Эпиграф «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться»
Урок по физике на тему: «Архимедова сила», 7 класс.
Слайд 1
Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок.
-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках? – давление твердых тел, жидкостей и газов
-Что вы можете рассказать о давлении? ( по плану рассказа о физ.величине)
Название | |
Обозначение | |
Единица измерения | |
Определение | |
Направление | |
Зависит от: | |
Формула | |
- Проверим как вы усвоили эту тему. Выполним тест. У вас на столах лежат половинки листочков. Подпишите их. Выполняем тест.
1.Для измерения атмосферного давления применяют. А. барометр Б. манометр В.термометр 2. Единица измерения давления. А. Н Б. Па В. м2 3.Какой закон используется в устройстве гидравлических машин? А.Закон всемирного тяготения. Б. Закон Торричелли. В. Закон Паскаля. 4.В технике для измерения давления жидкостей, газов используются... А.стеклянный манометр Б.металлический манометр В. пластмассовый манометр 5.Для чего служит ртутный барометр? А. для измерения атмосферного давления Б. для определения массы В. для измерения силы 6.Чему равно нормальное атмосферное давление? А. 750 мм. рт. Ст. Б. 101300 Па760 В. мм. рт. ст. |
_ А теперь поменяйтесь листочками друг с другом . На слайде Слайд 2
вы видите правильные ответы. Там где правильно, ставим плюс. Сосчитаем количество верных ответов и поставим оценку. Листочки сдайте.
-Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. Слайд 3
Мотивация.
Учитель: Именно в это время в Сиракузах, на острове Сицилия проживал величайший математик и физик древности - Архимед. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики. В это время Сиракузами правил царь Гиерон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Слайд 4
(учащиеся предлагают свои варианты)
- Чтобы узнать, как эту проблему решил Архимед заслушаем сообщение о необычном море. Слайд 5
Ученик: Море, в котором нельзя утонуть, существует в стране, известной человечеству с древнейших времен. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Его необыкновенные воды солены настолько, что в них не может жить ни одно живое существо. Знойный, без дождей климат Палестины вызывает сильное испарение воды с поверхности моря, но в атмосферу уходит только чистая вода, растворенные же в ней соли остаются в море и еще более увеличивают его соленость. Здесь человек не может утонуть, он держится на поверхности, всплывает, будто мячик. Писатель-юморист Марк Твен, посетивший это озеро-море, с комичной обаятельностью описывает необычные ощущения, которые он и его спутники испытывали, купаясь в тяжелых водах Мертвого моря:
«Это было забавное купанье! Мы не могли утонуть. Здесь можно вытянуться на воде во всю длину, лежа на спине и сложив руки на груди, причем большая часть тела будет оставаться под водой... Вы не можете плыть на спине, продвигаясь сколько-нибудь заметно, так как ваши ноги торчат из воды, и вам приходится отталкиваться только одними пятками. Если же вы плывете лицом вниз, то двигаетесь не вперед, а назад. Лошадь так неустойчива, что не может ни плавать, ни стоять в Мертвом море, —
она тотчас же ложится на бок». Такими же необычайными свойствами обладают воды Кара-Богаз-Гола (озеро в Туркмении) и озера Эльтон.
Учитель: Так как же решил эту проблему Архимед? Слайд 6
Ученики: Выстраивают предположения, что на тела, погруженные в жидкость действует выталкивающая сила. Учитель: И так, вы сделали предположение о том, что на любые тела, находящиеся в жидкости действует некоторая сила. Сегодня мы с вами познакомимся с этой для вас новой силой, узнаем её характеристики, и от чего она зависит. А так же узнаем продолжение истории с короной царя Гиерона.
Так какая тема нашего урока? А какие цели мы поставим для решения проблемы? Учащиеся формулируют тему урока и цель урока и записывают ее в тетради.
Тема урока записывается на доске: Выталкивающая сила. Слайд 7
Цель: исследовать от чего зависит и не зависит выталкивающая сила, уметь применять эти знания для решения задач.
- Сначала выполним теоретическое задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы к тексту. Слайд 8 В обычной реке, купаясь, мы с легкостью поднимаем тяжелый камень, лежащий на дне, а если попробуем запихнуть под воду мяч или пробку, то немедленно потерпим фиаско: так, пробка пулей выскочит из воды, вовсе не собираясь в ней тонуть. Это объясняется тем, что существует сила, направленная вертикально вверх и стремящаяся вытолкнуть тело из жидкости. Эта сила по понятным причинам названа
выталкивающей. К газам, как и к жидкостям, также применим
закон Паскаля, поэтому на тело, погруженное в газ, также действует выталкивающая сила.
Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, всегда направлена в сторону, противоположную силе тяжести, приложенной к этому телу. Эта сила носит название архимедовой — по имени древнегреческого ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.), открывшего закон плавающих тел (закон Архимеда), «главным действующим лицом» которого и является выталкивающая — архимедова — сила.
1. Как называется сила, приложенная к телу в жидкости? 2. К чему приложена данная сила? 3. В каком направлении действует данная сила? | 1. Архимедова сила. 2.Сила приложена к середине погруженной части тела. 3. Направлена всегда вертикально вверх. Учащиеся проговаривают ответы и записывают в таблицу сил. Слайд 9 |
- Проверка выполнения теоретического задания.
Учитель: А теперь мы разделимся на группы, и каждая группа получает практическое задание. Но сначала проведем инструктаж по ТБ. Слайд 10 Учащиеся выполняют практические задания по группам. 10 мин
1 группа. Охарактеризовать поведение тела внутри жидкости.
1 задание: Что произойдет с карандашом, если его погрузить пальцем в мензурку с водой, а затем быстро отпустить? Почему наблюдается такая картина?
2 задание: Пронаблюдайте, как изменится растяжение пружины, если прикрепленный к ней груз погрузить в жидкость. Опишите, что вы наблюдали.
Оборудование: стакан с водой, карандаш, груз на пружине, линейка.
Учащиеся обговаривают результаты и записывают в виде рисунков. Делают выводы. Результаты записываются одним из участников группы на доске.
1. Убеждаются, что на тело действует выталкивающая сила.
2. Пружина сокращается, значит вода выталкивает тело вверх.
2 группа
Инструкция к выполнению работы:
1. Измерьте с помощью динамометра вес тела в воздухе.
2. Погрузите тело в сосуд с водой так, чтобы тело только что скрыло водой и измерьте вес тела в воде.
3. Определите выталкивающую силу, действующую на тело в воде по формуле: FA = Рв возд. – Рв воде.
4. Погрузите тело в сосуд с водой глубже, но так, чтобы тело не касалось дна сосуда, и измерьте вес тела в воде.
5. Определите выталкивающую силу, действующую на тело на другой глубине.
6. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
7. Сделайте вывод: зависит или нет архимедова сила от глубины погружения тела.
3 группа
Инструкция к выполнению работы:
1. Измерьте с помощью динамометра вес пластилинового кубика в воздухе.
2. Погрузите пластилиновый кубик в сосуд с водой и измерьте его вес в воде.
3. Определите выталкивающую силу, действующую на пластилиновый кубик в воде по формуле: FA = Рв возд.. – Рв воде.
4. Придайте пластилиновому кубику форму шарика и с помощью динамометра измерьте вес пластилинового шарика в воздухе.
5. Погрузите пластилиновый шарик в сосуд с водой и измерьте его вес в воде.
6. Определите выталкивающую силу, действующую на пластилиновый шарик.
7. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
8. Сделайте вывод: зависит или нет архимедова сила от формы тела.
4 группа
Инструкция к выполнению работы:
1. Измерьте с помощью динамометра вес маленького алюминиевого цилиндра в воздухе.
2. Погрузите маленький алюминиевый цилиндр в сосуд с водой и измерьте его вес в воде.
3. Определите выталкивающую силу, действующую на маленький алюминиевый цилиндр в воде по формуле: FA = Рв возд. – Рв воде.
4. Измерьте с помощью динамометра вес большого алюминиевого цилиндра в воздухе.
5. Погрузите большой алюминиевый цилиндр в сосуд с водой и измерьте его вес в воде.
6. Определите выталкивающую силу, действующую на большой алюминиевый цилиндр в воде.
7. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
8. Сделайте вывод: зависит или нет архимедова сила от объема погруженного тела. Чем больше объём погруженной части тела, тем больше сила Архимеда.
5 группа
Инструкция к выполнению работы:
1. Измерьте с помощью динамометра вес маленького алюминиевого цилиндра в воздухе.
2. Погрузите маленький алюминиевый цилиндр в сосуд с водой и измерьте его вес в воде.
3. Определите выталкивающую силу, действующую на маленький алюминиевый цилиндр в воде по формуле:
FА = Рв возд.. – Рв воде.
4. Измерьте с помощью динамометра вес стального цилиндра, такого же объема в воздухе.
5. Погрузите стальной цилиндр в сосуд с водой и измерьте его вес в воде.
6. Определите выталкивающую силу, действующую на стальной цилиндр в воде.
7. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
8. Сделайте вывод: зависит или нет архимедова сила от плотности тела.
6 группа
Инструкция к выполнению работы:
1. Измерьте с помощью динамометра вес тела в воздухе.
2. Погрузите тело в сосуд с пресной водой и измерьте вес тела в пресной воде.
3. Определите выталкивающую силу, действующую на тело в пресной воде по формуле:
FА = Рв возд.. – Рв воде.
4. Погрузите тело в сосуд с соленой водой и измерьте вес тела в соленой воде.
5. Определите выталкивающую силу, действующую на тело в соленой воде.
6. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
7. Сделайте вывод: зависит или нет архимедова сила от плотности жидкости. Чем больше плотность жидкости, тем больше сила Архимеда.
-Заслушивают результаты каждой группы.
- Записывают выводы в тетради. Слайд 11
-
Учитель: значит сила Архимеда прямо пропорциональна плотности жидкости и объёму погруженного в нее тела:
Fa = ρж*g*Vп.ч.. Слайд 12
Давайте обсудим, что является причиной появления Архимедовой силы ?
- является разность давлений жидкости на тело на разных глубинах. (С глубиной давление увеличивается). Рисунок вычерчивается учителем и выводится формула.
1. Зачитывается вторая часть легенды об Архимеде. Слайд 13 Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.
- Так какой же путь решения проблемы нашел Архимед?
Размышляя над поставленной задачей, Архимед нашел способ справиться с ней: погрузить изделие в воду и измерить объём жидкости, вытесненной им. Тогда же, как рассказывает легенда об Архимеде, гений воскликнул «Эврика!», что в переводе означает «нашел». Слайд 14,15,16
Учитель обращает внимание учащихся на уже выполненную запись на доске, формулу подчеркивают. Слайд 17
Fa = Рв воз - Рв воде
Тело, погруженное в жидкости или газ, теряет в своем весе столько, сколько весит, вытесненная им жидкости или газ.
Pж= mжg= ρжVп.ч.g = Fa
Учащиеся: Объем погруженного тела равен объему вытесненной жидкости.
При одинаковых массах короны и куска золота, больший объем имела корона. Значит ювелир был мошенник.
Записывают формулу.
Записывают формулировку. Слайд 18,19
2. Для закрепления изученной силы учащиеся выполняют задачи. Слайд 20-22
1.Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары?
(Ответ: на деревянный шар действует большая выталкивающая сила)
2.Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Чему равна выталкивающая сила?
(Ответ: 0,3Н)
3.К пружинному динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в воду или в керосин?
( Ответ: если опустить в керосин)
4.Чему равна архимедова сила, действующая в воде на золотую корону массой 1,5 кг?
Один учащийся у доски решает предложенную задачу.
Учитель: Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила», а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Слайд 23
Урок Я на уроке Итог
Понравился Работал Все понял
Не понравился Не работал Понял частично
Запись домашнего задания: параграф 50-51, Упр.. Задание учитель записывает на боковой доске. Слайд 24
Урок | Я на уроке | Итог |
Понравился Работал Все понял Не понравился Не работал Понял частично |
Урок | Я на уроке | Итог |
Понравился Работал Все понял Не понравился Не работал Понял частично |
Урок | Я на уроке | Итог |
Понравился Работал Все понял Не понравился Не работал Понял частично |
Урок | Я на уроке | Итог |
Понравился Работал Все понял Не понравился Не работал Понял частично |
Урок | Я на уроке | Итог |
Понравился Работал Все понял Не понравился Не работал Понял частично |
Урок | Я на уроке | Итог |
Понравился Работал Все понял Не понравился Не работал Понял частично |
Урок | Я на уроке | Итог |
Понравился Работал Все понял Не понравился Не работал Понял частично |