СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура исторического города

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок искусства по программе Критской, Сергеевой. К конспекту прилагается презентация, приложения с заданиями, лист самооценки и видео по теме.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура исторического города»

Конспект открытого урока искусства в 9 классе

на тему: « Архитектура исторического города»


Цель: сформировать понимание учащимися отличительных особенностей архитектуры исторического города.

Планируемые результаты:

  1. Предметные УУД:

- обобщение представлений об архитектуре: знакомство с видами архитектурных построек в исторических городах;

- выявление особенностей архитектурных стилей архитектуры исторического города;

- выделение ключевых терминов и понятий в тексте учебника, поиск информации в справочниках.

- выполнение развёртки исторического здания (определённого стиля архитектуры), фактурная прорисовка его деталей;

  1. Метапредметные УУД:

- проявление интереса к изучению архитектуры разных народов и стран;

- самостоятельное определение цели учебной деятельности;

- планирование собственной деятельности;

-проявлять готовность:

- к созданию образа исторического города, применению творческого воображения, фантазии в изображении зданий определённого стиля архитектуры;

- к работе в группе на основе диалога, взаимопомощи; договора о правилах поведения и общения на уроке;

-к высказыванию своих мыслей в устной форме;

- к созданию атмосферы доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолению ситуации возможных напряжений и конфликтов;

- к участию в обсуждении произведений искусства;

- к оценке собственной художественно-творческой деятельности.

  1. Личностные УУД:

- проявление национального самосознания, способности к раскрытию творческого и нравственного потенциала на основе сотворчества и сотрудничества;

- проявление эмоционально-эстетического отклика при восприятии мировых шедевров архитектуры;

- проявление интереса к накоплению знаний об исторической ценности архитектурных сооружений, культурного опыта.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.



МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня снова. С каким настроением вы пришли на урок? Сегодня нас ждет большая, но интересная работа.

2. Актуализация

- Итак, у вас на столах лежит листок с текстом, в котором пропущено слово. Прочитайте его и попробуйте догадаться, какое слово пропущено – Приложение 1 .

«… окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой человек существует». О.В. Свиридова.


( Пропущено слово «Архитектура». Вывешиваю отгаданное пропущенное слово на доску.)


- Посмотрите на слово «архитектура». Какие ассоциации у вас возникают? Посмотрите на определения на доске. Выберите те, которые, на ваш взгляд подходят к определению «архитектура» ( на боковой доске: искусство, проектировать, строить, здания, сооружения, организовывать, пространственная среда, эстетическое наслаждение и др. )- составляем «Кластер». – Приложение 2,3

- На основе нашего кластера дайте определение, что же такое архитектура? А какое определение у вас в учебниках?

( дети дают определение) (2 человека смотрят определение в словарях)

- Какое определение вам кажется более приемлемым для определения понятия «архитектура»? (ответы детей).

слайд

«Архитектура (лат. architectura) - искусство проектировать и строить здания, сооруже­ния, организующие пространственную сре­ду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.»

- «Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное, оно не изображает предметы, а создает их» (советский архитектор Андрей Буров). В этом ее главная особенность.

Мы знаем, что архитектура создает разные по назначению сооружения и здания и формирует окружающую среду по-разному. В связи с этим возникли разные виды искусства. – Давайте вспомним, какие виды архитектуры мы знаем?

( градостроительтво, ландшафтная, храмовая, жилищная, общественная и др.)

Еще одна особенность архитектуры в том, что она существует в тесной взаимосвязи с другими видами изобразительного искусства. Назовите, с какими.

Упражнение «Радуга» ( виды искусства и виды архитектуры написаны

разными цветами ). Приложение 4,5.

( на доске висят картинки с изображением статуй, памятников, витражей, фресок, чертежи, росписи... Один из учащихся должен распределить по видам искусства. На каждый вид искусства по 1-2 картинки) В это время 2 ученик определяет по картинкам виды архитектуры.

-Архитектура связана с живописью, скульптурой и другими.

Немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал архитектуру «застывшей музыкой», а немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте «отзвучавшей мелодией».

Но как она связана с музыкой? ( и в музыке, и в архитектуре присутствует гармония, ритм, динамика, размер; и то, и другое оказывает эстетическое влияние на чувства людей и т. д. )(ответы детей).

- Давайте обратимся к материалам учебника по искусству. Что там говорится о связи архитектуры и музыки ( читают распечатку страниц из учебника – с. 136).

3. Определение темы.

- Посмотрите видеоролик « Летопись мира».

Что вы здесь увидели? ( архитектурные сооружения разных исторических эпох и стилей, стран).

- Почему видео названо «Летопись мира?»

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема урока: «Архитектура исторического города» ( на слайде)

  1. Целеполагание

- Что нам предстоит узнать и вспомнить сегодня на уроке?( стили архитектуры, их отличия и характерные особенности, как выглядели исторические города).

- Чему можем научиться? ( отличать стили друг от друга, изображать исторические города…)


ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

- Сегодня на уроке мы не будем изучать все существующие стили в архитектуре. А рассмотрим лишь некоторые из них на конкретных примерах исторических сооружений: Античности на примере Др. Греции, Западноевропейского Средневековья, эпохи Возрождения, Древней Руси, Востока.

- Итак, нам предстоит совершить виртуальную экскурсию по страницам Летописи мира.

- Эпиграфом нашего урока я выбрала слова Н.В. Гоголя: «Архитектура – это та же летопись мира»: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».

- Сегодня на уроке нам с вами предстоит выяснить, так ли это.

- Итак, начинаем нашу экскурсию.


( показ презентации)

- С древнейших времен человек на­учился строить для себя жилище. Для этого использовались природные ма­териалы, которыми была богата окру­жающая местность. Большое количе­ство домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от вы­ражений «огораживать», «обносить ог­радой», «городить».

(слайд..)

- Планировка и строительство горо­дов — это одна из областей архитек­туры, она получила название «градо­строительство». ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО - СОЗДАНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ, А ТАК ЖЕ РЕКОНСТРУКЦИЯ (ОБНОВЛЕНИЕ) ПОСТАРЕВШИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.

(слайд..)

- Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась и сегодня мы попробуем в этом разобраться.

- У нас работала поисковая группа, которая поможет нам разобраться в этом вопросе.

- По ходу сообщений нашей поисковой группы вам предстоит заполнить Таблицу «Характерные черты города» (Приложение 6).

После каждого выступления спрашиваю, какие характерные особенности записали учащиеся ( работают в парах).

( далее выступление учеников)


Мне будет вечно дорог день

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн»

(Д.С.  Мережковский)

  1. Первая страница нашей летописи посвящена городу периода Античности на примере Др. Греции.

- Каковы особенности античного города? (Таблица «Характерные черты города»)


- Мы оставляем античный город и двигаемся дальше.


... В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш… (Теофиль Готье)


  1. Следующая страница посвящена городам эпохи Средневековья. В эту эпоху господствовали 2 архитектурных стиля. Сейчас вы узнаете, какие.

- сообщение учащегося;

- Назовите особенности средневекового романского и готического города? (Таблица «Характерные черты города»)

- Перелистываем страницу дальше. Наша экскурсия по Европе продолжается.


Музеи мира видят красоту,
полотна гениев великих мастеров.
И всяк, стоящий и внимающий тому,
склоняет голову пред силою творцов.
Великое, бессмертное искусство
архитектуры, музыки, стихов,
картин, романов и науки,
эпохи возрождения столпов.

( А. В. Блохин)

  1. Перед вами страница, посвященная эпохе Возрождения .

  2. - сообщение учащегося;

- Назовите особенности города эпохи Возрождения? (Таблица «Характерные черты города»)


- Продолжаем виртуальную экскурсию.

Как много на Руси церквей и храмов,
Словами  красоту их трудно описать,
Построенных с величием , без изъянов,
Душой их надо ощущать и созерцать.

- Мы оказались в Древней Руси. Искусство периода древней Руси охватывает 8 столетий – 9-18 вв. В этот период были созданы замечательные произведения, вошедшие в сокровищницу отечественного и мирового искусства.

  1. Страница 4 – «Древнерусский город»

- сообщение учащегося;

- Назовите примеры построек, построенных по примеру памятников архитектуры в нашем селе или близлежащих сел: храм Михаила Архангела в с Ефимовка, церковь Казанской иконы Божьей Матери в с Егорьевка, храм Дмитрия Солунского в с Курманаевка и др.


- Называем особенности древнерусского города? (Таблица «Характерные черты города»)


…Твои святые медресе –

Приют искусств и просвещенья,

Они стоят во всей красе,

Столетья превратив в мгновенья…

…Здесь минаретов купола –

Дневные звёзды в небе ясном –

Так чистая лазурь светла

И вязь орнаментов прекрасна.


«Ода Самарканду» И. Алексеева


  1. И еще одна страница - «Восточный город»

- Называем особенности восточного города? (Таблица «Характерные черты города»)


- Мы прослушали сообщения нашей поисковой группы. Теперь я вам предлагаю выполнить задание «Историческая почта». (Приложение 9)


Задание 6 . «Историческая почта» (групповая работа)

Даны изображения исторических памятников. Распределите изображения по историческим эпохам ( отправьте каждый исторический памятник в свое время).

(Для выполнения задания учащиеся подходят к отдельной парте – смена вида деятельности ( вместо физминутки). Групповое задание проверяется экспертами поисковых групп). Максимальный бал – 5 баллов ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

Далее учащимся предлагаю проверочные задание (Приложение 9)

Для проверки индивидуальных заданий учащиеся обмениваются листами с соседом по парте ( работа в парах).

По ходу выполнения заданий учениками заполняются листы с критериями и самооценки 1( Приложение 11), в которых есть Критерии под заданием или на слайде.

Учащиеся подсчитывают баллы за проверочный тест + ставят баллы в листе самооценки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Учащимся предлагается выполнить коллаж одного исторического города одной исторической эпохи( на выбор).

Далее учащиеся вывешивают свои коллажи на доску. Работы оцениваются группами по критериям.

ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

1) Итоги. Рефлексия.

- Вспомним эпиграф. Подтвердили ли мы слова Н. Гоголя, что Архитектура - летопись мира?

- Что мы узнали и вспомнили?

- Чему научились?

- Где вам могут пригодиться эти знания? ( для развития общего кругозора, при сдаче ОГЭ и ЕГЗ по истории…, на уроках истории и литературы…., при подготовке к олимпиаде)

2) Самооценка

Лист самооценки 1.

-Подсчитайте баллы, полученные за выполнение заданий. Выставите общую оценку.

( Учащиеся, отвечающие у доски дополнительно ставят себе баллы)


Кол-во баллов

Отметка

40-55 баллов и выше

5

30 – 39 баллов

4

20 - 29 балл

3

Менее 20 баллов

2


- Подсчитайте общий балл, И закрасьте, пожалуйста, окошечко внизу желтым, если урок вам показался интересным, учебный материал полезным, а если вам было не очень интересно или что-то непонятно – закрасьте синим.


3) Дом задание.

- Подобрать материал о современных исторических стилях.

- Подобрать стихотворения о достопримечательностях Москвы и Санкт- Петербурга.

- Составить синквейн об архитектуре ил одном из стилей, или историческом городе.


- Я с вами прощаюсь и желаю отличного настроения в течение дня ( написано на слайде).


-



















Приложение 1.

Архитектура окружает человека повсюду и в течении всей жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой человек существует.

Архитектура удовлетворяет практическим нуждам человека, она утилитарна и поэтому должна быть, в первую очередь, удобной.



Приложение( доклады учащихся)

Античность ( Др. Греция)

Образец античной архитектуры – постройки Акрополя.

Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. На данном слайде вы видите три вида архитектурных ордеров: дорический, к-рый из-за его простоты и строгости называют «мужественным», ионический или «женственный», названный так из-за причудливых завитков капители, похожих на женскую прическу и коринфский – «девический». Легенда гласит, что скульптор Витрувий прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетёную корзину овили листья. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим».

Каждый из этих ордеров использовался при создании многих архитектурных шедевров античного искусства. В том числе, были созданы Парфенон (дорический), храм Ники Аптерос (ионический ), Олимпейон в Афинах (коринфский ордер). Все эти храмы входили в состав самого известного античного ансамбля Древней Греции – Акрополя.


Над созданием Афинского Акрополя – с 6 века до н.э. трудились архитекторы Иктин и Калликрат,. Афинский Акрополь- политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Здесь мы видим все сооружения, находящиеся на территории Акрополя.

Главный храм Акрополя - Парфенон( посвящен Афине – богине мудрости) построен в пропорциях «золотого сечения». Внутри Парфенона была установлена 12-метровая статуя Афины-Девы . Фронтоны храма, фриз были покрыты скульптурными барельефами. Скульптурв органически связана с архитектурой. Величавой ясности и строгости гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона – ассиметричное здание с 3 портиками разной формы, в том числе знаменитым портиком кариатид: 6 статуй девушек, расположенных на цоколе, поддерживают перекрытие портика. Левые и правые кариатиды являются зеркальным отражением друг друга. В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. 

Древние полисы, обычно возводившиеся у холмов, строились в два этапа: нижний город (подножие холма) и Акрополь (верх холма). Внизу располагались дома простого народа и общественные здания, а верх отводили под строительство царских палат и божественных храмов.

Жилые дома в Древней Греции представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон.





Средневековый город.

Романские здания средневекового города строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке. Романским он был назван, наверное, потому, что возник на территории бывшей Римской империи.

( слайд )Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

( слайд )Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом.

( слайд ) На территории замка находились: (на слайде)

( слайд ) Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы.

( слайд ) Архитектура замков была простой и незатейливой: в те времена больше заботились о надежности и безопасности. Из=за толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях.

На этом слайде представлены средневековые замки, дошедшие до наших дней.

( слайд ) Средневековый город трудно представить без феодального замка. Это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и важнейший центр духовной и культурной жизни. В замке проходили рыцарские турниры, состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры.

( слайд ) Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

( слайд ) Памятники архитектуры романского стиля – по слайду (Каркассон - средневековый город-крепость на юге Франции, Крако, Италия — средневековый город, основание которого датируется 1060 годом)


( слайд ) На основе романского стиля в позднем Средневековье возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

( слайд ) Для готики характерны : арки с заострённым верхом,узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна, все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

( слайд ) Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

( слайд ) Центром западноевропейского средневекового города в эпоху готики становится кафедральный собор.

( слайд ) Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь.

( слайд ) На центральной площади была сосредоточена жизнь всего города. Здесь находились главные здания, рынок, где встречались представители всех социальных групп.

( слайд ) Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.



( слайд ) Улицы были иногда настолько узкими, что туда не мог проникнуть солнечный свет. Отсутствие обустроенных дорог становилось катастрофой в межсезонье. Ремесленники, объединенные в цеха, как правило, проживали на одной улице. Чтобы привлечь клиентов, они украшали пространство перед своим домом, выставляли на улицу или ставили на окна произведения труда

( слайд ) В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей. Большинство средневековых домов имели 3 этажа, хотя были дома и с 2 и даже с 4 этажами.



Средневековая Русь

(слайд ) В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой, сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей.

(слайд ) Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе… И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

(слайд ) Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с ХIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны.

(слайд ) План городов выглядел примерно так: Кремль- крепость в центре города, посад – поселение горожан за пределами городской крепости, между кремлем и посадом – городской торг - рынок.

(слайд ) Первое известие о стенах московской крепости содержится в летописном сообщении 1156 году, тогда князь Юрий Владимирович "заложи град Москьву, на усть ниже Неглинны, выше реки Аузы".

(слайд ) При Дмитрии Донским дубовые стены были заменены на белокаменные.

(слайд ) На их основании при Иване III выстроили современные стены. 

(слайд )Самые древние соборы и храмы на территории Кремля: (по слайду)

В каждом городе существовал кремль. До наших дней дошли только 12. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения — собор и дворец.

(слайд ) Красная площадь располагается возле стен Кремля.

(слайд ) За стенами Кремля можно было увидеть торговые ряды.


(слайд ) Основная масса населения города — это ремесленники, промысловики, поденщики, купцы, князь и его дружина, администрация и господская «челядь», важную роль в связи с крещением Руси стало играть духовенство (монахи и церковники).

(слайд Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга.

(слайд Почти все иностранцы, писавшие о Московском государстве, сообщают нам более или менее подробные известия о его столице, Москва есть лучший город в государстве, заслуживает быть столицей и никогда не потеряет своего первенства.

(слайд Из источника мы узнаем, что в первой половине XVI века на посаде было немного каменных домов, церквей и монастырей; даже в Кремле дома и церкви были большей частью деревянными; из церквей каменными были Архангельский и Успенский соборы. Из домов было только три каменных. Дома были не очень велики и внутри довольно просторны, отделялись друг от друга длинными заборами и плетнями, за которыми жители держали домашний скот.


Среневековый восточный город

(слайд ) Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе – высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т.п.

(слайд ) Площадь Регистан в Самарканде

(слайд ) Медресе Тилля-Кари , Медресе Улугбека, Медресе Шер-Дор

(слайд )На площади находилась мечеть. Рядом с мечетью высились минареты- башни, с которых мусульман призывали на молитву. Их могло быть несколько.

(слайд )Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя, где он жил со своими приближенными, военной дружиной и слугами.

Дворец правителя включал в себя систему внутренних дворов, занятых садами, бассейнами и фонтанами.

(слайд Рядом с дворцом располагалась торгово-ремесленная часть города - базар (торговые купола). Ремесленники жили в кварталах по профессиональному признаку, каждый из которых был окружен своей стеной.

(слайд Важными общественными зданиями города были караван-сараи (гостиницы), бани (хаммам), располагавшиеся в центре города.

(слайд От центральной площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

(слайд Дома простых жителей были с плоскими крышами, одноэтажными, сооруженными из глины, выходящими на улицы глухой стеной, с внутренним двором.

Регистан. Самарканд. Узбекистан


Задание 1. «Тест»

1. Как называется верхняя декоративно украшенная часть колонны?

А. каркас

Б. Карниз.

В. Капитель

2. Определите, к какому ордеру принадлежит данное изображение капители?







А) Дорический Б) Ионический В) Коринфский

3. Определите изображение кариатиды.




А) Б) в)


4. Название храма.






А) Олимпейон Б ) Парфенон В) Эрехтейон


5. Определить тип каждого храма.









1 2 3

А) коринфский; Б) дорический; В) ионический;

Ответы:

1

2

3

4

5

в

в

а

б

1-б, 2-в, 3-а



Задание 2. «« Четвертый – лишний»

Определите лишнее слово в каждом ряду.

  1. Витраж, окно-роза, криуль, стрельчатые арки.

  2. Собор Нотр –Дам в Париже, собор в Реймсе, Пантеон в Риме, Собор в Шартре.

  3. Франция, Германия, Япония, Англия.

  4. Массивные стены, узкие окна, ажурность, суровая простота.

  5. Устремленность ввысь, грациозность, декоративность, тяжеловесность.

Ответы: 1- криуль, 2 – Пантеон в Риме, 3- Япония, 4- ажурность, 5- тяжеловесность.

Задание 3 « Найди ошибки в тексте»

На смену культуре периода Античности пришла культура, получившая название Возрождения. Искусство Возрождения – возрождение классической культуры Древнего Египта – появилось во Флоренции в начале XV века. Оно создавало новые формы, свой стиль – стиль Ренессанса (возрождения). В отличие от культуры средневековья культура Возрождения носила светский характер, в основе ее лежит принцип гуманизма. Достижением архитектуры этого времени были разработки типа центрических зданий – собор святого Павла в Риме (Франция), церковь Сан Миньято аль Монте (Флоренция), соборный ансамбль в Пизе.

Ответы:

Ошибка

Правильный вариант

Античность

Средневековье

Древнего Египта

Древняя Греция, Древний Рим

Франция

Италия



Задание 4. « Верно-неверно»

1. В древней Москве стены Кремля называли «пожаром».(Да).

2. Дом, где оставляли для присмотра детей в старину называли «детинец». (Нет, так в старину называли деревянные стены кремля).

5. Московский Кремль находится на Боровицком холме. (Да).

6. При Дмитрии Донском стены Кремля возвели из красного кирпича, которые стоят до сих пор. (Нет. Стены московского Кремля из красного кирпича были возведены при Иване III.)

7. Благовещенский собор Кремля получил название Златоверхого из-за позолоченных куполов и кровли. (Да).

8. Успенский собор был возведен по проекту Аристотеля Фиорованти. (Да).

Ответы:

Верно

Неверно

Объяснение

1

+



2


-

так в старину называли деревянные стены кремля

3

+



4


-

Стены московского Кремля из красного кирпича были возведены при Иване III.)

5

+



6

+





Задание 5. «Загадка»

Определите, что означают эти понятия и заполните таблицу ответов.

  1. мечеть

А) восточная баня

  1. медресе

Б) постоялый двор ( гостиница)

  1. минарет

В) место для совершения земных поклонов (молитв)

  1. караван- сарай

Г) башня, с которых призывали верующих на молитву

  1. хаммам

Д) здание мусульманских духовных школ-семинарий

Ответы:

1

2

3

4

5

в

д

в

б

а













Приложение №…

Планировка городов Античности, Средневековья, Востока и древнерусских городов.

Название города

Характерные черты города

1.

Античный город


2.

Средневековый западноевропейский город


3.

Древнерусский город


4.

Восточный средневековый город







Критерии оценки работ учащихся в технике «коллаж».
Оценка «5»-15 баллов, «4»-10 баллов, «3»-5 баллов

Критерии

Баллы

1. Составлена интересная композиция на определенную тему, с интересным сюжетом для зрителя

3

2.Композиция носит свой характер, создает определенное настроение

3

3.Выбрана интересная точка зрения

3

4.Правильно выбран формат для данной композиции

3

5.Предметы оптимального размера и помогают раскрыть смысл композиции

3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!