.Родился в день ангела

3.Было модно

4.В честь кого-то

5.Другая причина (исламские имена, имена с художественной литературы и сериалов)


62%

3%

3%

29%

3%


90 % опрошенных указали, что им нравится свое имя;

10 % опрошенным не нравится свое имя.






5. Выбор имени

Всякое имя собственное - слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску. Эти свойства заставляют даже нас, современных людей, невольно ощущать в нём как бы тесную связь с самим человеком. Нередко нам кажется, что имя способно даже вроде изменять свойства своего хозяина или, в некоторой степени, определяет их.

Личные имена люди имели во все времена. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, благодаря имени становятся известными все его хорошие и плохие поступки.

Выбор имени - серьёзная задача, ведь его дают до конца жизни, оно имеет значение не только для самого человека, но и для людей, сотрудничающих с ним. Всякое имя собственное - слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску. Эти свойства заставляют даже нас, современных людей, невольно ощущать в нём как бы тесную связь с самим человеком. Нередко нам кажется, что имя способно даже вроде изменять свойства своего хозяина или, в некоторой степени, определяет их.

Личные имена люди имели во все времена. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, благодаря имени становятся известными все его хорошие и плохие поступки.

Выбор имени - серьёзная задача, ведь его дают до конца жизни, оно имеет значение не только для самого человека, но и для людей, сотрудничающих с ним.

6.Характеристика имени. Классификация.

Как известно, имя во многом определяет характер и будущее новорожденного. Современные родители дают своим детям имена, не всегда имеющие русское, башкирское или татарское происхождения. Современные имена детей - это результат многочисленных исторических поворотов, смешения рас и культур народов. Так, день за днём, год за годом, сформировался список имён, которые используются на территории нашей страны, республики Башкортостан, Учалинского района, города Учалы, деревень и сел для наречения детей. Используются религиозные, южно- и восточнославянские имена. Национальные имена уже содержат не только исконные, но и заимствованные имена.

Понятно, что сегодня немногих интересует происхождение и характеристика имени. Гораздо более важно, чтобы имя помогало ребёнку на жизненном пути, и просто было приятно на слух. Как правило, выбирая имя своему малышу, человек доверяется сердцу, определяет подходящее по наитию. Может быть, это - самый верный способ определения имени ребёнку. Часто случается так, что два человека, названные одинаково, обладают общими чертами характера и даже внешности. Понятно, что на характер влияет наследственность, дата рождения и воспитание, однако имя тоже занимает не последнюю позицию в формировании личности.

Классификация имен:

  1. Религиозные имена: Исламrали, Исламбак, Исламrол, Исламетдин; как второй компонент "ислам" функционируют в таких ИС, как аhлиислам, Нурислам, Шайхислам, Динислам и др.

  2. Имена, отражающие обстоятельства рождения ребенка:

Юлай, Нусем, Юпдаш, Юпаман, Юлбуга, Яубщар (яу битва), Яугилде, Яубика и др.; слова кунак "гость", туй "свадьба", байрам "праздник" также часто встречаются в составе и мужских, и женских имен; Нунакбай, Туйбика, Туйсура, Байрамюли т.д.

  1. Имена, образованные от названий местности: Муса, Илсе, Исмагил, Израил, Мысыргале, Ханнан, Иран, Нырымгужа, Нырымсура,Суяргул, в составе антропонимов башкир зафиксированы многие названия родов, племен, родовых подразделений: Сыуаш, Аксыуаш, Биксыуаш- от сыуаш"чуваш" и др.

  2. Редкие имена с сакральными числами 3, 7, 90; связанные с насекомыми, растениями, животными, временами года (Хандугас, Буребай, Тукханбай, Еранса, Гульбика, Гульсасак, Алмабика, Язгуль, Назгуль, Канафер и т.д.)

7. Заключение.

Личные имена содержат в своей семантике национально-культурный компонент. Личные имена отражают национальной менталитет и особенности восприятия окружающего мира.

Имя — знак персоны, личное название человека, способ различения людей. Сейчас ребёнку дают имя под влиянием моды, семейных традиций, имена полюбившихся героев. В древние времена к выбору имени подходили гораздо серьёзней. В древности хорошо было известно о том, насколько велико влияние имени на характер человека, выбор профессии и в итоге на судьбу.

«Мотивы выбора имен в башкирских семьях»

Устанавливаются некоторые мотивы выбора имен современными башкирами. При анализе учитывались следующие критерии: социальная среда, для установления которой при отборе материала фиксировался род занятий; возраст родителей. Выяснилось, что возраст родителей в выборе имен не является определяющим: традиционные для башкирского языка имена, новые и заимствованные дают детям и молодые родители и люди преклонного возраста. Чем выше образовательный уровень родителей, тем больше проявляется у них интерес к историко-культурной семантике имен.

Разрабатывая данный проект, мы изучили литературу, опросили родителей, детей. Мы пришли к выводу, что антропонимика играет огромную роль в жизни человека. .От данного имени зависит его характер, судьба, выбор профессии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!