СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная  рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе:

  1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 
  2. Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» для обучающихся с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика»»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе:

  1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

  2. Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» для обучающихся с РАС.


Рабочая программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность, и составлена с учетом положений общей и коррекционной педагогики, детской и специальной психологии. Теоретико-методологическим обоснованием программы являются труды: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития ученика, его социализации и индивидуализации, формирования личности, положение А.Н. Леонтьева о принципе единства сознания и деятельности, а также труды П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение обучающимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Особенности развития обучающихся с расстройством аутистического спектра представляет сложность для педагога, т.к. при поступлении в школу у ребенка присутствуют нарушения коммуникативной функции и нежелание (невозможность в силу диагноза) выстраивать межличностные связи с учителем и сверстниками, а также существуют большие сложности с восприятием словесных инструкций и пониманием обращенной речи. Так же у детей с РАС встречается: своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений. Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки.

Специфические особенности нарушения развития детей с РАС вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Дезонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его музыкальном развитии.

К характерным особенностям этого проявления можно отнести:

  • нежелание переключить внимание с одного действия на другое;

  • навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости аутичного ребёнка от стереотипов;

  • длительное привыкание к звучанию голоса и интонациям речи «нового взрослого» учителя;

  • сохранение монотонности в пении.

В процессе музыкально ритмических занятий с детьми данной типологической группы обнаруживаются и их характерные особенности:

  • внутренняя музыкальность аутичных детей.

  • часто встречающийся эффект «оглушения» звуком. (ребёнок закрывает уши руками оттого, что имеет повышенную чувствительность к музыкальным звукам);

  • явная заинтересованность в игре на простых музыкальных инструментах, возникающая как результат стремления к сенсорным ощущениям.

Таким образом, мы можем наблюдать способность аутичных детей чутко воспринимать музыкальные звуки, позволяя или не позволяя им проникать в мир своих ощущений. Наличие у большинства обучающихся детей склонности к восприятию музыки позволяет постепенно приобщать их к простейшим понятиям теоретических дисциплин – сольфеджио и музыкальной литературы.

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с РАС учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию. В основу стандарта для обучающихся с РАС положен системно – деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает обеспечивающего овладение ими содержанием образования и предметно- практической деятельности. Курс «Ритмика» для детей с нарушениями аутистического спектра (вариант 8.2) составлен с учетом особенностей состояния и функциональных возможностей организма детей.

Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данного курса для детей с РАС является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности, дающее возможность реализации его способностей, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Цель коррекционного курса: обеспечение качества образовательного процесса через музыкально – эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих, слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.

Основные задачи:

-эстетическое воспитание, развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора;

-развитие восприятия музыки, общей и речевой моторики;

-формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку;

-формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя;

-развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со сверстниками.

Система коррекционной и развивающей работы базируется на следующих общедидактических принципах и принципах организации коррекционной и развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях школьного образовательного учреждения:

-принцип целенаправленного коррекционно-педагогического процесса,

-принцип целостности и системности коррекционно-педагогического процесса,

-принцип гуманистической направленности коррекционно-педагогического процесса и уважения к личности ребёнка,

-принцип сознательности и активности личности в целостном коррекционно-педагогическом процессе.

-принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач,

-принцип единства диагностики и коррекции,

-принцип планирования и организации коррекционно-воспитательной работы с учётом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей,

-принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период начального общего образования,

-принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности,

-принцип компетентностного подхода,

-принцип учёта психофизического состояния ребёнка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению адаптивной образовательной программы,

-принцип взаимосвязи в работе специалистов,

-принцип дифференцированного подхода в коррекционной работе,

-принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для социальной адаптации,

-принцип планирования и проведения коррекционно-развивающих мероприятий на основе сохранных функций у детей с ОВЗ,

-принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Ритмические занятия включают в себя музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, движения под музыку. Эти упражнения учат детей вслушиваться в музыку, различать ее выразительные средства, формируют умения согласовывать движения с музыкой. В программу включены упражнения и движения доступные учащимся 1 – 4 классов и обеспечивающие формирование осанки, правильную постановку корпуса, рук, ног, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Ритмико-гимнастические упражнения способствуют выработке необходимых музыкальных двигательных навыков, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений, расширяют их знания, развивают слух. Учат слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту, реакцию, точность движений. Этот раздел включает в себя упражнения на развитие мышц шеи, плеч, пояса, корпуса, ног, туловища и головы.

Во время проведения игр под музыку дети учатся создавать музыкально- двигательный образ. Появляется желание двигаться, желание передавать настроения и характер изображаемого ими образа.

Обучению танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца, носит развивающий познавательный характер. Приобщают детей к народной культуре, воспитывает чувство интернационализма.

На музыкально-ритмических занятиях используются следующие методы и приемы обучения:

  • рассказ,

  • объяснение, выборочное объяснение,

  • показ, совместное выполнение данного движения,

  • проговаривание отдельных слов и предложений,

  • заучивание считалок, попевок, песен.

Разучивание массовых танцев, игр с проговариванием текста корригирует личности ребенка с проблемами в развитии, что в конечном итоге способствует лучшей адаптации учащегося в обществе.

В процессе практических занятий определен объем систематизированных знаний, умений и представлений, которые должны быть сформированы у учащихся:

  • общефизического и двигательного развития,

  • музыкально-ритмического и эмоционального развития,

  • развитие моторной, слуховой и двигательной памяти,

  • развитие коммуникативных навыков

Курс «Ритмика» имеет коррекционную направленность. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни, музыкальные игры.

Специфика музыкально – ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка. Неотъемлемой частью музыкально – коррекционных занятий является ритмика, корректирующая отклонения в развитии общей моторики детей с ОВЗ, представленная в данной программе в разделе «музыкально – коррекционные игры». Для детей с различными нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздники, концерты, поэтому в программе введён раздел «драматизации».

Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет параллельно с обучением элементарным двигательным и танцевальным движениям с учётом принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей, развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта восприятия и синтеза, ритмические и слуховые задания визуализируются.

В музыкально ритмическом обучении используется та же закономерность от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем элементарным танцевальным движениям.

Применение ударно – шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов».

Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и практическую направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.

Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на эмоционально – волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного программой, в начале и в конце учебного года. При оценивании обучающегося следует учитывать:

    • умение слышать различение вступления, окончания песни;

    • участвовать в процессе пения;

    • выполнение ритмических движений под музыку;

    • участие в музыкальных коммуникативных играх и упражнениях;

    • участвовать в общешкольных праздниках, концертах;

    • включение в работу на занятиях, выполнение заданий;

    • умение взаимодействовать со сверстниками;

    • проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.

Основным критерием оценок обучающегося, освоения коррекционного курса «Ритмика», является:

  • задание выполнено ритмически точно выразительно, артистично, с личностным отношением, с пониманием жанровых особенностей (5 баллов);

  • задание выполнено грамотно, но с наличием мелких ритмических недочетов: несоответствие темпа, пульсации, недостаточное владение выразительными средствами (4 балла).

  • задание выполнено нестабильно, неубедительно по характеру, обучающийся недостаточно выразителен и активен (3балла).

  • при выполнении музыкально-ритмического задания допущены серьёзные погрешности, обучающийся не выразителен, не активен (2балла).

  • отказ от выполнения задания, непринятие задания (1 балл).


МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМПЛАНЕ

Коррекционный курс «Ритмика» является обязательной частью внеурочной деятельности (коррекционно-развивающая область) учебного плана для детей, обучающихся по варианту 8.2. Данный курс рассчитан на младших школьников 1-4 классов. На изучение курса «Ритмика» в начальной школе отводится: 1-й класс – 33 часа в год, 1 час в неделю; 2-й класс – 34 часа в год, 1 час в неделю; 3-й класс – 34 часа в год, 1 час в неделю; 4-й класс – 34 часа в год, 1 час в неделю.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯКУРСА

«Музыкально-ритмические занятия» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с РАС элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Содержание программы носит практическую направленность, формирует готовность воспитанников к непосредственному включению в жизнь и трудовую деятельность.

Рабочая программа по музыкально – ритмической деятельности предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Физкультура», «Музыка».

Учебный материал рабочей программы способствует качественному решению образовательных задач, а также воспитывает у обучающихся нравственные качества и чувство прекрасного. Цели музыкально - ритмических занятий обеспечиваются через решение следующих задач:

  • эстетическое воспитание;

  • нравственное развитие;

  • эмоциональное развитие;

  • развитие воображения и творчества;

  • совершенствование произносительной стороны устной речи

  • расширение кругозора.

Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на эмоционально – волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА

В результате изучения курса «Ритмика» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  1. Формирование образа себя, осознание себя как ученика

  2. Развитие элементарных представлений об окружающем мире;

  3. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  4. Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

  5. Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

  6. Проявление интереса к занятиям.

  7. Проявление волевых усилий, трудолюбия, дисциплинированности.


Метапредметные результаты:

  1. Проявление первых навыков сотрудничества.

  2. Овладение элементарными способами передачи информации через движения.

  3. Умение соотносить движение с музыкой.

  4. Проявление эмоциональности.

  5. Владение начальными навыками контроля и самоконтроля.

  6. Способность ориентироваться в пространстве


Предметные результаты:

  1. Положительное отношение к музыкально-ритмическим занятиям.

  2. Развитие восприятия музыки, интереса и внимания к музыкальному звучанию.

  3. Развитие правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку.

  4. Умения эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя.

  5. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмическойдеятельностивовнеурочноевремя,втомчислеприреализации совместных проектов со сверстниками.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА

1 класс

Обучение движениям под музыку

Эмоциональное и правильное выполнение движений под музыку. Овладение элементарными движениями (наклоны, повороты головы,

различные положения рук круговые движения руками) простейшими построениями (в одну , две, три линии , в колонну, в круг.

Свободное размещение в классе ).

Овладение элементами танца и пляски. Разучивание несложных плясок хороводов танцевальных упражнений. Изменение заданных движений , ориентируясь на начало и конец музыки, музыкальный акцент, смену музыкальной динамики (громкая, тихая., негромкая музыка) темп (быстрый медленный умеренный). Регистры в музыкальном звучании (высокий, низкий, средний ).

Фиксирование движениями сильной и слабой доли такта. Определение движением руки высотного положения двух и более звуков внутри среднего регистра.

Обучение восприятию музыки

Различение на слух громкой, тихой, негромкой музыки: быстрого, умеренного темпа, медленного темпа, музыки двух-трёх дольного метра ( полька, вальс) , регистров в музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем регистре, на слух марша.

Различение, танца, песни при выборе из трёх пьес.

Определение в музыкальных жанрах характера (весёлый, грустный), средств музыкальной выразительности.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах

Эмоциональное исполнение на э. м. и. ритмического аккомпанемента к песне.

Исполнение в ансамбле сильной и слабой доли такта в умеренном темпе.

Декламация песен под музыку

Понимание основных дирижёрских жестов . Эмоциональное исполнение песен под музыку . Воспроизведение ритмического рисунка мелодии , состоящей из четвертных, восьмых, половинных длительностей в умеренном и медленном темпе.

Речевой материал

Слушай музыку проверьте аппараты отвернитесь будем учить песню русский танец полька вальс марш мы танцевали возьмите бубен повернитесь на право музыка громкая тихая песня весёлая (грустная) песня называется... гимнастика называется.... Станьте свободно танцуй легко, весело исполняйте танец будем слушать разные звуки будем дирижировать слушайте «раз» как движутся звуки? Какой танец вальс или полька? композитор выделяйте голосом главное слово говори слитно (громко, тихо, быстро, кратко).


2 класс

Выразительное, ритмичное выполнение под музыку гимнастических и танцевальных движений. Совершенствование основных движений, элементов танцев и плясок (ритмическая ходьба, лёгкий бег, кружение поскоками, шаг с притопом.

Разучивание несложных танцевальных композиций.

Фиксирование движениями сильной и каждой доли такта в музыке Зх, 2х. четырёхдольного метра.

Исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий. Определение движением руки высотного положение двух и более звуков.

Обучение восприятию музыке

Различение на слух музыке двух ,трёх, четырёхдольного метра , плавной и о Определение в пьесах характера музыки (весёлый, грустный, песенный, танцевальный). Знакомство с кратким содержанием музыкальной сказки.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах

Эмоциональное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне одновременное и поочерёдное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента.

Декламация песен под музыку

Эмоциональная декламация песен под аккомпанемент.

Исполнение напевных песен - мягко, спокойно, плавно; песен бодрых- более твёрдо легко.

Воспроизведение ритмического рисунка песни в умеренном темпе.

Речевой материал

Исполняй русский танец мы учим гимнастику встаньте в две линии вы приготовились? Я готова к гимнастике опусти локти нога на носок будем исполнять танец весело танцуйте правильно . ритмично, легко звуки на одном месте (идут по порядку скачут) какая музыка? пьеса называется какую пьесумы слушали? Мы слушали « Болезнь куклы» кто автор? композитор Чайковский мы исполняем песню говорите слитно.


3 класс

Обучение движениям под музыку

Выразительное, правильное. Ритмичное выполнение движений под музыку Совершенствование основных движений и элементов танца (вальсовая дорожка, припляс, скользящий ход). Разучивание несложных танцевальных композиций. Исполнение руками несложного ритмического рисунка. Включая мелодии с пунктирном ритмом.

Обучение восприятию музыки

Различение на слух мелодий с опорой на графическую запись песни Прослушивание фрагментов из музыкальных сказок, различение фрагментов из сказок. Знакомство с некоторыми музыкальными инструментами симфонического оркестра и певческих голосов.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах Эмоциональное и выразительное исполнение на э. м. и. аккомпанемента песни (ритмический рисунок одинаковый или разный для каждого инструмента).

Декламация песен под музыку

Выразительная декламация песен под аккомпанемент учителя. Исполнение каждого куплета песни с соответствующими эмоциональными оттенками и в различной манере ( мягко, спокойно, плавно, энергично, бодро).

Речевой материал

Приготовьтесь исполнять танец мы учим танец мы выучили первое движение как будете выполнять движения? Слушайте музыку считайте на 3 выполняйте движения после вступления будем исполнять танец под музыку внимательно ждите начала музыки послушайте разные мелодии (песню, припев, куплет, тему Птички, тему Пети ). Музыка весёлая, торжественная, песенная, праздничная) опера балет музыкальная сказка симфонический оркестр композитор исполнитель слушатель тему Пети исполняет флейта это вальс цветов чем отличаются мелодии? Исполните ритм песни руками поздоровайтесь со мной весело приветливо, спокойно.


4 класс

Обучение движениям под музыку

Выразительное, правильное и ритмичное исполнение танцевальных композиций под музыку в аудиозаписи. Освоение основных элементов бального танца ( тройной ход, тройной ход с ударом, переменный ход с ударом), их несложных композиций. Разучивание основных движений вальса (в паре).

Разучивание современных композиций в современных ритмах Импровизация танцевальных композиций в современных ритмах. Изменение движений в соответствии с разными частями музыкальной пьесы. Оценка собственного исполнения исполнение товарищей.

Обучение восприятию музыки

Прослушивание музыкальных произведений объединенных по тематике («Народная музыка», Природа в музыке», «музыка о детях и для детей») Определение в прослушанной пьесе характера средств музыкальной выразительности (звуковысотных, темпоритмических. динамических, тембровых отношений). Прослушивание музыки в разном исполнении (фортепьяно, скрипка, труба). Симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов. Мужской, женский, детский хор . Закрепление умений различать голос или инструмент , различать сольное или коллективное исполнение . Подбор к прослушанной музыке близких по настроению произведений изобразительного искусства и литературы Знакомство с авторами и исполнителями музыки.

Подготовка обучающихся к кратким сообщениям о музыке, музыканта.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах Эмоциональное и выразительное исполнение на э. м.и. в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне.

Декламация песен под музыку

Выразительная и эмоциональная декламация песен под музыку. Декламация песен с одновременным их звучанием в аудиозаписи . Декламация песен с хорошей дикцией чёткое воспроизведение ритмической структуры мелодии.

Разучивание попевок в быстром темпе. Самостоятельный анализ музыки, характера песен.

Речевой материал

Исполняйте бальный танец легко, изящно, свободно мы учимся танцевать вальс придумайте движения сами внимательно слушайте вступление музыка взволнованная пьесу исполняет оркестр (хор, певец, певица). Мы слушали музыку Глинки пианист скрипач мы слушали музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов песню написал композитор и поэт первый куплет исполняем взволнованно второй- спокойно. Автоматизация произносительных навыков. Слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 810 слов в коротких фразах. Развитие голоса нормальной высоты , силы, тембра; восприятие на слух и воспроизведение модуляций голоса по силе и высоте. Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: ударение, в двух-, трёх- , четырёхсложных словах, фразовое ударение, изменение темпа речи, изменение силы голоса (нормальный- медленный- быстрый), произнесение речевого материала шёпотом . Постепенное замедление и убыстрения темпа речи , передача в речи по возможности мелодической структуры фразы повествовательной, восклицательной, вопросительной интонации. Развитие речевого дыхания, голоса нормальной высоты, силы и тембра. Распределение дыхательных пауз при произнесении длинных фраз, выделение логического ударения во фразе, изменение темпа речи, сохраняя его звуковой состав. Эмоциональная и выразительная декламация стихотворений или фрагментов из них после прослушивания музыки соответствующего настроения.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых для освоения каждой темы

1 класс

п/п

Названия разделов

Количество часов

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

2

2.

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения

4

3.

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений

2

4.

Координационные движения, регулируемые музыкой

2

5.

Игры под музыку

2

6.

Танцевальные упражнения

2

7.

Ритмико-гимнастические упражнения

1

8.

Упражнения на ориентирование в пространстве

3

9.

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения

3

10.

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений

4

11.

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц

1

12.

Координационные движения, регулируемые музыкой

2

13.

Игры под музыку

3

14.

Танцевальные упражнения

2


Итого

33


2 класс

п/п

Названия разделов

Количество часов

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

2

2.

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения

4

3.

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений

2

4.

Координационные движения, регулируемые музыкой

2

5.

Игры под музыку

2

6.

Танцевальные упражнения

2

7.

Ритмико-гимнастические упражнения

1

8.

Упражнения на ориентирование в пространстве

3

9.

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения

3

10.

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений

4

11.

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц

1

12.

Координационные движения, регулируемые музыкой

2

13.

Игры под музыку

3

14.

Танцевальные упражнения

3


Итого

34


3 класс

п/п

Названия разделов

Количество часов

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

3

2.

Ритмико-гимнастические упражнения

9

3.

Танцевальные упражнения

4

4.

Упражнения на ориентирование в пространстве

4

5.

Ритмико-гимнастические упражнения

7

6.

Игры под музыку

4

7.

Танцевальные упражнения

3


Итого

34


4 класс

п/п

Названия разделов

Количество часов

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

3

2.

Ритмико-гимнастические упражнения

9

3.

Танцевальные упражнения

4

4.

Упражнения на ориентирование в пространстве

4

5.

Ритмико-гимнастические упражнения

7

6.

Игры под музыку

4

7.

Танцевальные упражнения

3


Итого

34







1 класс

Тема

К-во

часов


Упражнения на ориентировку в пространстве


1

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Ходьба вдоль с поворотами.

1

2

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.

1


Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения


3

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения с лентами .РК.

1

4

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Наклоны и повороты головы.

1

5

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Наклоны туловища.

1

6

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук.

1


Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений


7

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Перекрестные движения.

1

8

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Сопряженные движения рук и ног.

1


Координационные движения, регулируемые музыкой


9

Координационные движения, регулируемые музыкой. Круговые движения.

1

10

Упражнения на детских музыкальных инструментах.

1


Игры под музыку


11

Игры под музыку. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки.

1

12

Игры под музыку. Различение изменений в музыке РК

1


Танцевальные упражнения


13

Танцевальные упражнения. Тихая ходьба, пружинящий шаг.

1

14

Танцевальные упражнения. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Хлопки. Полька.

1


Ритмико-гимнастические упражнения


15

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Встряхивание и раскачивание рук.

1


Упражнения на ориентирование в пространстве


16

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

1

17

Упражнения на ориентирование в пространстве. Построение круга из шеренги.

1

18

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами

1


Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения


19

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Повороты туловища с передачей предмета РК

1

20

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Движения рук и ног.

1

21

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки.

1


Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений


22

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног.

1

23

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Ускорение и замедление движений

1

24

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Встряхивание и раскачивание рук.

1

25

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Смена движений.

1


Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц


26

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Раскачивание рук поочередно и вместе.

1


Координационные движения, регулируемые музыкой


27

Координационные движения, регулируемые музыкой. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне.

1

28

Координационные движения, регулируемые музыкой. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.

1


Игры под музыку


29

Игры под музыку. Передача в движениях игровых образов.

1

30

Игры под музыку. Игры с пением и речевым сопровождением.

1

31

Игры под музыку. Инсценирование доступных песен.

1


Танцевальные упражнения


32

Танцевальные упражнения. Переменные притопы.

1

33

Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски.

1

2 класс

Тема

К-во

часов


Упражнения на ориентировку в пространстве


1

Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба вдоль с поворотами.

1

2

Упражнения на ориентировку в пространстве. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг,пары.

1


Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения


3

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения с лентами РК

1

4

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Наклоны и повороты головы

1

5

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Наклоны туловища

1

6

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук

1


Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений


7

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Перекрестные движения.

1

8

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Сопряженные движения рук и ног.

1


Координационные движения, регулируемые музыкой


9

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Круговые движения

1

10

Упражнения на детских музыкальных инструментах.

1


Игры под музыку


11

Игры под музыку. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки

1

12

Игры под музыку. Различение изменений в музыке РК

1


Танцевальные упражнения


13

Танцевальные упражнения. Тихая ходьба, пружинящий шаг.


14

Танцевальные упражнения. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Хлопки. Полька.

1


Ритмико-гимнастические упражнения


15

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Встряхивание и раскачивание рук.

1


Упражнения на ориентирование в пространстве


16

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

1

17

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Построение круга из шеренги.

1

18

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами.

1


Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения


19

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Повороты туловища с передачей предмета РК.

1

20

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Движения рук и ног.

1

21

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки

1


Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений


22

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног.

1

23

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Ускорение и замедление движений.

1

24

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Встряхивание и раскачивание рук.


25

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Смена движений.

1


Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц


26

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Раскачивание рук поочередно и вместе.

1


Координационные движения, регулируемые музыкой


27

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне.

1

28

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.

1


Игры под музыку


29

Игры под музыку. Передача в движениях игровых образов.

1

30

Игры под музыку. Игры с пением и речевым сопровождением.

1

31

Игры под музыку. Инсценирование доступных песен.

1


Танцевальные упражнения


32

Танцевальные упражнения. Переменные притопы.

1

33

Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски

1

34

Танцевальные упражнения. Движения местных народных танцев. РК

1



3 класс

Тема

К-во

часов


Упражнения на ориентирование в пространстве


1

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение в колонну по четыре.

1

2

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Построение в шахматном порядке.

1

3

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение из колонн в круги.

1


Ритмико-гимнастические упражнения


4

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Движения головы и туловища.

1

5

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Круговые движения плеч.

1

6

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания движений.

1

7

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения под музыку. РК

1

8

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц

1

9

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Движения пальцев рук, кистей.

1

10

Координационные движения, регулируемы музыкой.

Упражнения на детском пианино.

1

11

Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка

1

12

Игры под музыку. Смена движения в соответствии со сменой частей

1


Танцевальные упражнения


13

Танцевальные упражнения. Галоп

1

14

Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски. РК

1

15

Танцевальные упражнения. Присядка

1

16

Танцевальные упражнения. Круговой галоп

1


Упражнения на ориентирование в пространстве


17

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Движения пальцев рук, кистей.

1

18

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение из кругов в звездочки и карусели

1

19

Упражнения на ориентирование в пространстве. Дистанция.

1

20

Упражнения на ориентирование в пространстве. Ходьба по диагонали.

1


Ритмико-гимнастические упражнения


21

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Движения кистей рук.

1

22

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Круговые движения и повороты туловища.

1

23

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Сочетания движений ног.

1

24

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Упражнения на выработку осанки.

1

25

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление ритмических рисунков.

1

26

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Сочетание хлопков и притопов с предметами. РК

1

27

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Передача основного ритма знакомой песни.

Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике.

1


Игры под музыку


28

Игры под музыку. Начало движения.

1

29

Игры под музыку.

Разучивание игр, элементов танцевальных движений.

1

30

Игры под музыку.

Составление несложных танцевальных композиций.

1

31

Игры под музыку. Игры с пением, речевым сопровождением

1


Танцевальные упражнения


32

Танцевальные упражнения. Шаг кадрили.

1

33

Танцевальные упражнения. Пружинящий бег.

Поскоки с продвижением РК

1

34

Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев.

1

4 класс

Тема

К-во

часов


Упражнения на ориентирование в пространстве


1

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение в колонну по четыре.

1

2

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Построение в шахматном порядке.

1

3

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение из колонн в круги.

1


Ритмико-гимнастические упражнения


4

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Движения головы и туловища.

1

5

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Круговые движения плеч.

1

6

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания движений.

1

7

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения под музыку. РК

1

8

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц.

1

9

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Движения пальцев рук, кистей.

1

10

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Упражнения на детском пианино.

1

11

Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка.

1

12

Игры под музыку. Смена движения в соответствии со сменой частей.

1


Танцевальные упражнения


13

Танцевальные упражнения. Галоп.

1

14

Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски. РК

1

15

Танцевальные упражнения. Присядка.

1

16

Танцевальные упражнения. Круговой галоп.

1


Упражнения на ориентирование в пространстве


17

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Движения пальцев рук, кистей.

1

18

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Перестроение из кругов в звездочки и карусели

1

19

Упражнения на ориентирование в пространстве. Дистанция.

1

20

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Ходьба по диагонали.

1


Ритмико-гимнастические упражнения


21

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Движения кистей рук.

1

22

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Круговые движения и повороты туловища.

1

23

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Сочетания движений ног.

1

24

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

Упражнения на выработку осанки.

1

25

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление ритмических рисунков.

1

26

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Сочетание хлопков и притопов с предметами. РК

1

27

Координационные движения, регулируемые музыкой.

Передача основного ритма знакомой песни.

1


Игры под музыку


28

Игры под музыку. Начало движения.

1

29

Игры под музыку. Разучивание игр, элементов танцевальных движений.

1

30

Игры под музыку. Составление несложных танцевальных композиций.

1

31

Игры под музыку. Игры с пением, речевым сопровождением.

1


Танцевальные упражнения


32

Танцевальные упражнения. Шаг кадрили.

1

33

Танцевальные упражнения. Пружинящий бег.

Поскоки с продвижением. РК

1

34

Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев.

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

Аудио и видео материалы


    • информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

    • мультимедийные энциклопедии;

    • аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

    • видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

    • видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

    • видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

    • видеофильмы с записью известных хоровых коллективов ит.д.


Технические средства обучения


    • музыкальный центр;

    • ноутбук.


Учебно-практическое оборудование:

    • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

    • музыкальный инструменты;

    • комплект элементарных музыкальных инструментов;

    • пианино;

    • зеркала.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    • И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»

    • Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма.

    • Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.:Просвещение

    • Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Изд. центр«Академия»

    • Е. Д. Макшанцева Детские забавы. Москва«Просвещение»

    • Е. Черенкова Оригинальные пальчиковые игры. Москва «Риполклассик»

    • «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» методический и практический журнал. Ооо Изд. «Школьная пресса»

    • Фирилева, Ж. Е. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры / Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О. В. Загрядская.