муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ Дерябина И.В. Протокол от «27» августа 2021 г. № 1 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______ Вуколова Т.А. «28» августа 2021г. | «Утверждаю» директор МБОУ Токарёвской СОШ № 2 ___________ Рогачева М.Ю. Приказ от «30» августа 2021г. № 36/2-О |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: Ручной труд
Предметная область: Технология
Класс: 4 (для обучающихся с умственной отсталостью)
Принята на педагогическом совете
МБОУ Токарёвской СОШ №2
Протокол от «30» августа 2021г №1
1.Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт обеспечивает равные возможности получения качественного образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), условиям их реализации и результатам их освоения.
Программа по ручному труду разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
1.1. Цели и задачи:
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» направлена на реализацию основных целей:
Цели: заключаются во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
1.2. Нормативные правовые документы:
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Программой для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 1-4 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Токарёвской СОШ №2;
- Учебным планом МБОУ Токаревской СОШ №2 на 2021-2022 учебный год.
1.3. Сведения о программе
Адаптивная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» образовательной области «Технология» 4 класса МБОУ Токарёвской СОШ №2 составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой – М.
1.4. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Ручной труд» в 4 классе отводится 34 часа. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часa (1 час в неделю) очного обучения, в соответствии с учебным планом ОУ по индивидуальному обучению.
Рабочая программа включает в себя все разделы учебного курса и реализуется в течение года.
1.5. Информация об используемом учебнике.
Для реализации программы используется Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/Авт. – сост. Л. А. Кузнецова.- 11-е изд..- Москва, «Просвещение», 2021
2.Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
-анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
-составление стандартного плана работы по пунктам;
-владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
-использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлического конструктора);
-выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
-знание видов художественных ремесел;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
3. Содержание программы «Ручной труд» в 4 классе (34ч)
1 четверть.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ -5ч
«Что ты знаешь о бумаге?»
Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты, приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой).
«Геометрическая фигура – раскладка».
Повторение видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Повторение правил разметки бумаги. Закрепление навыка склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея.
Фигура «Рыбка». Совершенствование знаний о геометрических фигурах. Закрепление навыка чтения схем - рисунков по условным обозначениям.
«Силуэт самолета» Формирование представления о миллиметре как мере длины. Формирование умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Обучение изготовлению игры «Геометрический конструктор» по плану в учебнике.
Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок». Формирование умения анализировать объект и разбираться в особенностях конструкции изделия.
Игрушка «Летающий диск». Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линиям разметки». Формирование умения вычерчивать окружность с помощью циркуля.
Игрушка из бумажных кругов «Попугай». Развитие умения анализировать конструкцию многодетального изделия, выделять основные признаки и свойства.
Конверт для писем с клеевым соединением деталей. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Объяснение понятия «развертка». Обучение изготовлению изделия на основе развертки.
Конверт без клеевого соединения деталей. Обучение элементам графической грамоты (названия условных обозначений: тонкая сплошная линия – вспомогательная, размерная; штрих с двумя точками – линия сгиба; стрелочки – направления, в котором выполняются действия).
РАБОТА С ТКАНЬЮ -3ч
Бумажная схема переплетения нитей.
Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Формирование представлений о плотности переплетений нитей в ткани (редкое, частое переплетение).
Игрушка «Кукла – скрутка». Проверка знаний о видах работы с тканью (ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитье, роспись), о технологических операциях при работе с тканью. Обучение приему скручивания ткани.
Салфетка с аппликацией. Формирование представлений о способах отделки изделий из ткани. Сообщение сведений о холсте как о ткани с плотным переплетением нитей.
2 четверть.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ-6ч
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Закрепление понятия «геометрический орнамент» и знаний о пространственном размещении его элементов (в прямоугольнике, квадрате). Закрепление и расширение знаний о видах бумаги (бархатная бумага).
Закладка для книг из зигзагообразных полос. Обучение переплетению деталей из бумажных зигзагообразных полос.
Закладка для книг со «свободным плетением». Закрепление знаний о применении закладок. Обучение «свободному плетению» из бумаги.
«Геометрическая фигура-раскладка», «Складные часы». Расширение знаний о геометрической фигуре «круг». Закрепление знаний о чертежных инструментах и правилах работы с циркулем. Обучение делению круга на равные части способом сгибания.
Объемное ёлочное украшение, ёлочная игрушка «Солнышко». Совершенствование умения резать по короткой прямой и по кругу. Обучение делению круга на равные части с помощью чертежного угольника и линейки.
Растягивающаяся игрушка «Матрёшка». Обучение способу тиражирования для получения большего количества одинаковых деталей.
«Птица». Совершенствование приёмов разметки деталей изделия по шаблону. Обработка приёма «надрез по короткой линии». Развитие умения вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам. «Снежинки», «Звезда».
РАБОТА С ТКАНЬЮ -1ч
«Салфетка – прихватка», «Рукавица – прихватка». Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани. Закрепление умения сметывать детали изделия строчкой прямого стежка. Обучение соединению деталей изделия строчкой косого стежка.
РАБОТА С МЕТАЛЛОМ -1ч
Изделие «Дерево», «Паук». Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приемам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги.
3 четверть.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ -3ч
Летающая модель «Планёр». Формирование представлений о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертёжным линиям. Закрепление названий чертежных линий (тонкая сплошная линия – контур; тонкая сплошная линия со стрелочками – размерная, габаритная).
Летающая модель «Самолёт». Закрепление умения читать чертеж по чертежным линиям. Развитие умения самостоятельно выполнять разметку изделия с опорой на чертеж.
«Открытая коробочка», «Коробочка». Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Обучение складыванию базовой формы «блин» и складывание на ее основе коробочки.
РАБОТА С ТКАНЬЮ (нитки)-2ч
Аппликация «Цветок из ниток». Закрепление и расширение знаний о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитье, вышивание, вязание).
«Помпон из ниток» Обучение обматыванию нитками картонных колец с применением иглы с широким ушком.
РАБОТА С МЕТАЛЛОМ (проволока)-2ч
Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков. Закрепление и расширение знаний о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее свойствах (гнется, режется кусачками, сматывается), приемов ее сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом).
«Муха». Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различия между этими материалами (по длине, пластическим свойствам).
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ -3ч
«Что ты знаешь о древесине?». Расширение представлений о функциональном назначении древесины. Формирование представлений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофера, плотника, столяра. Развитие умения определять свойства древесины (цвет, текстура). Проверка умения находить различия в понятиях «дерево», «древесина».
Аппликация из карандашной стружки «Цветок». Закрепление знаний о древесных материалах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с получением древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Обучение приемам затачивания карандаша, соединениям кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки.
Аппликация из древесных заготовок «Дом». Сообщение сведений о применении древесных заготовок в аппликации.
4 четверть.
РЕМОНТ ОДЕЖДЫ -3ч
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и т.п.). Закрепление знаний о пуговицах (с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, с ушком).
Пришивание пуговицы с ушком. Обучение технологии пришивания пуговицы с ушком.
Аппликация с использованием пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка», «Собака». Расширение представлений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами.
Изготовление и пришивание вешалки. Формирование представлений о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивание вешалки.
КАРТОНАЖНО – ПЕРЕПЛЕТНЫЕ РАБОТЫ -1ч
Записная книжка – раскладушка с переплетной крышкой «Блокнот». Расширение представлений о картонажно-переплетных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплете). Обучение изготовлению записной книжки с переплетной крышкой.
РУЧНЫЕ ШВЕЙНЫЕ РАБОТЫ -4ч Оборудование швейной мастерской. Ознакомление с условиями работы швейной мастерской. Сообщение сведений о профессиях швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования, портного по ремонту одежды, утюжильщика и др.
Подушечка для игл. Расширение знаний об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка).
Мягкие игрушки – подушки «Девочка», «Рыба», «Цыпленок». Расширение представлений об изделиях из ткани (мягкие игрушки). Закрепление умений соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка при пошиве игрушек – подушек.
4.Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Работа с бумагой и картоном (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА) | 14ч |
2 | Работа с металлом (проволокой, фольгой) | 3ч |
3 | Работа с текстильными материалами (ткань, нитки) | 6ч |
4 | Работа с древесиной | 3ч |
5 | Ремонт одежды | 3ч |
6 | Картонажно – переплётные работы | 1ч |
7 | Ручные швейные работы | 4ч |
| Итого: | 34 часа |
| | |
Приложение
к адаптированной рабочей программе по предмету «Ручной труд», 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предмету «Ручной труд», 4 класс (для детей с УО)
1 час в неделю, 34 ч, 2021-2022 учебный год
(авторы учебника: Л. А. Кузнецова)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть | Работа с бумагой и картоном-2ч | | | |
1 | Что ты знаешь о бумаге? Технологические операции с бумагой. Виды работы с бумагой. Складывание из треугольников. Геометрическая фигура раскладка. | | 6.09 | |
2 | Складывание простых форм из квадратов. Фигурка «Рыбка». Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор». | | 13.09 | |
| Работа с тканью-3ч | | | |
3 | Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты, приспособления. Виды, свойства и цвет ткани. Как ткут ткани. Процесс ткачества. Виды работы технологические операции при работе с нитками и тканью. | | 20.09 | |
4 | Скручивание ткани. Игрушка «Кукла –скрутка» | | 27.09 | |
5 | Отделка изделий из ткани. Изготовление «Салфетка с аппликацией». | | 4.10 | |
| Работа с бумагой и картоном-3ч | | | |
6 | Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Изготовление игрушки «Цыплёнок». | | 11.10 | |
7 | Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Изготовление игрушек «Летающий диск», «Попугай» | | 18.10 | |
8 | Развёртка изделия. Изготовление «Конверт для писем с клеевым соединением деталей». Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конверта с замком без клеевого соединения. | | 25.10 | |
2 четверть | Работа с бумагой и картоном-2ч | | | |
9 | Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Изготовление аппликации «Коврик с геометрическим орнаментом» | | 8.11 | |
10 | Разметка прямоугольника с помощью угольника. Изготовление изделия «Закладка для книг из зигзагообразных полос», « Закладка для книг со «свободным плетением». | | 15.11 | |
| Работа с тканью-1ч | | | |
11 | Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление изделия «Салфетка – прихватка». | | 22.11 | |
| Работа с металлом-1ч | | | |
12 | Что надо знать о металле? Применение металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изготовление изделия «Дерево». | | 29.11 | |
| Работа с бумагой и картоном-4ч | | | |
13 | Деление круга на равные части способом складывания. Изготовление изделия «Геометрическая фигура – раскладка». | | 6.12 | |
14 | Изготовление изделия « Объёмное ёлочное украшение». | | 13.12 | |
15 | Тиражирование деталей. Точечное клеевое соединение деталей. Изготовление изделия «Растягивающаяся игрушка». | | 20.12 | |
16 | Вырезание симметрических деталей из бумаги, сложенной пополам. Изготовление игрушки «Птица». Складывание бумаги. Изделие« Снежинка». | | 27.12 | |
3 четверть | Работа с бумагой и картоном-2ч | | | |
17 | Выполнение разметки с опорой на чертёж. Изготовление летающей модели «Планёр». | | 10.01 | |
18 | Линии чертежа. Чтение чертежа. Изготовление поделки « Самолёт». | | 17.01 | |
| Работа с нитками (ткань)-2ч | | | |
19 | Связывание ниток в пучок. Аппликация « Цветок из ниток». | | 24.01 | |
20 | Связывание ниток в пучок. « Помпон из ниток». | | 31.01 | |
| Работа с металлом (проволокой)-2ч | | | |
21 | Изгибание проволоки. Изготовление декоративных фигурок и птиц, зверей, человечков. | | 7.02 | |
22 | Сборка изделия из разных материалов. Изготовление поделки «Муха», «Паук» | | 14.02 | |
| Работа с бумагой и картоном-1ч | | | |
23 | Изготовление изделия «Открытая коробочка». Украшение аппликацией. | | 21.02 | |
| Работа с древесиной-3ч | | | |
24 | Что ты знаешь о древесине? Аппликация из карандашной стружки «Цветок». | | 28.03 | |
25 | Аппликация из древесных заготовок. Аппликация «Ёжик», «Лошадка». | | 7.03 | |
26 | Аппликация из древесных заготовок. Аппликация «Дом». | | 14.03 | |
4 четверть | Ремонт одежды-3ч | | | |
27 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | | 28.03 | |
28 | Пришивание пуговиц с ушком. | | 4.04 | |
29 | Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки. | | 11.04 | |
| Картонажно – переплётные работы-1ч | | | |
30 | Картонажные изделия. Изделия в переплете. Материалы. Инструменты и приспособления. Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. | | 18.04 | |
| Ручные швейные работы-4ч | | | |
31 | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. | | 25.04 | |
32 | Изготовление изделия «Подушечка для игл». | | 2.05 | |
33 | Мягкие игрушки. Анализ образца изделия. План пошива игрушки. Изделие «Тряпичная игрушка-подушка». | | 16.05 | |
34 | Изделие «Мягкая игрушка» | | 23.03 | |
| Итого | 34 ч | | |