ГАПОУ АО «АСПК»
Дисциплина: Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Выполнила студентка 1курса
Группы 10 з/ш
Батаргалиева Ж.Т.
Раздел 4 Аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера
применяемое в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа по теме: «Выбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития воспитанников».
Выбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития воспитанников предполагает учёт следующих факторов:
Возрастная адекватность образования. Педагог подбирает содержание и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей.
Индивидуализация образовательного процесса. Учитывается индивидуальная траектория развития каждого ребёнка, его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные:
Комплексные (общеразвивающие) включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Парциальные (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
Некоторые программы, которые могут быть выбраны с учётом возраста и уровня психического развития воспитанников:
«Тропинки». Разработана для детей 3–7 лет и направлена на психическое развитие ребёнка путём применения творчества и воображения.
«Первые шаги». Предназначена для детей 1–3 лет и имеет целью развитие активности, эмоциональности, самостоятельности ребёнка.
«Мозаика». Возрастной контингент — дети 2–7 лет. Программа призвана расширить потенциал каждого ребёнка, открыть возможности для положительной адаптации и социализации, обеспечить развитие личности ребёнка, проявить каждому свои творческие способности.
«ПРО детей». В программе приветствуется совместная деятельность дошкольников, задача педагогов — сформировать у детей навыки коммуникации, логического мышления, научить самостоятельности и ответственности.
Выбор конкретной программы зависит от конкретных условий и целей образовательного учреждения.
Программ и способов обучения детей огромное множество, и мы разберём некоторые возрастные группы.
Дошкольники. Основательно обучать программированию ребёнка можно с
четырёх лет. Они используют не текстовый код, а визуальный язык – блоки с
командами, которые можно перетаскивать и соединять, как конструктор.
Каждое изменение влияет на результат, который ребёнок видит сразу, что и
делает этот формат нескучным и увлекательным. Такое простое введение в
программистскую среду доступно объяснит базовую структуру кода даже
самым маленьким детям. Так уже в возрасте 4-6 лет ребёнок может:
-сформировать представление о программировании и освоить его базовые
принципы;
- узнать, что такое алгоритм и научиться с ним работать;
- освоить визуальное программирование;
- самостоятельно создавать мини игры и мультики.
Программирование учит ребёнка сразу искать решение проблем и не
фокусироваться на неудачах. Итог, программирование даёт школьнику прокачивание логики и умение быстро находить решения любых проблем, а занимаясь этим в группе с другими ребятами – умение работать в команде;
полезный досуг, например ребёнка можно занять обучающими играми, с
которыми он точно не заскучает; новый способ самовыражения. Программирование открывает много
возможностей для творчества: при помощи кода можно создавать игры, макеты сайтов, роботов и много чего ещё.
А также это фундамент для будущих знаний. Ребёнок уже будет знать
некоторые базовые принципы и программы перед началом более узких курсов.
Начальная школа. Здесь выбор уже шире: ребёнок может создавать игры,
заняться робототехникой с конструкторами или научиться кибербезопасности. После освоения какого-либо из этих курсов можно начинать изучать настоящие языки программирования – база уже закреплена, и пора переходить к чему-то посерьёзнее. Поэтапное и систематическое обучение эффективнее, чем одноразовый курс. Что же даёт программирование ученику младшей школы. Ребёнок продолжает развиваться творчески и улучшать свои аналитические навыки, проводя время не за играми, а за их созданием. На полученную ранее базу наслаиваются новые знания, и обучение идёт гораздо
эффективнее. Облегчает изучение английского языка. Команды в языках
программирования основаны на английских словах, и к этому возрасту у
ребёнка уже накопится некоторый словарный запас. А без английского сейчас
никуда – тем более в сфере IT, которая давно вышла на международный
уровень.
Новых друзей. Ребята переходят на новый уровень работы с программами и
могут делиться своими проектами друг с другом, а также объединяться в
команды и создавать новое вместе. Даже если курс онлайн и индивидуальный – в школе точно найдутся другие юные программисты, с которыми можно будет обсудить свои проекты.
Средняя школа. Когда ребёнок уверенно владеет компьютером, и основные
понятия уже закрепились, можно начинать водить на классических языках
программирования. На этот раз не только игры и мультики: фокус можно
сместить на другие востребованные сферы, например,
дизайн сайтов, разработку мобильных приложений и создание нейросетей.
Средняя школа – самое время подумать о своей будущей карьере. На этом этапе школьник может выбрать себе практически любую сферу IT и изучать её не только потому, что нравится, но и затем, чтобы монетизировать её в будущем.
Выбор между госпрограммами и курсами программирования сейчас практически не встаёт, поэтому большинство
родителей обращается к специализированным школам.
Востребованные. Всё, что популярно в профессиональном мире и у детей –
Python, Minecraft, Roblox, разработка игр, дизайн сайтов и Scratch как отправная точка в кодинге.
Разработанные под конкретный возраст. Чем точнее возрастные рамки курса,
тем лучше он ориентирован на уровень знаний и восприятия ребёнка.
Выбор обучающих программ зависит и от уровня психического развития
ребёнка и определяется на основе рекомендаций психолого-медико-
педагогической комиссии (ПМПК).
Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят
развивающий характер, так как в них использованы символическое
представление информации и опосредованный характер управления. В
разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа
обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования
компьютерных развивающих программ в том случае, если данная программа
соответствует возрастным и психологическим особенностям воспитанника.
3