СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Архангельской области 80 лет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Архангельской области 80 лет".»

Открытый урок для родителей в рамках проекта « Архангельской области 80 лет»

Вот она какая, дорогая родина моя! История Русского Севера.

4 чел. читают

«Гимн Архангельской области» Нина Мешко.


Край наш поморский могуч и прекрасен!

Его не забудешь вовек.

Манят отважных бескрайние дали,

Где не ступал человек!


Здесь по Петрову веленью из моря

Ряд белокрылых фрегатов восстал.

И колыбелью Российского флота

Край наш Архангельский стал.


Здесь Ломоносов великий родился,

Мудростью мир осветил,

Былинные сказы, загадки природы

В научную быль воплотил.


Край наш поморский в движеньи и в силе,

Ему по плечу Новый век!

Космос, богатства, глубины морские –

Всё покорит человек.


-Кто догадался, что за стихотворение прочитали дети?

- Почему наш урок начался с гимна Арх. области?

- Давайте откроем тетрадь на печатной основе «Морянка» с.11 и, разгадав головоломку, мы увидим, о чём узнаем на уроке.


























СряИоТи


онесеоврг


аркя


Что вы уже знаете об Архангельской области?

1 ученик * Арха́нгельская о́бласть — субъект Российской Федерации на севере европейской части России. Она является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью в Европе. Архангельская область занимает площадь 589 913 км² , что превышает такие крупные европейские страны, как Франция  и Испания , а также крупнейшее островное государство Африки — Мадагаскар. Образована 23 сентября 1937 года .


2 ученик *Реки Арх. обл.

3 ученик * Полезные ископаемые Арх.обл.

4 ученик *О Холмогорах, как центре древнего северного края 5ученик *О Каргополе, каргопольской игрушке.


-Заглянем в глубь веков и посмотрим с чего всё начиналось.

Откроем Хрестоматию «Морянка» на стр. 8. Нашли текст «Из истории Архангельского Севера» по Борису Гнедовскому. Читаем по 1 вслух.


Еще в X – IX тысячелетиях до нашей эры началось заселение территории Архангельского Севера. Здесь обнаружены стоянки первобытных людей, которые занимались охотой и рыболовством. Открыты интересные памятники первобытного искусства. К ним относятся рисунки на стенах грота около деревни Курга. На Соловецких островах продолжается изучение причудливых каменных лабиринтов II – I тысячелетий до нашей эры, о назначении которых все еще нет единого мнения.

В VIII - IX веках наш край населяли племена, которые были названы одним собирательным словом «чудь». О «чуди» упоминает летопись IX века: «Живет в шалашах, одевается в звериные шкуры, промышляет зверя и птицу, добывает соль, плавит металл из болотных руд и торгует с новгородцами».

Первые славянские поселенцы, выходцы из Новгорода Великого, появились здесь в XI - XII веках. Коренные жители, как правило, не враждовали с новыми соседями. Славяне безбоязненно располагались рядом с их поселениями, неся в этот край культуру, приобщая коренное население к земледелию новым ремеслам.

Славянские поселенцы, обосновавшиеся на побережье Беломорья, были предками отважных поморов, зачинателей русского мореплавания. Постоянная борьба с неукротимой стихией, опасность вражеских набегов воспитали сильные характеры.


-О чём узнали из текста?



-С помощью добытой из хрестоматии информации, заполним ленту времени на стр.11 в тетради.


Давайте подробнее остановимся на истории славянских поселений на территории Архангельской области. В тетради на стр. 11 вполголоса читаем текст под значком «Это интересно». Затем к тексту придумаем вопросы, на которые ответят наши родители.


Первыми племенами, проникшими к берегам Белого моря, были новгородские славяне. Главными путями проникновения новгородцев были реки: Онега, Северная Двина с притоками. В местах, где не было рек, лодки волокли по суше. Эти места стали называть волоками, а северные земли за ними – Заволочьем. Славяне строили свои поселения: крепости, погосты, города. Получили развитие морской промысел, судоходство, судостроение, добыча пушнины, солеварение, смолокурение. Центром Заволочья стали Холмогоры.













-Проверим, что мы запомнили из истории нашего края. Для этого нам необходимо разгадать кроссворд на стр.11 тетради.


 

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 

 

 

 






 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 










 

 

 

 





1 Старейший северный город Руси.

2 Занятия первобытных племён.

3. Центр древнего северного края.

4. Северные земли, расположенные за волоками.

5. Первые славянские поселенцы на севере.

6. Племена, проживающие на севере в 8-9 веках.

7. Главные пути, по которым проникали славяне на север.


-Как раньше назывался наш край?

Запишите в тетради ( с.12, зад.3)

- Что вы узнали о племенах и народах, заселявших территорию Архангельской области с древних времён?

- Какой город был центром Русского Севера в давние времена?

-Что способствовало становлению характера поморов?



Д/З Тпо «Морянка» с.12 зад *








(Хрестоматия о Русском Севере для учащихся 2-4 классов) с.5


























История северного края.
















Презентация книг-самоделок 5-6 человек.








Фронтальное чтение.

Текст из «Хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4 классов» стр.8































Текст из тпо «Морянка» с.11




















Каргополь

Охота

Холмогоры

Заволочье

Новгородцы

Чудь

Реки












Заволочье