СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аптека под ногами

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом проекте говорится о том, как учащиеся 1-2 классов работали над созданием мини-энциклопедии о лекарственных растениях, Растения рассматриваются на пришкольной территории.

Просмотр содержимого документа
«Аптека под ногами»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михаленинская основная школа

Варнавинского муниципального района

Нижегородской области



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«АПТЕКА ПОД НОГАМИ»





Автор-составитель:

Сигаева Евгения Викторовна-

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Участники:

учащиеся 1, 2 класса и их родители









Михаленино, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:



Введение.......................................................................3

1. Подготовка к исследованию……………............5

2. Основная часть проекта…………………………7

Заключение................................................................10

Список литературы..................................................11

Приложения...............................................................12







































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Если обратимся к далекому прошлому, то можно заметить, что знахари-травники знали целебные особенности трав. Они мастерски использовали их, практически доказывая, что некоторые растения излечивают от недугов.

Сохранились исторические сведения о том, что лекарственные свойства растений использовались еще три тысячи лет назад в Китае и Египте.

В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения необходимо охранять! Если и нужно собирать эти растения, то в нужном количестве и в определенное время. То есть, нужно знать меру!

Оказывается, на территории нашего района произрастает много лекарственных растений! А не узнать ли нам о них побольше? 


Объект и предмет исследования

Лекарственные растения, произрастающие на территории школы и близлежащей к школе территории.

Цель проекта: 

создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений нашего края, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта: 
Образовательные: 

  • Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой.

  • Создать условия для усвоения детьми знаний о природе.

  • Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования.

  • Учить детей правилам сбора и хранения лекарственных растений.

  • Воспитание экологически грамотного отношения к природе.

Воспитательные: 

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Развивать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения.

  • Развивать уверенность в себе в коллективе сверстников.

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;


Развивающие: 

  • Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Развитие познавательной активности, игрового творчества, внимания, смекалки, навыков поведения в различных ситуациях. 

ГИПОТЕЗА:

Людям необходимо изучать мир лекарственных растений. Если знать о свойствах лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении той или иной болезни. Прямо у нас под ногами растут растения, которые обладают лечебными свойствами, если ученики узнают, как обычные растения ближайшего окружения могут помочь человеку, то будут бережнее к ним относиться.

ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЕКТ:

Основополагающий вопрос:

  • Какова роль лекарственных растений в жизни современного человека?


Проблемные вопросы:

  • 1. Могут ли растения заменить лекарства?

  • 2. Почему одни растения лечат, а другие калечат?

  • 3. Какое значение растений в жизни человека?


Учебные вопросы:

  • Какое растение называют зеленый бинт?

  • какое растение является лучшим доктором от 99 болезней?

  • Какое растение является лекарством от семи недуг?







ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


I этап – подготовительный

Вводная беседа. Экскурсии по территории школы с целью выявления лекарственных растений. Анкетирование, уточнение личного опыта детей, на который может опереться учитель. 


2 этап - теоретический

Анализ ресурсов, сбор и изучение информации о лекарственных растениях. 


3 этап – основной. Практическая реализация

Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление знаний о лекарственных свойствах растений, которые растут на территории школы через беседы, конкурсы, инсценировки, заучивание загадок, стихотворений, через чтение художественной и научной литературы, рисунки, подготовку и «выпуск» рукописной мини-энциклопедии о лекарственных растениях. Подготовка презентационных материалов о проекте. 


4 этап - заключительный

Анализ результатов выполнения проекта. Выставка рисунков. 

Представление итоговой презентации по проекту « Аптека под ногами». 


Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:

исследовательские: проблемный вопрос, наблюдения, поиск поговорок, пословиц, загадок,  легенд про лекарственные растения;

словесные: беседы, чтение дополнительной литературы, консультация у родителей.

Научная новизна работы

Проведенные нами исследования позволят:

  • составить рукописную мини-энциклопедию лекарственных растений нашего края;

  • составить карту с указанием массового произрастания лекарственных растений, которые наиболее пользуются широкой популярностью среди местного населения.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал по лекарственным растениям нашего края является практическим пособием для работы с детьми по привитию им бережного отношения к природе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности привития учащимся бережного отношения к природе через:

  • изучение народных справочников о лекарственных растениях (местные сказки, легенды);

  • оформление рукописной мини-энциклопедии о лекарственных растениях нашего края;

  • применение разработок на классных часах, уроках экологии ит.п.

Участники реализации проекта – учащиеся 1-2 классов и их родители



ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Знать какие лекарственные растения растут в нашем крае.

  2. Где используются лекарственные растения.























ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

От автора

Всем известно, что в настоящее время люди с рождения лечатся в поликлиниках или, как говорят у нас в сельской местности, в больнице. А как лечатся животные? Ну, ясно, что сейчас домашних животных лечит ветеринарный врач. А раньше? Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными отварами и настоями, пили чай из разных трав. Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, и о том, как они помогают людям.

История применения лекарственных растений.

Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени.

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин – хранительниц домашнего очага, но постепенно они становились привилегией старейшин.

Уже в первобытном обществе известны болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт и т.д. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран.

На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. Издавна в Москве продавалось все необходимое для лечения различных болезней.

По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые аптекарские огороды во всех крупных городах. Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик.

Этапы проведения исследования:

 1 этап. Сбор информации о лекарственных растениях.

На этом этапе первоначально разработала схему, где можно найти информацию о лекарственных растениях.

Работа со справочной литературой

Встречи с местным фельдшером

Беседа с учителем биологии

Встречи с местными травниками

Где найти информацию

Посещение школьного музея

Беседа с родителями

Сельская библиотека

Школьная библиотека





Анкетирование



 

2 этап - «Знакомые незнакомцы»

Для проверки гипотезы:

  1. Организовать экскурсии с детьми на природу. Собрать в ходе этих экскурсий дикорастущие растения, которые нам встретились на пути.

  2. По атласу- определителю растений, узнать, как называются собранные растения.

  3. Определить, какие из них являются лекарственными, изучить их лечебные свойства.

  4. Оформить гербарий из собранных растений.

3 этап - Деловая игра «Редакция»

На данном этапе организовать работу по оформлению рукописной мини-энциклопедии о лекарственных растениях нашего края:

  1. сделать описание найденных в ходе экскурсий лекарственных растений;

  2. выполнить рисунки к данным описаниям;

  3. оформить титульный лист.

4 этап - Интересные факты о лекарственных растениях.

На данном этапе провести:

  • Провести викторину о лекарственных растениях.

  • Познавательную игру «Поле чудес».

5 этап – Это надо знать!

Подготовить и провести беседу с родителями о том:

  • в какое время следует заготавливать лекарственные растения;

  • какие части растений нужно заготавливать.

С детьми выполнить памятки и раздать их родителям.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Проведя такую работу, узнав столько интересного, считаю, что можно поддерживать свое здоровье, используя лекарства «Аптеки под ногами», которые дешевле, а порой и полезнее химических препаратов.

Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!

 Я предлагаю продолжить работу по изучению лекарственных растений, чтобы расширить свой кругозор, получить как можно больше знаний в области использования лекарственных трав.

Выводы.

В результате проведённых нами исследований, мы выяснили, что в окрестностях нашего села произрастает очень много лекарственных растений.

В нашей работе мы остановилась конкретно только на самых популярных видах лекарственных растений.

Из книг и из бесед с жителями мы познакомились с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовления настоев

Из беседы с фельдшерами Михаленинского ФАПа мы поняли, что в современной медицине широко используются и рецепты народной медицины. Как утверждают медицинские работники, применение народных средств очень эффективно, хотя требуется более длительный срок лечения. Применение лекарственных трав улучшает защитные силы организма и повышает общий иммунитет.

Учитываю всю пользу лекарственных трав, предложили своим родителям сделать ароматные подушки, которые будут радовать не только внешним видом, благотворно влиять на организм человека, помогая справиться с бессонницей, стрессом, усталостью, раздражительностью, а также успешно использоваться для профилактики респираторных и вирусных заболеваний.

При заготовке лекарственных растений нельзя забывать мудрый девиз: «используй, охраняя, и охраняй, используя».









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. С Грюнинг "Лекарственные растения" Мой мир, 2005
2. П. Кьосев "Лекарственные растения" М., 2005
3. Яковлев А.А. "Энциклопедический словарь лекарственных растений" Спецлит, 2002
4. Чиков В.А. "Атлас лекарственных растений" АиФ Принт, 2005
5. П. Сидоров "Справочник самых популярных лекарственных растений" Айрис-пресс, 2007
6. В. Лавреков "500 важнейших лекарственных растений" АСТ, 2007
7. "Все о лекарственных растениях" Атлас справочник, Кристалл, 2007

8. Большая энциклопедия народной медицины. М.2011г. [стр.426]

9. Борзова З.В. Растения природных зон Дагестана. Р.на Д.2009г. [стр.59]

10. Ковалевская Т.А. Домашняя аптечка. К.1991г. [стр.105]

11. Толмачёв А.И. Атлас определитель. М.1983г. [стр.275]





















ПРИЛОЖЕНИЕ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе работы по данной теме мы узнали, что в нашем селе многие жители используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Нам было интересно узнать мнение по данному вопросу и специалистов-медиков, и простых жителей, не имеющих медицинского образования. Поэтому мы обратилась к работникам ФАПа и к жителям д.Михаленино, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

Мнение медицинских работников. Хватова Любовь Васильевна, фельдшер

С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, душица и др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Лукоянова Наталья Вячеславовна, фельдшер

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Синтетические препараты, без сомнения дают лечебный эффект, но при их применении нередки побочные явления: аллергические реакции, явления непереносимости. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

Мнение местных жителей, не имеющих медицинского образования. Соколова Екатерина Ивановна, 83 года

Изучением и сбором трав начала заниматься с 35 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. Пришлось обратиться за помощью к народной медицине. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.



Горовцова Ольга Васильевна, 63 года

В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

Результаты опроса среди жителей д.Михаленино показали, что многие люди знают о лечебных свойствах растений.

Большинство опрошенных лекарственные травы закупают в аптеках, потому как не знают, как правильно собирать и хранить сырье.

Из лекарственных растений используемых жителями самыми распространёнными являются: ромашка, крапива, мята, мелисса.

Зная лекарственные свойства трав, односельчане чаще употребляют отвар, чай и изготавливают веники для бани из лекарственных растений. А вот про подушек из трав не было не у кого, поэтому они с особым любопытством отнеслись к нашим подаркам - ароматным подушкам.

Изготовление ароматных подушек.

Жители нашего села в основном используют лекарственные растения в качестве чая или отвара, делают веники для бани. Мы решили расширить применение лекарственных растений и сделать подушки из трав, а затем подарить их жителям села и нашим учителям. Ведь подушка из трав это лечебное средство и отличный подарок.

В старину подушечки с травами были почти в каждом доме, и к ним очень трепетно относились: украшали вышивкой, обвязывали атласными лентами, обшивали кружевом. Наши прабабушки собирали душистые травки и наполняли ими подушки, на которых спали. Издавна люди верили, что мешочки с целебными растениями приносят в дом богатство, защищают жилье от недобрых сил, а супругов уберегают от ссор и размолвок.

Ароматические композиции могут быть лечебными – они укрепляют здоровье и нормализуют сон, или предназначенными для ароматизации воздуха и создания благоприятной атмосферы в доме. Одни смеси бодрят и поднимают настроение, другие расслабляют, располагают к отдыху, благоприятствуют крепкому, здоровому сну.

Для наполнения саше, кроме трав, используют корочки цитрусовых, кусочки коры, хвою, корень фиалки, гвоздичные звездочки, палочки корицы, стручки ванили и другие пряности. В подушечки с травами также добавляют эфирные масла и морскую соль: они раскрывают ароматы высушенных растений.

Чтобы правильно выбрать ингредиенты для саше, нужно знать, как влияют разные травки на наше здоровье и самочувствие. Мешочки, предназначенные для крепкого сна, наполняют мелиссой, лавандой, лепестками роз, душицей, ромашкой и тимьяном. Для спальни также подходят вербена, мята перечная, мирра, шалфей, ладан, хвоя сосны, цветки апельсина, гардении и жасмина, валериана и герань.

Аромат мелиссы отгоняет меланхолию, устраняет головные боли и кошмарные сны. Лаванда рекомендуется при депрессии и бессоннице, она успокаивает, отгоняет злые мысли, уменьшает агрессию, помогает расслабиться. Лепестки розы исцеляют эмоциональные травмы, снимают нервное напряжение, лечат бессонницу. Мята перечная устраняет нервозность и восстанавливает энергетический баланс. Вербена избавляет от ночных кошмаров, дарит женщине красоту и очарование. Душица прогоняет тяжелые мысли и лечит бессонницу. Ромашка успокаивает, дарит ощущение умиротворения, помогает при депрессии, стрессах, неврозах и бессоннице. Мирра, ладан, шалфей и хвоя сосны очищают пространство от негативной энергии, прогоняют навязчивые мысли, избавляют от усталости.

Очень важно, чтобы доля каждого компонента в саше была нечетной. Наполняют мешочки одним растением либо несколькими сразу. Рецептов ароматических композиций очень много.

Ароматические подушечки – это изысканный предмет интерьера, модный аксессуар в доме и настоящий оберег, наполняющий жилье ароматами хвойных лесов, зеленеющих лугов и цветущих садов. Это частичка природы, что живет в доме и дарит каждому его обитателю сладкие сны, радость и умиротворение.

Рекомендации по изготовлению.

Подушка может иметь разные размеры: от обычного до крохотного. Чем ароматнее и активнее растение (розмарин, шалфей, шишки хмеля), тем подушечка должна быть меньше. Форму подскажет вам ваша фантазия: круглую, квадратную, овальную. Для основной наволочки (чехла или напе́рника) используют только натуральные («дышащие») и плотные ткани (хлопок, лен, тик), чтобы наполнители не просачивались и не кололи лицо и шею.

Особенностью и недостатком ароматической подушки является быстрое слеживание трав. Чтобы избежать этого применяют травы, которые держат форму — осоку, вереск, папоротник-орляк, солому.

Добавление этих трав помогает также избежать передозировки в том случае, когда хочется иметь большую подушку, а выбранные травы являются сильно действующими (розмарин, шалфей, шишки хмеля) и сильно пахнущими (мята, душица, бузина).

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!