Тема урока: Арифметическая прогрессия (9 класс алгебра)
Цели урока: обобщение и коррекция знаний, умений и навыков обучающихся, связанных с решением задач по теме, демонстрация применения на практике полученных сведений, развитие математически грамотной речи, умений анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания, воспитание организованности.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: кодоскоп, проектор, карточки с заданиями, таблицы с основными формулами по теме, переносная доска.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Эпиграф урока: Желаю работать, желаю трудиться,
Желаю успехов сегодня добиться.
2. Сообщение темы и задач урока
3. Проверка домашнего задания
Самопроверка домашнего задания (по кодопозитиву)
Дежурный по классу собирает тетради учащихся с домашней работой.
4. Актуализация знаний. Экспресс – опрос.
(Три ученика работают у доски, их работы корректируют одноклассники)
1. Перечислите термины, которые употребляются в данной теме.
2. Сформулируйте определение арифметической прогрессии. Приведите пример. Запишите формулу п-го члена.
3. Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?Запишите формулу разности.
4. Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией (Последовательности записаны цветными мелками на переносной доске.)
а) - 12, - 14, - 16, - 18, -20,
б) - 23, - 13, 3, 23, сделайте выводы.
5. В чем заключается признак (характеристическое свойство) арифметической прогрессии?Запишите формулу.
6. Как можно задать арифметическую прогрессию?
7. При каком условии прогрессия является возрастающей, при каком - убывающей?
5. Проверка знаний основных формул. ИГРА «Проверь себя и своего товарища»
1. Допиши формулы (Заполняем карту - подсказку, один ученик у доски, остальные на листах).
(кодопозтив )
2. Задание: найдите и исправьте ошибку(самооценка и взаимоконтроль путем нахождения в параграфе учебника соответствующих формул )
3.Игра «Хоккей» ( задают учащиеся вопросы друг другу, чтобы уточнить, что можно найти, используя формулу n-го члена арифметической прогрессии, формулы суммы п первых членов, формулу характеристического свойства.)
6. Дифференцированная самостоятельная работа(слайд )
(Речь идет об арифметических прогрессиях)
1) с1=8, d=2. Найдите с11.
2) х1=10, d= -1. Найдите S8.
3)а11= - 17, а13= - 3. Найдите а12.
4) в3= - 18, d= - 4. Найдите в1.
5) у1=5, в5= - 11. Найдите d.( Задания на «3»)
6) Число 19 является членом арифметической прогрессии 5, 7, 9,: Найдите номер этого члена. (Задание на «4»)
7) Найти хп, если х1 = 20, п = 10, S10 = 20 арифметической прогрессии. ( Задания на «5».)
Учащиеся выбирают задания по желанию, производится самопроверка по кодопозитиву, выставляются оценки.
7. Физминутка.
Повторяем графики известных функций, изображая их руками.
8. Применение знаний и умений в нестандартных ситуациях.
Выступление учащихся с сообщениями (задачи практической направленности), подготовленными заранее
1. Слайд первой группы
1. Директор оздоровительного лагеря решил отгородить бассейн фигурной стеной. Позвав строителей, начал объяснять. В нижний ряд укладывается 9 блоков, на него кладётся 7 блоков, затем 5 и так далее. Всего 5 рядов. Как по быстрее вычислить количество блоков в фигурной кладке.
2.Исправьте ошибку в решении следующей задачи:
При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?
Решение:
Ответ: 78 бревен в одной кладке.
2. Слайд второй группы
При свободном падении тело проходит в первую секунду 5 м, а в каждую следующую на 10 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после начала падения.
Дано: (аn) – арифм. прогрессия а1=5, d = 10 Найти: S5
Решение:
Ответ: 125 м.
№2 Составьте и решите задачи по рисунку
.
3. Слайд третьей группы
. Задачи, демонстрирующие разнообразие областей применения знаний арифметической прогрессии
Рабочий изготовил в апреле 50 деталей, а в каждый следующий месяц изготовлял на 6 деталей больше, чем в предыдущий. Сколько деталей изготовил токарь в мае? В июне?
Студент выиграл в лотерею и истратил деньги за три дня. В первый день он потратил 600 рублей, а каждый следующий тратил на 60 рублей больше, чем в предыдущий. Сколько денег истратил во второй день, третий. Каков был выигрыш?
За нарушение правил дорожного движения водителю надо уплатить штраф в размере 1500 рублей. Штраф необходимо уплатить в течении 10 дней, после чего за каждый просроченный день будут начисляться дополнительно 2% от суммы штрафа. Сколько денег он заплатит, если оплатит штраф на5 дней позже срока?
9. Игра «Карусель». Работа в группах
Каждой группе предлагается карточка с задачей. Надо увидеть математическую задачу и записать решение на кодопозитиве(«мозговая атака»), объяснить его остальным группам..
Задача для первой группы
В соревнованиях по стрельбе за каждый промах в серии из 10 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах – одно штрафное очко, за каждый последующий – на 0,5 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 4 штрафных очка?
Задача для второй группы
Бабушка ко Дню рождения своего внука Сергея решила купить ему мобильный телефон. Для этого она в первый месяц отложила 700 рублей, а в каждый последующий месяц откладывала на 100 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у бабушки через 8 месяцев?
Задача для третьей группы
Чтобы благоустроить территорию школы учащиеся школы планируют весной 2019 года посадить цветы. Учащиеся 1 класса планируют посадить 10 цветов, а каждый следующий класс - на 2 цветка больше. Сколько классов в школе, если планируют посадить 190 цветов?
10. Домашнее задание:
Подобрать задачи, из различных областей: физики, медицины и т.д,, решить задания из сборника для ГИА, решаемые с использованием арифметической прогрессией, повторить п.25, п.26,
11. Рефлексия
Что нового для себя узнали?
Что у вас вызвало интерес?
В чём затруднялись?
Что для вас наиболее значимым было на уроке?
12. Итог урока.
Дополни фразу:
1. «ПРОГРЕССИО» - движение вперед
2. Арифметическая прогрессия –это … .
3. Формула п-го члена имеет вид….
4. Арифметическая прогрессия является…функцией и записывается формулой….
5. Формулы суммы п членов арифметической прогрессии…
6. Характеристическое свойство арифметической прогрессии…
Карточки с дополнительными заданиями:
Задача 1. Между числами 46 и 74 вставьте такое число, чтобы получившиеся три числа являлись членами арифметической прогрессии.
Задача 2. Сумма первого и пятого членов арифметической прогрессии равна 14, а произведение второго и четвертого членов этой же прогрессии равно 45. Найдите шестой член.
Литература:
Ю.Н. Макарычев, Н. Г.Миндюк Алгебра 9 класс, учебник.
9 класс .Сборник заданий для итоговой аттестации
Учитель математики Чумаченко Светлана Ивановна