ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ №______ «» августа 2020г. Директор _________/_______/ | Согласовано: Зам. директора по УВР:______________ /______________/ «___» _______ 2020 г. | Принято на педагогическом совете протокол №1 от «30» августа 2020 г. | Рассмотрено: на заседании МО «29» августа 2020 г. _______________ /_______________./ |
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение»
для обучающихся 4 «___» класса
2020 – 2021 учебный год
Программу составила:
Якушева Ирина Викторовна
учитель начальных классов
высшей категории
Смоленск
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1);
Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой С.-П., «Просвещение», 2007.
З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева Чтение. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида,-М.: Просвещение. 2012. 254с.
Обучение чтению в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с чтением и речевой практикой. Эти три предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
Программа адресована обучающимся 4 «В» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель учебного предмета: научить учащихся читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное. Осуществлять социализацию личности умственно отсталого ребёнка, корректировать и развивать речемыслительные способности, побуждать к эмоциональному отклику, создавая возможность нравственного становления личности.
Задачи учебного предмета:
- формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтении;
- формирование навыка правильного, последовательного пересказа;
- воспитать у учащихся интерес к чтению и родному языку;
- развивать фразовую речь (по возможности);
- формировать нравственные качества на примере персонажей;
- коррекция недостатков познавательной деятельности и личных качеств с учётом индивидуальности каждого ученика на различных этапах обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Состав базовых учебных действий, обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия: | -осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена семьи, одноклассника, друга; -выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и самостоятельно. |
Регулятивные базовые учебные действия: | -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса; -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); -работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя; -участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя; -уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя. |
Познавательные базовые учебные действия: | -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -устанавливать видо - родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; -ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя; -работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание; элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях); |
Коммуникативные базовые учебные действия: | -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. |
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение»
на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений. | читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; читать текст про себя, выполняя задание учителя; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений. |
Содержание программного материала
(Учебно-тематическое планирование)
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса.
Учебно-методический комплект
З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева Чтение. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида,-М.: Просвещение. 2012. 254с.
Содержание
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка).
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. Примерная тематика произведений Произведения о Родине, родной природе, об отношении к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе, товариществе» произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа с текстом Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика»
№ п/п | Название раздела | Количество часов (136ч) |
1. | «Здравствуй школа!» | 1ч |
2. | «Что такое хорошо…» | 10ч |
3. | «Уж небо осенью дышало…» | 12ч |
4. | «Народные сказки» | 8ч |
5. | «О труде и трудолюбии» | 9ч |
6. | «Произведения русских и зарубежных писателей» | 7ч |
7. | «Идёт волшебница- зима» | 14ч |
8. | «Люби всё живое» | 12ч |
9. | «В стране чудес» | 11ч |
10. | «Весна идёт!» | 18ч |
11. | «Лето наступило» | 14ч |
12. | Внеклассное чтение | 20ч |
Класс | Количество часов | Год |
4 | 4 часа в неделю | 136часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание тем | Стр. | Кол-во Часов | Сроки |
| 1 четверть (35ч) | | 35ч | |
1. | Здравствуй, школа! В.Лебедев-Кумач | 3 | 1ч | 2.09 |
| Что такое хорошо… | | | |
2. | Брат и младшая сестра. Э.Шим | 5 | 1ч | 3.09 |
3. | Молоток. А.Седугин | 8 | 1ч | 4.09 |
4. | Пичугин мост. Е.Пермяк | 10 | 1ч | 7.09 |
5. | Был не крайний случай. В.Голявкин | 13 | 1ч | 9.09 |
6. | «Счастливая» ручка. По И.Дику | 15 | 1ч | 10.09 |
7. | Лёлишна из третьего подъезда (Отрывки из повести). По Л.Давыдычеву | 18 | 1ч | 11.09 |
8-10. | Тимур и его команда (Отрывки из повести). А.Гайдар | 27 | 3ч | 14.09 16.09 17.09 |
11. | Печенье. В.Осеева | 34 | 1ч | 18.09 |
| «Уж небо осенью дышало…» | | | |
12. | «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» А.К. Толстой | 36 | 1ч | 21.09 |
13. | Осенний лес. По В.Пескову | 37 | 1ч | 2309 |
14. | Лес осенью. А.Твардовский | 38 | 1ч | 24.09 |
15. | Народные приметы. Загадки | 39 | 1ч | 25.09 |
16. | Осеннее утро. О.Высотская | 40 | 1ч | 28.09 |
17-19. | Лягушка-путешественница (Сказка) В.Гаршин | 41 | 3ч | 30.09 1.10 2.10 |
20. | Стрекоза и муравей.(Басня) И.Крылов | 50 | 1ч | 5.10 |
21. | Приёмыш. По Д.Мамину-Сибиряку | 52 | 1ч | 7.10 |
22 | «Уж небо осенью дышало..» А.Пушкин | 58 | 1ч | 8.10 |
23. | Про лягушку-хохотушку. Н.Мишутин | 59 | 1ч | 9.10 |
| «Народные сказки» | | | |
24-25. | Гуси-лебеди (Русская сказка) | 65 | 2ч | 12.10 14.10 |
26. | Чудесный клад (Молдавская сказка) | 71 | 1ч | 15.10 |
27-28. | Росомаха и лисица (Эвенкийская сказка) | 75 | 2ч | 16.10 19.10 |
29. | Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка) | 79 | 1ч | 21.10 |
30-31. | Лиса и волк (Русская сказка) | 81 | 2ч | 22.10 23.10 |
| «О труде и трудолюбии» | | | |
32. | Два плуга. К.Ушинский | 87 | 1ч | 26.10 |
33-34. | Самое дорогое. (Русская сказка) | 88 | 2ч | 28.10 29.10 |
35. | Трудолюбивый медведь. (Басня) И.Крылов | 92 | 1ч | 30.11 |
| 2 четверть (28ч) | | 28ч | |
36. | Айога (Нанайская сказка) | 94 | 1ч | 9.11 |
37. | Лодыри и кот. С.Маршак | 97 | 1ч | 11.11 |
38. | Лебедь, Щука и Рак. (Басня) И.Крылов | 100 | 1ч | 12.11 |
39. | Школа. А.Тетивкин | 102 | 1ч | 13.11 |
40. | Для чего руки нужны? Е.Пермяк | 103 | 1ч | 16.11 |
| Произведения русских и зарубежных писателей | | | |
41-43. | Сказка о рыбаке и рыбке. А.Пушкин | 105 | 3ч | 18.11 19.11 20.11 |
44-46. | Гулливер в стране лилипутов (Отрывок из книги «Путешествие Гулливера») Д.Свифт | 115 | 3ч | 23.11 25.11 26.11 |
47. | Соломинка, уголёк и боб. Братья Гримм | 122 | 1ч | 27.11 |
| «Идёт волшебница-зима» | | | |
48. | Встреча зимы. И.Никитин | 127 | 1ч | 30.11 |
| | | | |
49. | Зима в лесу. По И.Соколову-Микитову | 128 | 1ч | 2.12 |
50. | Сад друзей. И.Антонов | 130 | 1ч | 3.12 |
51. | Детство. И.Суриков | 131 | 1ч | 4.12 |
52. | Филипок. Л.Толстой | 132 | 1ч | 7.12 |
53. | Мужичок c ноготок. Н.Некрасов | 135 | 1ч | 9.12 |
54. | Народные приметы. Загадка | 138 | 1ч | 10.12 |
55. | Для чего нужен снег. Ю.Дмитриев | 138 | 1ч | 11.12 |
56. | Загадки | 141 | 1ч | 14.12 |
57. | «Не ветер бушует над бором..» Н.Некрасов | 142 | 1ч | 16.12 |
58-60. | Бенгальские огни. Н.Носов | 143 | 3ч | 17.12 18.12 21.12 |
61. | Какая бывает зима (Сказка) По М.Пляцковскому | 149 | 1ч | 23.12 |
| «Люби всё живое» | | | |
62. | Берёза. По В.Костылеву | 152 | 1ч | 24.12 |
| | | | |
63. | Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом. Л.Толстой | 154 | 1ч | 25.12 |
| 3 четверть (38ч) | | 38ч | |
64-65. | Мужик и дворовая собака. По Н.Вагнеру | 157 | 2ч | 11.01 13.01 |
66. | Четвероногий друг. В.Тарасов | 160 | 1ч | 14.01 |
67-68. | Гаечки. М.Пришвин | 163 | 2ч | 15.01 18.01 |
69-70. | Воробьишко (Сказка) М.Горький | 165 | 2ч | 20.01 21.01 |
71-72. | Пожарник Карл. А.Барков | 170 | 2ч | 22.01 25.01 |
73. | Медвежонок. По Г.Скребицкому | 174 | 1ч | 27.01 |
| «В стране чудес» | | | |
74. | В чудной стране. И.Токмакова | 177 | 1ч | 28.01 |
75-79. | Винни-Пух и все-все-все (Главы из сказки). По А.Милну | 179 | 5ч | 29.01 1.02 3.02 4.02 5.02 |
80-84. | Золотой ключик, или Приключения Буратино (Главы из повести). А.К.Толстой | 186 | 5ч | 8.02 10.02 11.02 12.02 15.02 |
| «Весна идёт!» | | | |
85. | Весенние воды. Ф.Тютчев | 196 | 1ч | 17.02 |
86. | Народные приметы | 197 | 1ч | 18.02 |
87. | Весна. По Л.Толстому | 200 | 1ч | 19.02 |
88. | «Полюбуйся: весна наступает…». И.Никитин | 201 | 1ч | 24.02 |
89-93. | Ещё мама. По А.Платонову | 202 | 5ч | 25.02 26.02 1.03 3.03 4.03 |
94. | Разговор о маме. Н.Саконская | 211 | 1ч | 5.03 |
95. | Бабушкины руки. Л.Квитко | 212 | 1ч | 10.03 |
96-97. | Резеда. По Е.Кононенко | 214 | 2ч | 11.03 12.03 |
98. | Дедушка Мазай и зайцы. Н.Некрасов | 217 | 1ч | 15.03 |
99. | Яшка. А.Барков | 221 | 1ч | 17.03 |
100. | Весенняя гроза. Ф.Тютчев | 223 | 1ч | 18.03 |
101. | Лесной цветок. В.Орлов | 225 | 1ч | 19.03 |
| 4 четверть(35ч) | | 35ч | |
102. | Медведь и солнце (Сказка) Н.Сладков | 226 | 1ч | 29.04 |
| «Лето наступило» | | | |
103. | «Вечер ясен и тих..» И.Никитин | 229 | 1ч | 31.04 |
104-105. | Заботливый цветок. По К.Паустовскому | 230 | 2ч | 1.04 2.04 |
106. | Крестьянские дети (Отрывки) Н.Некрасов | 234 | 1ч | 5.04 |
107-110. | Огородники. По Н.Носову | 234 | 4ч | 7.04 8.04 9.04 12.04 |
111. | У речки. И.Антонов | 242 | 1ч | 14.04 |
112. | Золотой луг. М.Пришвин | 244 | 1ч | 15.04 |
113. | Народные приметы | 245 | 1ч | 16.04 |
114-115. | Третье место в стиле баттерфляй. В.Драгунский | 246 | 2ч | 19.04 21.05 |
116. | Последний день учения. М.Бородицкая | 248 | 1ч | 22.04 |
| Внеклассное чтение | | | |
117-120. | Конек-Горбунок. П.Ершов | | 4ч | 23.04 26.04 28.04 29.04 |
121-123. | Рассказы. В.Бианки | | 3ч | 30.05 5.05 6.05 |
124-127. | Сказка о потерянном времени. Е.Пермяк | | 4ч | 7.05 12.05 13.05 14.05 |
128-130. | Русские народные сказки. | | 3ч | 17.05 19.05 20.05 |
131-136. | Сказки народов мира. | | 6ч | 21.05 24.05 26.05 27.05 28.05 31.05 |