Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Археология Брянского края»
для 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «археология Брянского края» для 7 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования _______________ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «археология Брянского края » для 7 класса разработана на основе следующих документов:
1. Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО.
3. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
4. Примерного тематического планирования рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области
5.
6. Учебник Поляков Г.П., Чубур А.А. « Археология Брянского края». Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. Брянск: «Курсив», 2013.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2019-2020 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования ____________
В учебном плане учреждения на изучение «истории Брянского края» в 7 классе выделяется 17 часов (1час в неделю, 17 учебных недель).
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (1 час в неделю). Программа предназначена для детей 13-14 лет. Продолжительность реализации программы пол года. Продолжительность занятий 40 минут.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
образовательные:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта как опорного края России;
развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
развивающие:
формирование навыков коллективной работы и работы в группах;
формирование умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
развитие самостоятельности, аккуратности;
воспитательные:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей;
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр теле-материалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
К важнейшим личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты :
знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён до конца XIII века и выдающихся деятелей Брянщины;
знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории первых поселений, места раскопок, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XIIӀ века, достижениям культуры.
Содержание курса
Что изучает краеведение. Наша малая родина – Брянская земля. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ. Географическое положение. Общая характеристика природных объектов региона и края. Географическое положение данной местности, школы. Понятие «Северская земля». Значение отечественного края для отечественной истории. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края, данной местности. Вклад выдающихся ученых в исследования территории края, данной местности/ Животный мир лесной. Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные растения и животные. Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов. Памятники природы, национальные парки и заповедники. Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу.
Палеолит на территории края. Каменный век – начало заселения края. Природа и климат каменного века. Пути заселения края. Типы древних поселенцев края. Техника обработки камня. Использование различных материалов. Жилище. Хозяйство. Рациональные знания и способы фиксации информации. Древнейшие верования: тайны пещерных святилищ. Мезолит на территории края. Древнейшие поселения на территории Брянского края в эпоху бронзы и раннего железа. Верования. Юхновская и зарубинецкая культура.
Формы занятий: занятие-игра, занятие-путешествие, практическая работа, творческая мастерская, просмотр учебных фильмов, посещение школьного музея, экскурсии,
Тематическое планирование
№/ | Название раздела и темы урока | Количество часов |
1 | Введение в археологию Брянской области | 1 |
| Природа Брянского края в Древности и Средневековье ее влияние на жизнь людей | 3 |
2 | Природа ледникового периода | 1 |
3 | Эпоха Потопа | 1 |
4 | Природная среда послеледниковой эпохи | 1 |
| Каменный век | 4 |
5 | Ранний палеолит. Поздний палеолит | 1 |
6 | Финальный палеолит и мезолит .Охотники на северного оленя | 1 |
7 | Неолит. Лесные охотники и рыболовы | 1 |
| Бронзовый век | 2 |
8 | Культуры шнуровой керамики и боевые топоры | 1 |
9 | Восточные соседи | 1 |
| Железный век | 2 |
10 | Ранний железный век. Строители городищ | 1 |
11 | Праславяне, древние славяне и их соседи | 1 |
| Древнерусская эпоха(X-XIII вв.) | 1 |
12 | Неукрепленные поселения. | 1 |
13 | Укрепленные поселения | 1 |
14 | Города . Жилища и хозяйственные сооружения | 1 |
15 | Погребальные памятники и обряды. | 1 |
16 | Ремесла и некоторые производящие промыслы | 1 |
17 | Предметы вооружения и снабжения всадника и коня | 1 |