СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда»

Просмотр содержимого документа
«Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда»»

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Учитель

Федянина Ирина Анатольевна

Школа

МБОУ СОШ № 11 город Нижнекамск

Класс

4 Б

Предмет

Литературное чтение. Внеклассное чтение

Тема урока

Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда»

Программа

Перспективная начальная школа

Место и роль урока в изучаемой теме.

Применение новых знаний

Формы работы учащихся

Групповая


Цель урока

.


Образовательные:

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. П Гайдара

продолжить работу над умением анализировать текст произведения, давать характеристику главным героям

Развивающие:

Способствовать развитию грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, точности, эмоциональности, последовательности и содержательности в ответах.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству писателя А. П Гайдара

воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в группах, привитие навыков этикета речи

Планируемые результаты:

Личностные

1) развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;


Метапредметные

Познавательные УУД:

1)формировать умение извлекать информацию из текста;

2) формировать умение выявлять сущность, особенности главных героев произведения;

3)формировать умение на основе анализа поступков делать выводы;

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё отношение к поступкам героев произведения;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) работать по плану ;

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других.

Предметные

Анализировать самостоятельно прочитанный текст (рассказ, стихотворение) находить ответы на поставленные вопросы в содержании прочитанного, развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного произведения


Духовно-нравственное развитие и воспитание

1 воспитание гражданско-патриотического чувства на основе литературных произведений писателей-фронтовиков

2 воспитывать гражданско-патриотическую позицию на положительных примерах литературных героев



Оборудование:

персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, текст А. П Гайдар «Тимур и его команда» , карточки с заданиями, листы самооценки


Структура и ход урока


Этап урока

Содержание этапа

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формирование УУД

ТОУУ

(Технология оценивания учебных успехов)

Ι. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности



Вместе не трудно,

вместе не тесно.

Вместе легко

и всегда интересно!

1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Методы стимулирования учебной деятельности: создание атмосферы эмоционального комфорта


Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;






умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

.








































умение оформлять свои мысли в устной форме
































умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом литературного текста

умение находить ответы на вопросы

умение оформлять свои мысли в устной форме


умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.








1) умение выявлять сущность, особенности объектов;

2) умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) умение обобщать и классифицировать по признакам;

















умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


умение слушать и понимать других



ΙΙ. Актуализация знаний.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к занятию; организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий


Показ отрывка из фильма «Тимур и его команда»

-Узнали? Про кого этот фильм? (про Тимура и его друзей)

-Как они себя называют? (команда)

-А что такое команда?

Это группа людей, объединённая общим делом, направленная на помощь людям. Внутри команды существуют дружеские и товарищеские отношения.

-Кто автор произведения, по которому был снят этот фильм? (Аркадий Петрович Гайдар)


1) Формулируют тему урока

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3)Отвечают на вопросы учителя.

4)Высказывают свои предположения.







Фронт. форма


фронтальная беседа

ΙΙΙ. Открытие нового знания

Цель: знакомство обучающихся с жизнью и творчеством А. П Гайдара. Воспитание интереса к творчеству писателя

Развитие диалогической речи

Вступительная беседа о писателе (презентация)

Учащиеся читают стихотворение

С. Михалкова «Гайдар»:

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой —

Гайдар ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин — Гайдар…

У Аркадия Петровича Гайдара была обыкновенная биография, хотя жил он в необыкновенное время, когда свершались революции и войны.

Аркадий любил птиц, зверей. Любил удить рыбу, бродить по лесу, ночевать в палатке. Отец и мать Гайдара были сельскими учителями.

Вскоре его семья переехала в Арзамас, где прошло детство и юность писателя. Ушёл в Красную Армию в ноябре 1918 года, когда ему не исполнилось ещё четырнадцати лет. Гайдар был рослым и крепким мальчишкой. Прибавив себе два года, попал на курсы красных командиров.

Шесть лет воевал Аркадий Петрович, был тяжело контужен и ранен. В двадцать лет после серьёзного ранения будущий писатель был отчислен из армии. Гайдар продолжал помогать людям не оружием, а пером. К сожалению, гражданская война оказалась не последней в его жизни.

Во время Великой Отечественной войны писатель не остался в стороне от происходящего. В 1941 году пошёл добровольцем на фронт. Всю осень он участвовал с армией в жестоких боях. Затем его воинская часть попала в окружение.

Гайдару предложили вылететь в Москву последним самолётом – он отказался, оставшись в партизанском отряде рядовым пулемётчиком. Он начал жизнь солдатом и погиб как солдат в неравном бою с врагами.

Аркадий Петрович Гайдар прожил всего тридцать семь лет, из них почти двадцать пять лет он боролся с оружием в руках. Прах писателя покоится на вершине горы у реки Днепр. Посмертно Гайдара наградили орденом Отечественной войны I степени.

Книги писателя – вечно живой памятник, его жизнь. Они учат нас верности, доброте, дружбе, тому, что «надо честно жить и много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю».

Обращаю внимание на выставку книг.


Учащийся читает стихотворение И. Беляева «Над книгой Гайдара».

Читая Гайдара книжку

Вечером вслух втроём,

Вдруг размечтались мальчишки

О будущем своём.

Мечтали, спорили много

И вновь принимались мечтать:

Им каждому в жизни дорогу

В тот вечер хотелось избрать.

В одном согласились без спора

Став взрослыми, Родине в дар

Построить прекрасный город

И дать ему имя - Гайдар.

С портрета в открытой книжке

Гайдар улыбнулся в ответ:

«Мои дорогие мальчишки,

Для вас невозможного нет!»

1)рассказывают о биографии писателя А. П Гайдара с использованием презентации


Фронт.

форма. Объяснительно-иллюстративная форма

Продуктивные методы


Мини исследование

Опрос родителей

ΙV. Применение знания

Цель: формирование умения находить ответы на вопросы;

Умение строить речевое высказывание на поставленный вопрос; умение оформлять свои мысли в устной форме.





Словарная работа

Давайте объясним значения некоторых слов. Значение слова команда мы выяснили. Давайте выясним, что обозначают слова:

Атаман

  1. 1.Начальник - название различных военных и административных должностей в казачьих войсках.

  2. 2.Предводитель разбойничьей или воровской шайки.

Комиссар

1. Руководящее лицо с общественно-политическими или административными обязанностями. 

2. военный комиссар1) в Советских Вооружённых Силах в 1918-1925 и 1937-1942 гг.: политический руководитель воинской части, отвечающий наравне с командиром за её боеспособность и политическое состояние.

4. В некоторых странах: начальник полицейского участка.

Шайка.

Группа людей, объединившихся для какой-н. преступной деятельности.

Гайдар

Я хочу открыть вам значение ещё одного слова – Это слово Гайдар.

В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник – вперёдсмотрящий. Он разведывал путь, он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли его Гайдаром.

Проверка домашнего задания

- Расскажите, почему Женя оказалась на чердаке.

-Прочитайте, что она там увидела.

- Расскажите, что решила сделать Женя?

- Прочитайте разговор по телефону про себя. Кто выступить в роли Тимура и Жени? (чтение по ролям)

-Почему все расступились?

- Прочитайте, каким предстаёт Тимур перед Женей?

- Прочитайте диалог Тимура и Жени.

- Расскажите, о чём узнала Женя от ребят?

- Прочитайте диалог Гейки и Коли.

- Прочитайте диалог Тимура и Коли о побеге на фронт

-К какому отрывку можно отнести пословицу: «Кулаками делу не поможешь» прочитайте этот диалог (диалог Тимура и Гейки о Квакине)

-Тимур отправил на поиски козы 5 человек. Верно?

Докажите.

Физкультминутка

Ребята, давайте отдохнём. Встаньте друг напротив друга.

- Поменяйтесь местами те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Поменяйтесь местами те, кому понравилась повесть «Тимур и его команда»

- Поменяйтесь местами те, кто хотел бы дружить с Мишкой Квакиным.

- Поменяйтесь местами те, кто хотел бы вместе с Тимуром помогать всем нуждающимся.

Работа в группах

- Ребята, у вас на парте у каждого есть маленький флажок определённого цвета (на пяти партах большой флажок). Давайте поделимся на группы. Выберете ответственного. Итак, у нас получилось пять команд. «…….. и его команда».

Ромашка Блума

Работать мы будем сегодня по «Ромашке Блума». (пять команд – пять заданий)

У каждой команды будет своё задание.

Ответственных прошу подойти к доске и взять задание для своей группы. Берём тот лепесток, который соответствует цвету вашего флажка.

Синий – «Подумай»

Задание. Книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда» издавалась неоднократно. Иллюстрации к ней были созданы разными художниками.  Внимательно рассмотрите рисунки Адриана Ермолаева и Германа Мазурина и ответьте на вопросы.

- Какие эпизоды проиллюстрировали художники?

-Каких героев изобразили? Соответствуют ли рисунки содержанию книги?

- Рисунки какого художника вам понравились больше и почему?

- Если бы вы были иллюстратором, то какой эпизод повести выбрали?

-Устное словесное рисование. Расскажи художнику, который будет рисовать иллюстрацию, что бы ты хотел изобразить.

Зелёный – «Напиши»

Задание Напишите письмо герою стихотворения и объясните, что он не понял в повести  «Тимур и его команда».

  И. Антонов   РАЗГОВОР
  Усталая с работы 
 Пришла под вечер мать 
 И видит, что у сына 
 Не прибрана кровать, 
 Что стынет чай в стакане, 
 Что пол не подметён, 
 Что, лёжа на диване, 
 Читает книжку он... 
 И мать ему с обидой 
 Промолвила: «Сынок, 
 Когда-нибудь ты маме 
 Хоть чем-нибудь помог?» 
 А сын ответил хмуро, 
 Едва взглянув на мать: 
 «Ты, мама, про Тимура 
 Мешаешь мне читать». 
 Уверен я, ребята, 
 Что если б жил Гайдар 
 Прославленный писатель 
 и храбрый комиссар, -
 То этому парнишке, 
 Что так встречает мать, 
 Сказал бы автор книжки 
 (Вернее, мог сказать): 
 «В тебе, наверно, совесть 
 Заснула, паренёк! 
 Прочесть сумел ты повесть, 
 А вот понять не смог!»

 Фиолетовый – «Составь»

Задание Составить паспорт главных героев.

Имя:

Автор:

Прописка:

Где живёт:

Занятия:

Где впервые встречается:

Личные качества:

Оранжевый – «Придумай»

Задание: Придумай загадку Триз и синквейн к слову «команда».

Жёлтый – «Ответь»

Задание: Ответь на вопросы:

Когда повесть напечатали в 1940 году в газете «Пионерская правда». Тимуровское движение стало массовым.

- Почему Тимуровское движение, а не Квакинское?

- Как называют людей, которые помогают другим бескорыстно без вознаграждения?

( волонтёры)

- Чем они занимаются?

Составь свой список добрых дел.


1) отвечают на вопросы
































2) работа с книгой






















Выполняют физкультминутку











Деление на группы


Дети выбирают своё задание







Дети рассматривают иллюстрации к книге, определяют какое действие происходит на них.






Словесное рисование











































Дети выбирают слова и заполняют таблицу




Вопросы на карточках. Дети отвечают устно, предварительно обсудив в группе.

Составляют свой список добрых дел.

Фронт.

.групповая



VΙ. Итог.

Рефлексия.

Цель: организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке


-Что же хотел сказать нам автор, создав эту повесть?

-Нужна ли эта книга современному читателю?

-Посоветовали бы вы прочитать её своим ровесникам?

Приём «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями. (соседу по парте, однокласснику, учителю, герою произведения, себе (с точки зрения изученного на уроке).)

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

3) Оценивают свою работу на уроке.

Фронт.

Индивид.



умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

А.П. Гайдар продолжил историю Тимура и написал еще 2 книги: «Комендант снежной крепости», «Клятва Тимура». Вы можете самостоятельно прочитать их и узнать, как сложились судьбы уже знакомых вам героев.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс