Понять отличительные особенности архитектуры исторического города.
В чем особенности архитектуры как вида искусства? Что является отличительной особенностью архитектуры исторического города?
К концу урока каждый учащийся сможет сформулировать понимание отличительной особенности архитектуры исторического города и воплотить в проекте своё видение облика исторического города.
- обобщение представлений об архитектуре: знакомство с видами архитектурных построек в исторических городах;
- выделение ключевых терминов и понятий в тексте учебника, поиск информации в справочниках.
- выполнение развёртки исторического здания (определённого стиля архитектуры), фактурная прорисовка его деталей;
-- подготовка стендового доклада, представление информации об особенностях строения античного, русского, средневекового, восточного и современного города;
- к созданию образа исторического города, применению творческого воображения, фантазии в рисовании зданий определённого стиля архитектуры;
- к корректной работе в группе на основе диалога, взаимопомощи; договораа о правилах поведения и общения на уроке;
- к созданию атмосферы доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолению ситуации возможных напряжений и конфликтов;
- к оценке собственной художественно-творческой деятельности.
- проявление национального самосознания, способности к раскрытию творческого и нравственного потенциала на основе сотворчества и сотрудничества;
- проявление эмоционально-эстетического отклика при восприятии мировых шедевров архитектуры;
- проявление интереса к накоплению знаний об исторической ценности архитектурных сооружений, культурного опыта.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП |
Актуализация |
- Добрый день, на ваших столах лежат листы с цитатами, прочитайте их и попробуйте догадаться, какое слово в тексте пропущено. - Внимание на экран (слайд-шоу «…Летопись мира»). - Если вы правильно вписали слово в ваших текстах, тогда вы с лёгкостью определите, какая тема сегодняшнего урока? - Что вы увидели в слайд-шоу? Что общего между этими изображениями? -Почему вы думаете, что здесь были представлены разные города? - Чем они отличались друг от друга? Прочитайте вслух цитаты известных людей об архитектуре. | Распределение учащихся по подгруппам. Чтение отрывков, дописывание вариантов слов. - Николай Васильевич Гоголь «Архитектура – тоже «летопись мира»: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и преданья». - Фридрих Шелинг «Архитектура – застывшая музыка». - Иоганн Вольфганг фон Гёте «Архитектура – отзвучавшая музыка». - Сэмюэл Кольридж « Готическая архитектура позволяет узреть бесконечность». - Коко Шанель «Мода, как и архитектура, – вопрос пропорций». - Гилберт Честертон « Архитектура – это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная». - Пропущено слово «архитектура». -Демонстрация зданий и сооружений в разных городах. - Города отличались друг от друга своим внешним видом, использованным материалом, декором и т.п. - Представлены разные стили архитектуры. -Чтение цитат об архитектуре. | Познавательные: -выделять главную мысль в тексте, с целью понимания смысла, определение недостающего слова. Коммуникативные: -участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свои мысли в устной форме. Личностные: Мотивация на освоение текста культуры. |
Проблематизация |
Что такое архитектура? Как в старину называлось искусство строить города? Найдите ответы в учебнике, справочниках и словарях. Как мы можем понять, что строения в городах не похожи друг на друга? Есть ли разница между городами античности, средневековья, русскими городами или городами восточными? | Работа в группах, поиск в учебнике, словарях, справочниках понятия архитектуры. Обсуждение различных трактовок, нахождение общего в них. - Градостроительство. Что является отличительной особенностью архитектурного стиля? - Внешний вид зданий, пропорции, высота, материал, декоративные элементы украшения, национальные особенности, природа окружающего мира. - Стиль архитектуры, пропорции. | Познавательные: -формулировка проблемы, работа с информацией. Коммуникативные: -участие в диалоге, высказывать свои мысли в устной форме Личностные: - проявление интереса к накоплению знаний об исторической ценности архитектурных сооружений, культурного опыта |
Целеполагание |
Вы хотели бы попробовать создать макет города? Что необходимо учитывать при выполнении этой работы? Необходимо ли нам ознакомиться с информацией о стилях архитектуры? Какую цель вы поставите на сегодняшнем уроке? | Интересно попробовать создать макет города, но необходимо понимать и знать особенности архитектуры исторического города. - Подобрать информацию об архитектуре исторического города разных эпох и народов ( русского, средневекового, античного, восточного, современного города); -Выполнить развёртку здания исторического города ( русского, средневекового, античного, восточного, современного). | Регулятивные: - самостоятельная постановка цели. Коммуникативные: -работа в группе, сотрудничество в группе в диалоге. Личностные: - проявление эмоционально-эстетического отклика к теме урока. |
Планирование |
Составим план работы в группах. Предлагаю каждой подгруппе ознакомиться с текстами на столе, в которых есть описание архитектуры ( русского, средневекового, античного, восточного, современного города), их отличительных особенностях. После этого распределить задания между собой: одна часть команды подготовит стендовый доклад о городе, который вам необходимо спроектировать, другая команда – выполнит развёртку зданий и сооружений в этом (выбранном) стиле. | Составление плана: Узнать отличительные черты архитектуры исторического города: подобрать информацию из текста, иллюстрации. Подготовить стендовый доклад на листах формата А3(в виде коллажа по выбранной теме). Выполнить развёртку зданий в определённом стиле архитектуры исторического города, вырезать его и дополнить фактуру здания чёрным маркером. Представить работу своей команды перед классом. | Регулятивные: -планирование своей деятельности на уроке. Познавательные: - знакомство с информацией текста о стилях архитектуры исторического города, подбор нужных отрывков для стендового доклада. Коммуникативные : - представление публичного выступления. Личностные: - проявление способности к раскрытию творческого и нравственного потенциала на основе сотворчества и сотрудничества. |
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ |
Предлагаю распределить в команде обязанности и приступить к работе. | Самостоятельная работа в подгруппах: - самостоятельная работа с текстом, отбор нужной информации, оформление текста в виде коллажа; - подбор необходимых иллюстраций; - дизайн стендового доклада (выбор цвета и шрифта для написания названия стиля архитектуры, декоративной рамочки для украшения текста и т.п.). - выполнение развёртки здания города и его фактурной дорисовки. Представление своей работы перед классом, размещение стендового доклада на доске. | Познавательные: -поиск ответов в текстовых документах, подбор необходимой информации; -создание коллажа для стендового доклада; - выполнение макета-развёртки из бумаги в определённом стиле архитектуры. Коммуникативные: - сотрудничество в процессе работы в группе; - высказывание собственной точки зрения Регулятивные: - выполнять задание по алгоритму. Личностные: - проявление интереса к накоплению знаний об исторической ценности архитектурных сооружений, культурного опыта. |
Рефлексия. |
Что нового вы узнали на уроке? Смогли ли вы передать в своей работе образ русского, восточного, античного, средневекового или современного города? Пусть каждый из вас оценит работу той команды, которая понравилась больше всего и внизу листа с докладом наклеит силуэт здания. | -Познакомились с отличительными чертами архитектуры, разных исторических городов. - С помощью выполнения развёртки смогли передать полученные знания. Проработали декоративные детали, используя средства выразительности графики и такой материал, как чёрный маркер. - Оценка результата работы. В конвертах на столе разобрать силуэты зданий и наклеить на листы с докладами. | Познавательные: -обобщение. Регулятивные: - взаимооценка продукта. Коммуникативные: - высказывание своих мыслей в устной форме. Личностные: - эмоционально-ценностное отношение к результатом своей деятельности и деятельности одноклассников. |
ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ |
Учитель говорит об архитектуре исторического города как о материальной ценности, имеющей значение для людей, народов и стран. Посмотрите на ваши макеты. Какие мысли возникают у вас? Вспомните цитаты, прочитанные вами в начале урока. | Возникают мысли о культурной ценности архитектуры исторического города, о необходимости сохранять и беречь исторический облик городов. | Познавательные: -обобщение. Личностные: - эмоционально-ценностное отношение к результатом своей деятельности и к произведениям искусства. |
Самооценка |
- Одним единственным словом определите ваше эмоциональное состояние, в котором вы уходите с урока. | -…………. | Регулятивные: - оценивание своего эмоционального состояния. Личностные: -- проявление эмоционально-эстетического отклика при восприятии произведений архитектуры. |