СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП по Чтению для детей с ЗПР ( вариант 7.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АООП по Чтению для детей с ЗПР ( вариант 7.2)»

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению

(образовательная программа «Школа России»)

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), с учетом авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Рабочие программы «Школа России» – М.: Просвещение, 2014. – 128с.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

1. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Л. Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – М.: «Просвещение», 2015. – (Школа России).

2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская – М.: «Просвещение», 2015.

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

В 1 дополнительном классе будут получать образование школьники, обучавшиеся ранее в обычном 1 классе, а также закончившие обучение в 1 классе по программе 7.2. Пролонгация обучения в 1 классе на два года обеспечивает более надежное закрепление первоначальных навыков чтения. Предположительно уровень сформированности этих навыков у обучающихся из разных педагогических условий будет близок.

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является закрепление у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, неполным пониманием содержания звучащей речи, ограниченностью словаря, трудностями порождения связного высказывания.

В соответствии с перечисленными трудностями обучающихся с ЗПР и обозначенными особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения

(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, корригировать недостатки эмоционального, познавательного, личностного развития;

  • развивать художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию ребенка;

  • преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;

  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;

  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;

  • научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;

  • учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения;

  • расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;

  • совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;

  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.

В соответствии с учебным планом предмет «Литературное чтение» изучается в 1 классе 4 ч в неделю - 132 ч. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» может корректироваться с учетом психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся и переводе в их следующий класс МБОУ «СОШ №10 с УИФ и ТД».

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью образования, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы, способствующей становлению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирующей потребность в систематическом чтении.

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является закрепление у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, неполным пониманием содержания звучащей речи, ограниченностью словаря, трудностями порождения связного высказывания.

В соответствии с перечисленными трудностями обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения

(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, корригировать недостатки эмоционального, познавательного, личностного развития;

  • развивать художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию ребенка;

  • преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;

  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;

  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;

  • научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;

  • учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения;

  • расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;

  • совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;

  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.


2. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в системе образования младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям.

Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, связанные с разными причинами. У детей с ЗПР, пришедших в 1 дополнительный класс, часто отмечаются недостатки техники чтения, могут быть и трудности понимания прочитанного.

При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. В результате освоения предметного содержания учебного предмета «Литературное чтение» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывание исходя из содержания литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.

На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. С помощью учителя первоклассники с ЗПР учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в тексте незнакомых слов и выражений. Вышеперечисленное обеспечивает результативность обучения по другим предметам, а также способствует формированию сферы жизненной компетенции и преодолению недостатков познавательной деятельности.

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Русский язык и литературное чтение» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала других учебных предметов. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках по предмету «Окружающий мир».

Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической (мыслительной) деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.


3. Место предмета в учебном плане


Рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). Продолжительность уроков в 1 дополнительном классе в первом полугодии составляет 35 минут, во втором − 40 минут.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» может корректироваться с учётом психофизических особенностей обучающихся.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);

  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты, могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;

  • кодировать и перекодировать информацию;

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

  • умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

  • умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  7. формирование потребности в систематическом чтении;

  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.


6. Содержание учебного предмета

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Жили-были буквы(32ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И.Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (22 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (6ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и в серйоз (20ч)

Произведения Н. Артюховой, О.Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (20ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В, Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (32 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.


7. Тематический план

п/п

Раздел

Примерные темы занятий

Характеристика видов деятельности

1 четверть

1

Жили были буквы.

(32 часа)


Знакомство с учебником.

В. Данько «Загадочные буквы».

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

С. Черный «Живая азбука»;

Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

Г. Сапгир «Про медведя»,

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».


Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа, прочитанного: что, произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов, декламировать стихи; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

2 четверть

2

Сказки, загадки, небылицы.

(22 часа)


Е. Чарушин «Теремок».

Русская народная сказка «Рукавичка».

Загадки.

Песенки.

Русские народные потешки.

Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

Сказки
А.С. Пушкина.

Русская народная сказка «Петух и собака».

Из старинных книг.

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить сходство и различия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах, и самостоятельно оценивать свои достижения

3

Апрель, апрель. Звенит капель!

(6 часов)

А. Плещеев «Сельская песенка».

А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась».

Т. Белозеров «Подснежники».
С. Маршак «Апрель».

Стихи-загадки писателей
И. Токмаковой,
Е. Трутневой и др.

Стихотворения
Р. Сефа, В. Берестова.

Из старинных книг.

Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги для выставки в соответствии с темой раздела, рассказывать о них в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему, на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим, придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

3 четверть

4

И в шутку, и всерьез.

(20 часов)

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я. Тайц «Волк».

Г. Кружков «Ррры!»

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
К.И. Чуковский «Телефон».

М. Пляцковский «Помощник».

Из старинных книг.

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему, находить сходство и различия.

5

Я и мои друзья.

(20 часов)

Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Е. Благинина «Подарок».
В. Орлов «Кто первый?».
С. Михалков «Бараны». Стихотворения разных авторов о дружбе.

С. Маршак «Хороший день».
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

Из старинных книг.

Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое настоящая дружба, кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы, распределять работу в группе, находить нужную информацию в соответствии с заданием, представлять найденную информацию в группе.

4 четверть

6

О братьях наших меньших.

(32 часа)

С. Михалков «Трезор».

Р. Сеф «Кто любит собак».

В. Осеева «Собака яростно лаяла».

И. Токмакова «Купите собаку».

М. Пляцковский «Цап Царапыч».

Г.Сапгир «Кошка».

В. Берестов «Лягушата».

С. Михалков «Важный совет».

Д. Хармс «Храбрый ёж».

Н. Сладков «Лисица и Ёж».

Из старинных книг.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет; проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок-несказок, придумывать свои собственные сказки-несказок, находить сказки-несказки в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература для учителя.

1. Авторская программа: Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч.1. Литературное чтение. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. / С.В.Кутявина – М.: ВАКО, 2018

Учебно-методическая литература для ученика.

1.Учебник по литературному чтению в 2 ч./ 1 класс.Учеб. для общеобразоват. учрежденй. В 2 ч. / сост. Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий и др.; М.: Просвещение, 2015 г.

2.Рабочая тетрадь по литературному чтению 1 класс (серия «Школа России».) /Климанова Л.Ф.2015

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru

3. Первый мультпортал. – Режим доступа : www.km.ru/education

4. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

Интерактивная доска

1

Гарнитура (колонки)

1

МФУ

1

Ноутбук

1















































Календарно-тематическое планирование по литературному чтению


п/п

Тема урока

По плану

По факту

  1. Раздел «Жили - были буквы» 1 четверть

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система обозначений.



2

В.Данько "Загадочные буквы"



3

В.Данько "Загадочные буквы"



4

В.Данько "Загадочные буквы"



5

И.Токмакова " Аля, Кляксич и буква "А"



6

И.Токмакова " Аля, Кляксич и буква "А"



7

И.Токмакова " Аля, Кляксич и буква "А"



8

И.Токмакова " Аля, Кляксич и буква "А"



9

И.Токмакова " Аля, Кляксич и буква "А"



10

Саша Чёрный "Живая азбука".



11

Саша Чёрный "Живая азбука".



12

Ф. Кривин "Почему"А" поётся, а "Б" - нет".



13

Ф. Кривин "Почему"А" поётся, а "Б" - нет".



14

Г. Сапгир "Про медведя".



15

Г. Сапгир "Про медведя".



16

Проверка техники чтения.



17

М. Бородицкая "Разговор с пчелой"



18

Внеклассное чтение «Любимая книга»



19

И.Гамазкова "Кто кричит?".



20

И Гамазкова, Е.Григорьева "Живая азбука".



21

И. Гамазкова, Е. Григорьева "Живая азбука".



22

С. Маршак "Автобус номер двадцать шесть".



23

С. Маршак "Автобус номер двадцать шесть".



24

С. Маршак "Автобус номер двадцать шесть".



25

Из старинных книг.



26

Из старинных книг.



27

Разноцветные страницы.



28

Разноцветные страницы.



29

Проверим и оценим свои достижения.



30

Проверим и оценим свои достижения.



31

Создаем город букв. Буквы - герои сказок. Проект.



32

Создаем город букв. Буквы - герои сказок. Защита проекта.



33

Внеклассное чтение «Любимая книга»



34

Работа с текстом.



35

Стихи, рассказы о чтении и буквах русских писателей.



36

Стихи, рассказы о чтении и буквах русских писателей.




2. Раздел «Сказки, загадки, небылицы». 2 четверть



37

Литературная викторина.



38/1

Сказки, загадки, небылицы.



39/2

Е.Чарушин "Теремок"



40/3

Е.Чарушин "Теремок"



41/4

Е.Чарушин "Теремок"



42/5

Внеклассное чтение «Любимая книга»



43/6

Русская народная сказка "Теремок".



44/7

Русская народная сказка "Руковичка".



45/8

Русская народная сказка "Руковичка".



46/9

Русская народная сказка "Руковичка".



47/10

Загадки.



48/11

Песенки. Русские народные потешки.



49/12

Небылицы. Стихи и песенки из книги "Рифмы матушки Гусыни"



50/13

Стихи и песенки из книги "Рифмы матушки Гусыни"



51/14

Сказки А.С.Пушкина



52/15

Скороговорки. Сказка "Петух и собака".



53/16

Сказка "Петух и собака".



54/17

Из старинных книг.



55/18

Из старинных книг.



56/19

Разноцветные страницы.



57/20

Проверим и оценим свои достижения.



3 раздел «Апрель, апрель. Звенит капель!»

58/21

А. Плещеев "Сельская песенка". А, Майков "Ласточка примчалась…", "Весна".



59/22

Т. Белозёров "Подснежник". С. Маршак "Апрель". И. Токмакова "Ручей".



60/23

Е. Трутнева "Когда это бывает?". И. Токмакова "К нам весна шагает…"



61/24

В.Берестов "Воробушки". Р.Сеф "Чудо".



62/25

Из старинных книг.



63/26

Разноцветные страницы.



64/27

Проверим и оценим свои достижения.




4.Раздел «И в шутку, и в серьёз» 3 четверть




65/28

Поект “Составляем сборник загадок”



66/1

И Токмакова "Мы играли в хохотушки".



67/2

Я Тайц "Волк".



68/3

Г. Кружков "Ррры!"



69/4

Н.Артюхова "Саша - дразнилка".



70/5

Н.Артюхова "Саша - дразнилка".



71/6

К.Чуковский "Федотка".



72/7

О.Дриз "Привет".



73/8

О.Григорьев "Стук". И.Токмакова "Разговор Лютика и Жучка".



74/9

И.Пивоварова "Кулинаки - пулинаки".



75/10

К. Чуковский "Телефон".



76/11

К. Чуковский "Телефон".



77/12

Внеклассное чтение «Рассказы о космонавтах, о космосе».



78/13

М.Пляцковский "Помощник".



79/14

М.Пляцковский "Помощник".



80/15

Из старинных книг.



81/16

Из старинных книг.



82/17

Разноцветные страницы.



83/18

Проверим и оценим свои достижения.



5 . Раздел «Я и мои друзья».

84/19

Ю.Ермолаев "Лучший друг".



85/20

Ю.Ермолаев "Лучший друг".



86/21

Е.Благинина "Подарок".



87/22

В.Орлов "Кто первый?".



88/23

С.Михалков "Бараны".



89/24

Р.Сеф "Совет".



90/25

В.Берестов "В магазине игрушек".



91/26

И. Пивоварова "Вежливый ослик".



92/27

И. Пивоварова "Вежливый ослик".



93/28

Я.Аким "Моя родня".



94/29

Внеклассное чтение «Рассказы о войне»



95/30

С.Маршак "Хороший день"



96/31

С.Маршак "Хороший день"



97/32

С.Маршак "Хороший день"



98/33

М.Пляцковский "Сердитый дог Буль".



99/34

Д.Тихомиров "Мальчики и лягушки", "Находка".



100/35

Д.Тихомиров "Мальчики и лягушки", "Находка".




6. Раздел «О братьях наших меньших» 4 четверть



101/36

Разноцветные страницы.



102/37

Проверим и оценим свои достижения.



103/1

О братьях наших меньших.



104/2

С.Михалков "Трезор".



105/3

С.Михалков "Трезор".



106/4

Р.Сеф "Кто любит собак…".



107/5

Внеклассное чтение «Рассказы о друзьях»



108/6

В.Осеева "Собака яростно лаяла".



109/7

И. Токмакова "Купите собаку".



110/8

И. Токмакова "Купите собаку".



111/9

С.Михалков "Важный совет".



112/10

Какие бывают собаки?



113/11

М.Пляцковский "Цап Царапыч".



114/12

Г.Сапгир "Кошка".



115/13

Какие бывают кошки?



116/14

Внеклассное чтение «Рассказы о животных»



117/15

В.Берестов "Лягушата".



118/16

Какие бывают лягушки?



119/17

В.Луние "Никого не обижай".



120/18

С. Михалков "Важный совет".



121/19

Д. Хармс "Храбрый ёж".



122/20

Д. Хармс "Храбрый ёж".



123/21

Н. Сладков "Лисица и Ёж".



124/22

С. Аксаков "Гнездо".



125/23

С. Аксаков "Гнездо".



126/24

Мониторинг достижений.



127/25

Разноцветные страницы.



128/26

Разноцветные страницы.



129/27

Проверим и оценим свои достижения. Промежуточная аттестация.



130/28

Проверка техники чтения.



131/29

Викторина «Узнай произведение».



132/30

Повторение изученного.