ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Ритмика» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» на 2018 – 2019 учебный год.
На основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 212 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Учебный план АООП (вариант 2) на 2018-2019 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».
3. СанПиН 2.4.2. 3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа по ритмике для обучающих 1-4 классов составлена на основе авторской программы А.Айдарбековой, включённой в сборник «Программы специальной (коррекционной) образовательной школ» под редакцией Бгажноковой И.М. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2012 год).
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмет «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по предмету коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.
У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.
Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа по ритмике представляет собой целостный документ: пояснительную записку; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень материально - технического обеспечения.
Цель данного предмета:
Задачи образовательные:
Задачи воспитательные:
Коррекционно-развивающие задачи данного предмета.
Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки;
Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.
Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
Развивать координацию движений.
Развивать умение слушать музыку.
Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.
Развивать творческие способности личности.
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция и развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
В основу программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей;
принцип систематичности и системности в обучении, который предполагает усвоение учебного материала в определенном учебной программой порядке с таким расчетом, чтобы каждый новый элемент содержание ту этого учебного материала логически связывался как с предыдущим элементом его, так и с последующим, обеспечивая, таким образом, сопротивления полученных новых знаний на усвоенные ранее, что позволяет в будущем использовать их как фундаментальную основу для последующих знаний;
принцип доступности, который предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей;
принцип наглядности обучения предполагает, что основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие;
принцип прочности усвоения знаний, который, обеспечивает систему многократного возвращения к уже изученному материалу, позволяющий получать такие знания, умения и навыки, которые учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности;
принцип индивидуализации обучения: ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей и исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого;
принцип дифференцированного подхода в обучении, который, осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки детей в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Технология уровневой дифференциации:
Технология развивающего обучения
Объяснительно–иллюстративные технологии
Игровые технологии
Личностно-ориентированные технологии
Технология здоровьесбережения
Технология деятельностного подхода
ИКТ
Данная программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Содержание программы направлено на освоение обучающихся базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса. Программа расчитана на 3 года с 2018 – 2021 учебный год.
Формы и методы.
На занятиях ритмикой программой предусмотрены следующие формы и методы работы:
словесные методы - являются основной формой обращения педагога к ученикам.
наглядные методы (показ, демонстрация).
практический метод.
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
• признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно
практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;
• признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
• развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
• разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
• ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта,
где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования;
• реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего
• развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его
• личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
социокультурными ценностями;
• разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы по коррекционно – развивающему предмету «Ритмика» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно - практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Освоение обучающимися программы, созданной на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области "Ритмика"
Предметные результаты освоения должны отражать:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Подготовка к занятиям, построение в колонну по одному, умение находить свое место в строю;
ходьба свободным естественным шагом, умение двигаться по залу в разных направлениях;
умение ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
умение выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинстваобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельнымиобучающимися по отдельным предметам не является препятствием кполучению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Уровни усвоения предметных результатов по ритмике
на конец обучения в 1 - 4 классах
Минимальный уровень
Ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное визучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.
Достаточный уровень
Ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения, либо в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно, либо с меньшей самостоятельностью. Не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями, либо при выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но у некоторых обучающихся возможно снижение темпа работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они могут испытывать трудности. Возможно затруднение самостоятельного анализа и планирования своей деятельности, хотя с основными требованиями программы справляются
Учитывая степень обученности учащихся, в тематическом плане предлагаются задания различного уровня сложности и творческого характера, предусмотрено повторение учебного материала, самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, дифференцированные задания.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль – при изучении нового материала
взаимоконтроль – в процессе его отработки
итоговый контроль – после прохождения крупных тем курса
Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль над усвоением учебного материала, а именно:
Место предмета в базисном плане
Рабочая программа рассчитана на пять лет изучения в начальной школе из расчета 1 час в неделю, всего – 135 часов
в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недели;
во 2 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели;
в 3 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели;
в 4 классе на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели.
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
· Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
· Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
· Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.
Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).
Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук.
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Знакомство с бурятским народным танцем «Ёхор».
Содержание национально-регионального компонента в темах учебного предмета
№ | Название раздела | Тема национально-регионального компонента | Кол-во часов |
1 | Упражнения на ориентировку в пространстве | Элемент движения танца Бурятского народа «Ёхор» | 1 |
Повторение движений из танца Бурятского народа «Ёхор» | 1 |
2 | Ритмико–гимнастические упражнения | Разучивание бурятской народной игры «Рукавица» | 1 |
Повторение бурятской народной игры | 1 |
3 | Упражнения с детскими музыкальными предметами | Пластика движений бурятского народа | 1 |
Игры бурятского народа | 1 |
4 | Танцевальные упражнения. | Разучивание бурятской народной игры | 1 |
Повторение бурятской народной игры | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися программы. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Игровые и плясовые движения.
Названия музыкальных инструментов
Стихи, попевки
Танцевальные движения
Ритмические упражнения
Понятия «шеренга», «цепочка», «право», «лево»
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Проверка уровня и освоения умений и навыков учащимися проводится в форме целенаправленного наблюдения в ходе практической деятельности. Оценка знаний и умений осуществляется в словесной форме («отлично»,«хорошо»,«молодец»). Четвертная оценка практической деятельности зачет/незачет.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аудио и видео материалы
информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Автоматизированное рабочее место учителя:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
принтер;
музыкальный центр;
DVD.
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: цифровое пианино.
комплект элементарных музыкальных инструментов:
бубен; бубенцы;
колокольчики;
кастаньеты;
ритмические палочки; ручной барабан;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки); маракас;
металлофон;
погремушки;
треугольник;
театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, коврики, платочки, флажки и пр.).
дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.
Литература для учителя
1-4 классы. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2013. - 288 c
Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г.
Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009
Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.
Литература для учащихся
Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000.
Литература для родителей
Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru