СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП по предмету чтение (1 вариант) в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предмету чтение для 4 класса. Может быть использована учителями работающими в классах 1 варианта коррекционных школ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (9.1)

Просмотр содержимого документа
«АООП по предмету чтение (1 вариант) в 4 классе»

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска».


Утверждаю:

Приказ №______

«» августа 2020г.

Директор

_________/_______/


Согласовано:

Зам. директора по УВР:______________

/______________/

«___» _______ 2020 г.



Принято на

педагогическом совете

протокол №1

от «30» августа 2020 г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«29» августа 2020 г.

_______________

/_______________./






Рабочая программа учебного предмета


«Чтение»


для обучающихся 4 «___» класса

2020 – 2021 учебный год















Программу составила:

Якушева Ирина Викторовна

учитель начальных классов

высшей категории






Смоленск

2020

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Чтение» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1);

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1);

  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;

  • Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой С.-П., «Просвещение», 2007.

  • З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева Чтение. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида,-М.: Просвещение. 2012. 254с.



Обучение чтению в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с чтением и речевой практикой. Эти три предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.

Программа адресована обучающимся 4 «В» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель учебного предмета: научить учащихся читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное. Осуществлять социализацию личности умственно отсталого ребёнка, корректировать и развивать речемыслительные способности, побуждать к эмоциональному отклику, создавая возможность нравственного становления личности.

Задачи учебного предмета:

- формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтении;

- формирование навыка правильного, последовательного пересказа;

- воспитать у учащихся интерес к чтению и родному языку;

- развивать фразовую речь (по возможности);

- формировать нравственные качества на примере персонажей;

- коррекция недостатков познавательной деятельности и личных качеств с учётом индивидуальности каждого ученика на различных этапах обучения.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты


1) Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.


Состав базовых учебных действий, обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.


  1. Личностные базовые учебные действия:


-осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена семьи, одноклассника, друга;

-выполнение учебных заданий, поручений, догово­ренностей с помощью учителя и самостоятельно.

  1. Регулятивные базовые учебные действия:


-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса;

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

-работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

-участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя;

-уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

  1. Познавательные базовые учебные действия:


-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;

  • -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • -ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

  • -работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание; элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

  1. Коммуникативные базовые учебные действия:


-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение»

на конец обучения в 3 классе:


Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

  • пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;

  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.


  • читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

  • отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;

  • определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

  • читать текст про себя, выполняя задание учителя;

  • выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;

  • читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

  • пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.



Содержание программного материала

(Учебно-тематическое планирование)

Описание материально – технического обеспечения

образовательного процесса.

Учебно-методический комплект

З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева Чтение. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида,-М.: Просвещение. 2012. 254с.

Содержание

Содержание чтения (круг чтения)

Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка).

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. Примерная тематика произведений Произведения о Родине, родной природе, об отношении к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе, товариществе» произведения о добре и зле.

Жанровое разнообразие Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа с текстом Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений.

Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Внеклассное чтение Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.



Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

(136ч)

1.

«Здравствуй школа!»

2.

«Что такое хорошо…»

10ч

3.

«Уж небо осенью дышало…»

12ч

4.

«Народные сказки»

5.

«О труде и трудолюбии»

6.

«Произведения русских и зарубежных писателей»

7.

«Идёт волшебница- зима»

14ч

8.

«Люби всё живое»

12ч

9.

«В стране чудес»

11ч

10.

«Весна идёт!»

18ч

11.

«Лето наступило»

14ч

12.

Внеклассное чтение

20ч



Класс

Количество часов

Год

4


4 часа в неделю

136часа


Календарно-тематическое планирование

Содержание тем

Стр.

Кол-во

Часов

Сроки


1 четверть (35ч)



35ч


1.

Здравствуй, школа! В.Лебедев-Кумач

3

2.09


Что такое хорошо…




2.

Брат и младшая сестра. Э.Шим

5

3.09

3.

Молоток. А.Седугин

8

4.09

4.

Пичугин мост. Е.Пермяк

10

7.09

5.

Был не крайний случай. В.Голявкин

13

9.09

6.

«Счастливая» ручка. По И.Дику

15

10.09

7.

Лёлишна из третьего подъезда (Отрывки из повести). По Л.Давыдычеву

18

11.09

8-10.

Тимур и его команда (Отрывки из повести). А.Гайдар

27

14.09

16.09

17.09

11.

Печенье. В.Осеева

34

18.09


«Уж небо осенью дышало…»




12.

«Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» А.К. Толстой

36

21.09

13.

Осенний лес. По В.Пескову

37

2309

14.

Лес осенью. А.Твардовский

38

24.09

15.

Народные приметы. Загадки

39

25.09

16.

Осеннее утро. О.Высотская

40

28.09

17-19.

Лягушка-путешественница (Сказка) В.Гаршин

41

30.09

1.10

2.10

20.

Стрекоза и муравей.(Басня) И.Крылов

50

5.10

21.

Приёмыш. По Д.Мамину-Сибиряку

52

7.10

22

«Уж небо осенью дышало..» А.Пушкин

58

8.10

23.

Про лягушку-хохотушку. Н.Мишутин

59

9.10


«Народные сказки»




24-25.

Гуси-лебеди (Русская сказка)

65

12.10

14.10

26.

Чудесный клад (Молдавская сказка)

71

15.10

27-28.

Росомаха и лисица (Эвенкийская сказка)

75

16.10

19.10

29.

Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка)

79

21.10

30-31.

Лиса и волк (Русская сказка)

81

22.10

23.10


«О труде и трудолюбии»




32.

Два плуга. К.Ушинский

87

26.10

33-34.

Самое дорогое. (Русская сказка)

88

28.10

29.10

35.

Трудолюбивый медведь. (Басня) И.Крылов

92

30.11


2 четверть (28ч)


28ч


36.


Айога (Нанайская сказка)

94

9.11


37.

Лодыри и кот. С.Маршак

97

11.11

38.

Лебедь, Щука и Рак. (Басня) И.Крылов

100

12.11

39.

Школа. А.Тетивкин

102

13.11

40.

Для чего руки нужны? Е.Пермяк

103

16.11


Произведения русских и зарубежных писателей




41-43.

Сказка о рыбаке и рыбке. А.Пушкин

105

18.11

19.11

20.11

44-46.

Гулливер в стране лилипутов (Отрывок из книги «Путешествие Гулливера») Д.Свифт

115

23.11

25.11

26.11


47.

Соломинка, уголёк и боб. Братья Гримм

122

27.11


«Идёт волшебница-зима»




48.

Встреча зимы. И.Никитин

127

30.11






49.

Зима в лесу. По И.Соколову-Микитову

128

2.12

50.

Сад друзей. И.Антонов

130

3.12

51.

Детство. И.Суриков

131

4.12

52.

Филипок. Л.Толстой

132

7.12

53.

Мужичок c ноготок. Н.Некрасов

135

9.12

54.

Народные приметы. Загадка

138

10.12

55.

Для чего нужен снег. Ю.Дмитриев

138

11.12

56.

Загадки

141

14.12

57.

«Не ветер бушует над бором..» Н.Некрасов

142

16.12

58-60.

Бенгальские огни. Н.Носов

143

17.12

18.12

21.12

61.

Какая бывает зима (Сказка) По М.Пляцковскому

149

23.12


«Люби всё живое»




62.

Берёза. По В.Костылеву

152

24.12






63.

Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом. Л.Толстой

154

25.12



3 четверть (38ч)


38ч


64-65.

Мужик и дворовая собака. По Н.Вагнеру

157

11.01

13.01

66.

Четвероногий друг. В.Тарасов

160

14.01

67-68.

Гаечки. М.Пришвин

163

15.01

18.01

69-70.

Воробьишко (Сказка) М.Горький

165

20.01

21.01

71-72.

Пожарник Карл. А.Барков

170

22.01

25.01

73.

Медвежонок. По Г.Скребицкому

174

27.01


«В стране чудес»




74.

В чудной стране. И.Токмакова

177

28.01

75-79.

Винни-Пух и все-все-все (Главы из сказки). По А.Милну

179

29.01

1.02

3.02

4.02

5.02


80-84.

Золотой ключик, или Приключения Буратино (Главы из повести). А.К.Толстой

186

8.02

10.02

11.02

12.02

15.02



«Весна идёт!»




85.

Весенние воды. Ф.Тютчев

196

17.02

86.

Народные приметы

197

18.02

87.

Весна. По Л.Толстому

200

19.02

88.

«Полюбуйся: весна наступает…». И.Никитин

201

24.02

89-93.

Ещё мама. По А.Платонову

202

25.02

26.02

1.03

3.03

4.03

94.

Разговор о маме. Н.Саконская

211

5.03

95.

Бабушкины руки. Л.Квитко

212

10.03

96-97.

Резеда. По Е.Кононенко

214

11.03

12.03

98.

Дедушка Мазай и зайцы. Н.Некрасов

217

15.03

99.

Яшка. А.Барков

221

17.03

100.

Весенняя гроза. Ф.Тютчев

223

18.03

101.

Лесной цветок. В.Орлов

225

19.03


4 четверть(35ч)


35ч


102.

Медведь и солнце (Сказка) Н.Сладков

226

29.04


«Лето наступило»




103.

«Вечер ясен и тих..» И.Никитин

229

31.04

104-105.

Заботливый цветок. По К.Паустовскому

230

1.04

2.04

106.

Крестьянские дети (Отрывки) Н.Некрасов

234

5.04

107-110.

Огородники. По Н.Носову

234

7.04

8.04

9.04

12.04

111.

У речки. И.Антонов

242

14.04

112.

Золотой луг. М.Пришвин

244

15.04

113.

Народные приметы

245

16.04

114-115.

Третье место в стиле баттерфляй. В.Драгунский

246

19.04

21.05

116.

Последний день учения. М.Бородицкая

248

22.04


Внеклассное чтение




117-120.

Конек-Горбунок. П.Ершов


23.04

26.04

28.04

29.04


121-123.

Рассказы. В.Бианки


30.05

5.05

6.05


124-127.

Сказка о потерянном времени. Е.Пермяк


7.05

12.05

13.05

14.05


128-130.

Русские народные сказки.


17.05

19.05

20.05


131-136.

Сказки народов мира.


21.05

24.05

26.05

27.05

28.05

31.05