Приложение к АООП
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы _______/В.М.Фролова/
________ /И.М.Мишина./ Приказ от «___»_____201__г. №___
Рабочая программа по
«Ритмике»
начальное общее образование
Ластович Марина Михайловна.
Учитель начальных классов.
высшая категория.
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной
сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности,
эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и
танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни.
Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2).
Цель:
развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
В соответствии с обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:
− развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
− развитие выразительности движений и самовыражения;
− развитие мобильности;
− коррекция недостатков двигательной, эмоционально
- волевой, познавательной сфер благодаря согласованном у воздействию музыки и движения;
− развитие общей и речевой моторики;
− развитие ориентировки в пространстве;
− формирование навыков здорового образа жизни и у
крепление здоровья.
Общая характеристика
Курс коррекционно -развивающей области «Ритмика» традиционно включается в
содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что
типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные
двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко
корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся
воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и
спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только
чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и
создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в
формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной
регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются
сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а
также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также
ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень - ориентировки в схеме тела.
У обучающихся совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением.
Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков,
выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой
положительно влияют на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также
развивают творческое воображение.
Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать
дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в
зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего
эмоционального состояния детей.
Уже в 1 классе решается задача интеграции музыки и движений или движений и
речи. Сложные («тройные») связи специально не формируют (это осуществляется в
более старших классах начальной школы).
К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса
«Ритмика» относят:
− восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки;
различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого,
медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного,
трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой
музыки);
−упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в
одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив
друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные
положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном
направлении, разными видами шага; повороты);
− ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на
координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
−упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных
музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан,
румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
−игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально
- двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);
−танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски,
несложных композиций народных, бальных и современных танцев).
Место курса
Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психо-коррекционные занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание
физического и психологического здоровья обучающихся.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер
(веселая, грустная), развивают способность определять содержание музыкального образа.
В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы
движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на
физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких
психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее
начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые
изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий
выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру
мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и
выразительность движений. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
В 1 классе рабочая программа курса содержит 3 раздела: «Музыка и движения» (основные упражнения и основные упражнения в парах); «Движения и речь»; «Музыка и танец».
У обучающихся с ЗПР необходимо формировать связь между музыкой и
движениями (ритмико-гимнастические упражнения), движениями и речью (упражнения
под проговаривание стихов). Музыка и танец позволяют обобщить умения и навыки,
полученные при изучении первых двух разделов.
В зависимости от целей и задач конкретного занятия педагог может отводить на
каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению). Структура
занятий предполагается достаточно свободная, позволяющая сформировать необходимые
умения и навыки. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие
напряжения, расслабление, успокоение.
Каждое занятие предполагает повторение пройденного на предыдущих. Это
обязательно для занятий ритмикой, так как основная его часть включает как повторение,
так и изучение нового материала. Большинство упражнений выполняется под музыку.
Обязательным для каждого занятия является комплекс общеразвивающих упражнений.
Он определяется в зависимости от физических особенностей обучающихся с ЗПР.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана в 1 классе (доп.)- 33 часа, 1 классе – 33 часа, 2-4 - 66 часов
неделю). При определении продолжительности в соответствии с рекомендациями
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕКОРРЕКЦИОННОГОКУРСА
На первых занятиях большое значение уделяется объяснению основ организации занятий (как готовиться к занятиям, как строится, входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого
обучающихся с ЗПР учат слушать музыку и согласовывать темп своих движений и ее
темп. В первой четверти 1 класса детей желательно научить двигаться в темпе музыки,
помочь им овладеть элементарными шагам и, построениями, перестроениями и прыжками.
Необходимо читать у первоклассников с ЗПР прохлопыванию и протоптыванию простых
ритмических рисунков. На первых занятиях важны такие упражнения как поочередное и
одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.
На каждом занятии проводит ся комплекс общеразвивающих упражнений. Он может включать выпрямления и повороты головы, повороты головы, круговые движения
плечами («паровозики»), наклоны, движение рук в разных направлениях, отстукивание,
сгибание, разгибание ноги в подъеме, упражнения на расслабления мышц и др.
Раздел «Движение и речь» направлен на овладение базовыми умениями выполнять
движения с речевым сопровождением. Для этого могут использоваться различные стишки
и речевки, которые помогают задать определенный темп и динамику при выполнении
шагов, построений, перестроений и различных двигательных комплексов. В этот период
обучения (2 четверть) важно закреплять умения детей выполнять движения под музыку,
поэтому обязательно осуществляется повторение пройденного в первой четверти и
про водятся игры под музыку.
Общеразвивающие упражнения расширяются по своему объему. Обучающиеся
повторяют уже изученные и осваивают новые: перекрестные движения рук
одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой
вверх,
маховые движения рук, выставление ноги на носок вперед, в сторону и назад,
наклоны, повороты туловища вправо, влево и др.
В третьей четверти продолжается изучение раздела «Музыка и движение», где
основные упражнения осваиваются в парах. У обучающихся с ЗПР формируются умения
разбиться на пары и построиться назад в шеренги. Этому можно обучать и через игры под
музыку. Далее учат выполнять ритмико-гимнастические движения под музыку или
речевки. Общеразвивающие упражнения могут дополняться такими упражнениями
как выставление ноги на носок вперед, в сторону, назад, ходьба с высоким подниманием
колен, приседание с опорой и др.
Конец третьей и вся четвертая четверть посвящены изучению раздела «Музыка и
танец». Сформированные у обучающихся с ЗПР базовые умения в области ритмики
позволяют начать овладение танцевальными движениями и разучивать элементарные
танцы и пляски. К концу учебного года дети обычно выучивают комплекс
общеразвивающих упражнений, могут выполнять его под контролем взрослого.
Допускается, что в качестве ведущего могут выступать наиболее способные дети. Они
показывают остальным как нужно выполнять упражнение и задают общегрупповой темп.
Тематическое планирование рабочей программы по «Ритмике» 1 класс (доп)
№ п/п | Название темы (разделы) | Содержание темы (раздела) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД) | Кол-во часов | Контр. раб | Практические, лабораторные работы или тесты |
1 | Ритмико-гимнастические упражнения | Вводный Ходьба и бег. Разновидности ходьбы Танцевальный шаг на полупальцах Ритмико-гимнастические упражнения Подбрасывание, перекатывание малого мяча, обруча, в заданном ритме под музыку. Упражнение с препятствиями и на координацию движений. Строевые упражнения. Перестроения. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой Итоговое занятие. | Развитие чувства ритма, координации движений, двигательных и коммуникативных навыков. Развитие координации движения , двигательных навыков. Формирование правильной осанки. Развитие слухового восприятия, двигательных навыков. Развитие чувства ритма, музыкально -слухового восприятия, двигательных способностей, отработка коммуникативных навыков. . | 9 | | 9 |
2 | Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами | Вводный Упражнение на внимание Упражнение на расслабление мышц Упражнения на координацию движения Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы Упражнения на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности Итоговое занятие | Развитие чувства ритма, координации движений, двигательных и коммуникативных навыков. Развитие координации движения , двигательных навыков. Формирование правильной осанки. Развитие слухового восприятия, двигательных навыков. Развитие чувства ритма, музыкально -слухового восприятия, двигательных способностей, отработка коммуникативных навыков | 7 | | 7 |
3 | Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку | Импровизация движений на музыкальные темы Упражнения, развивающие темп и ритм. Индивидуальное творчество Подвижные игры с пением и речевым сопровождением Упражнения в передаче игровых образов под музыку Русские народные игры Упражнения на передачу в движении характера музыки Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание Итоговое занятие. | Развитие чувства ритма, координации движений, двигательных и коммуникативных навыков. Развитие координации движения , двигательных навыков. Формирование правильной осанки. Развитие слухового восприятия, двигательных навыков. Развитие чувства ритма, музыкально -слухового восприятия, двигательных способностей, отработка коммуникативных навыков | 9 | | 9 |
4 | Народные пляски и современные танцевальные движения | Танцевальные упражнения в движении Соединение движений с музыкой Танцевальные упражнения и движения с предметами Элементы русских народных плясок Элементы русских народных плясок Упражнения на развитие танцевального творчества Упражнения на развитие танцевального творчества Итоговое занятие. | Развитие чувства ритма, координации движений, двигательных и коммуникативных навыков. Развитие координации движения , двигательных навыков. Формирование правильной осанки. Развитие слухового восприятия, двигательных навыков. Развитие чувства ритма, музыкально -слухового восприятия, двигательных способностей, отработка коммуникативных навыков | 8 | | 8 |
| Итого: | 33 часа | | | | |
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения
учителей ___________________.
протокол от «______»________________201_ года №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.
Календарно-тематическое планирование 1 класс (доп)
№ | Дата проведения урока | Тема урока |
план | факт |
Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) |
1 | | | Вводный |
2 | | | Ходьба и бег. Разновидности ходьбы |
3 | | | Танцевальный шаг на полупальцах |
4 | | | Ритмико-гимнастические упражнения |
5 | | | Подбрасывание, перекатывание малого мяча, обруча, в заданном ритме под музыку. |
6 | | | Упражнение с препятствиями и на координацию движений. |
7 | | | Строевые упражнения. Перестроения. |
8 | | | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
9 | | | Итоговое занятие. |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) |
10 | | | Вводный |
11 | | | Упражнение на внимание |
12 | | | Упражнение на расслабление мышц |
13 | | | Упражнения на координацию движения |
14 | | | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
15 | | | Упражнения на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности |
16 | | | Итоговое занятие |
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) |
17 | | | Импровизация движений на музыкальные темы |
18 | | | Упражнения, развивающие темп и ритм. |
19 | | | Индивидуальное творчество |
20 | | | Подвижные игры с пением и речевым сопровождением |
21 | | | Упражнения в передаче игровых образов под музыку |
22 | | | Русские народные игры |
23 | | | Упражнения на передачу в движении характера музыки |
24 | | | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание |
25 | | | Итоговое занятие. |
Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) |
26 | | | Танцевальные упражнения в движении |
27 | | | Соединение движений с музыкой |
28 | | | Танцевальные упражнения и движения с предметами |
29 | | | Элементы русских народных плясок |
30 | | | Элементы русских народных плясок |
31 | | | Упражнения на развитие танцевального творчества |
32 | | | Упражнения на развитие танцевального творчества |
33 | | | Итоговое занятие. |
Итого: | | 33 часа |