СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура....

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Архитектура....»

Урок 2. Архитектура

Цели
деятельности
педагога

Познакомить с основами черчения, масштабирования, новыми понятиями: архитектура, каркас, инженер-строитель, прораб, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, прочитать чертёж; учить анализировать линии чертежа, выполнять разметку при помощи шаблона, сравнивать технический рисунок с чертежом, соотносить назначение городских построек с архитектурными особенностями; развивать мышление, умение планировать свою деятельность; воспитывать интерес к предмету

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Архитектура, каркас, инженер-строитель, прораб, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, прочитать чертёж

Образовательные
ресурсы

• Стихи о профессиях. – Режим доступа: http://shkoladetei.ru/1170-stikhi-o-professijakh.-arkhitektor.html

• Видеоряд:

http://stroymaket.narod.ru/images/prech1.jpg

http://www.dijemi.ru/data/Image/2010/otez-san-mama.jpg

http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i1001/SS850126_0.JPG

http://materialmama.typepad.com/.a/6a00d8354f7af069e200e55407469d8834-320wi

http://жива-хата.рф/uploads/0/2/0213400512312f7c4a127757643ba78b.jpg

Наглядно-демонстрационный
материал

Мультимедийная презентация; иллюстрации разных стилей архитектуры, таблица «Стили архитектуры»; изделие «Дом»

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; линейка, простой карандаш, ластик, клей, цветная бумага, полиэтилен; лист бумаги формата А3, резак, ножницы, фломастеры

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: узнают об основах черчения; научатся выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки, конструировать макет дома из бумаги.



Продолжение табл.


Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о стилях архитектуры; сравнивать чертеж и технический рисунок; регулятивные – научатся планировать свою деятельность, алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безо-

пасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; коммуникативные

овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений архитектуры

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Посмотрите на маршрутную карту. Какая первая остановка ожидает нас? Правильно, дом.

– Сегодня вы не только узнаете, как строятся дома, но
и сделаете его модель

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные
ответы

II. Проверка домаш-

Опрос учащихся

Организует проверку выполнения домашнего задания, выясняет в беседе, что у учащихся вызвало затруднения в процессе его выполнения.

Рассказывают о трудностях, возник

Фронтальная

Личностные: понимают

личную ответственность за будущий результат.

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

него
задания


– Как вы выполнили работу над заданием «Стоимость»

в рабочей тетради? Что вызвало затруднение? Кто помог вам в решении проблемы?

ших в процессе работы; отвечают
на вопросы


Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы


III. Изучение нового материала

Беседа «Как строятся

дома».

Просмотр мультимедийной презентации «Этапы строительства дома»

– Знаете ли вы, как строятся дома? С чего начинается строительство? Сначала за работу берется архитектор. Что он делает?

Предлагает учащемуся прочитать стихотворение «Архитектор».

– Что делает архитектор? Он проектирует и строит здания и сооружения. Именно от него зависит облик родного города. Архитектор создает архитектуру. Это потом приходят строители разных профессий и возводят самые разные сооружения. Они создают то, что потом назовут архитектурой

Слушают учителя, одноклассника, отвечают
на вопросы; рассказывают стихотворения, анализируют ин-

формацию; смотрят презентацию

фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую ин-

формацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: умеют слушать учителя и од-

ноклассников, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы, рассказывать стихотворения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к творчеству архитекторов; уважительно относятся к людям строительных профессий


Работа по учебнику
(с. 14)

– Что вы знаете о строительных профессиях?

Организует работу по выполнению задания.

Заслушивает ответы учащихся, отвечает на вопросы

Выполняют задание

Фронтальная

Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Устные ответы. Выполнение



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, слушать учителя и сверстников.

Личностные: уважительно относятся к людям строительных профессий

задания

Сообщение теоретических сведений. Архитектура. Стили архитектуры.

Работа
с учебником
(с. 12–

13). Просмотр мультимедий-

Архитектура – это облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения. В современном понимании архитектура является разновидностью дизайна,
в области проектирования помещений, комплексов помещений, зданий, сооружений. По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas – прочность, лат. utilitas – польза
и лат. venustas – красота. Прочитайте в учебнике диалог Ани и Вани об архитектуре (с. 12–13). Если вы сравните здания, построенные в разные эпохи, то сможете убедиться, что они различаются своим внешним оформлением, специфическими формами, декоративными элементами. Давайте рассмотрим сооружения разных стилей и определим их специфические особенности.

Показывает слайды с изображением зданий разных стилей (готика, барокко, модерн, классика).

– Соотнесите назначение самых разных построек с их архитектурными особенностями.

– Выделите особенности декоративного оформления зда-

Слушают учителя; работают с учебником, анализируют информацию; смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Под руководством учителя соотносят назначение самых разных построек с их архитектурными особенностями, вы-

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме об архитектуре, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


ной пре-

зентации

по теме «Стили архитектуры»

ний, их форм.

– Сделайте выводы.

Готика архитектурный стиль в эпоху Средневековья, характеризуется устремленностью ввысь всех вертикальных деталей.

Барокко архитектурный стиль, отличающийся большим количеством декоративных деталей и богатством декора фасадов.

Классицизмхудожественное направление в искусстве, архитектуре, отличающееся соразмерностью и гармонией всех составляющих художественного образа.

Модерн архитектурный стиль, возникший в конце
XX века. Характерен использованием современных материалов (стекло, пластик, металл).

– Определите и назовите архитектурный стиль здания самостоятельно

деляют особенности декоративного оформления зданий, их форм. Самостоятельно распознают архитектурный стиль показываемого здания


Личностные: проявляют интерес к архитектуре


Основы черчения. Масштаб.

Работа
с учебником
(с. 15)

– Вы уже знаете, что архитектор создает проект дома или другого сооружения. Задуманный образ дома переносится на бумагу в виде чертежа. Но вряд ли найдется такой лист бумаги, чтобы мы могли нарисовать дом в натуральную величину.
Как же измеренное расстояние изобразить на бумаге? Для этого его уменьшают с помощью масштаба. Масштаб показывает, во сколько раз действительные расстояния уменьшены или увеличены на бумаге. Познакомьтесь со значением понятий «чертеж» и «масштаб» по учебнику.

Слушают учителя, анализируют ин-

формацию; работают
по учебнику, объясняют новые понятия, выполняют задание,

Фронтальная

Регулятивные: контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: под руководством учителя осуществляют поиск нужной

информации в учебнике

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Организует работу с учебником (с. 15), заслушивает ответы учащихся.

– Какие инструменты потребуются для построения чертежа?

– Выберите их среди разложенных на столе инструментов

делают выводы


и учебных пособиях; делают умозаключения и выводы в словесной форме; осознанно читают тексты с целью освоения
и использования информации.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме; задают вопросы с целью уточнения информации.

Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью


Выполнение
задания «Фигура

в масштабе»

(рабочая тетрадь,

с. 6)

Объясняет задание:

– Выполните чертёж фигуры в масштабе 2 : 1. Что это значит? (Необходимо построить чертёж, размеры отрезков на котором будут в два раза больше, чем на чертеже в масштабе 1 : 1.)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Под руководством учителя обсуждают план дей-

ствий по выполнению задания. Находят и отбирают информацию, необходимую для

Фронтальная

Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя и принимают учебную задачу; организуют свое рабочее место; планируют, контролируют и оценивают учебные действия; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников.

Выполнение
задания



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7




выполнения задания. Овладевают основами черчения
и масштабирования


Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме; слушают и понимают высказывания собеседников.

Личностные: соблюдают нормы и правила поведения


Работа
с учебником
(с. 16–

17).

Беседа «Графические документы». Эскиз, чертеж, технический рисунок

– Архитектор и строители должны постоянно работать

с графическими документами (чертежом, эскизом, техническим рисунком), чтобы дом получился таким, как его задумали.

– Можете различить эти виды графической документации? Прочитайте в учебнике текст и определите, на каком из рисунков эскиз, на каком – технический рисунок,

а на каком – развёртка.

– Что значит понятие «прочитать чертеж»?

– Почему на чертеже мы видим разные линии? Что обозначает на чертеже каждая из линий?

– Рассмотрите чертеж на странице 17 учебника. Расскажите, какие линии вы видите

Анализируют линии чертежа, сравнивают эскиз и технический рисунок, работают с учебником, анализируют информацию

Фронтальная

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации
в учебнике и учебных пособиях, проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям; осознанно читают тексты
с целью освоения и ис-

пользования информации.

Выполнение
заданий.

Устные ответы

Практическое задание

Дает задание, наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Организует беседу с обсуждением значения

Работают
по рабочей тетради,

Групповая




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



и роли клапанов, как нанесены размеры на чертеже, различия выносной и размерной линий.

– Прочитайте чертеж в рабочей тетради (с. 7) и ответьте
на вопросы

выполняют задание, анализируют

информацию; участвуют в коллективном об-

суждении


Коммуникативные: умеют оформить свою мысль

в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников, принимать участие в коллективных работах, работах группами.

Личностные: сориентированы на оценку результатов собственной деятельности


Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

IV. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

Проверяет организацию рабочего места учащихся

Организуют свое рабочее место, рационально располагая необходимые ин-

струменты
и материалы

Индивидуаль-

ная

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы, организация рабочего места



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Беседа «Что
и как мы будем делать?».

Просмотр мультимедий-

ной презентации. Демонстрация приемов
работы

– Прежде чем архитектор передаст свою документацию строителям, он должен убедиться, что сооружение, которое он придумал, будет хорошо смотреться со всех сторон и не испортит внешнего вида города. Как же это сделать? Архитекторы в этом случае делают макеты. Они могут быть изготовлены из пенопласта, дерева, бумаги. Свой макет мы сделаем из бумаги.

– Какие еще материалы будут использованы вами во время работы над изделием?

– Что вы знаете о таком материале, как полиэтилен?

– Какие инструменты понадобятся вам?

– Какие правила нужно соблюдать при работе с ножом?

– Чем будут соединяться детали изделия? Как можно будет оформить макет дома?

На доске 2 листа бумаги формата А3 и А4.

– Определите, какого размера лист потребуется нам для поделки. Нами сегодня будет использоваться большой лист бумаги. Он имеет обозначение А3. А3 – это формат стандартного листа. Лист бумаги из альбома имеет формат А4.

– Как вы думаете, во сколько раз лист формата А3 больше листа формата А4?

– Расскажите о последовательности работы над изделием.

В процессе беседы демонстрирует отдельные технологические операции

Анализируют изделие, информацию; слушают учителя, отвечают
на вопросы; смотрят презентацию, проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы

Фронтальная

Регулятивные: планируют свою деятельность, выделяют этапы работы.

Познавательные: умеют анализировать информацию; анализируют план работы над изделием, выделяя основные этапы
и приемы изготовления.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Практическое задание

– Выполните макет дома из бумаги.

В процессе работы контролирует правильность приемов работы с ножом. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений

и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы.

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение макета дома

V. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся

В процессе просмотра работ организует обсуждение выполненных изделий, их оценивание.

Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, оригинальность и т. д.

Рассматривают выполненные изделия,

оценивают их

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Обобщение полученных на уроке

Организует беседу

Слушают
учителя

Фронтальная

Устные ответы



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


сведений, оценивание результатов работы




Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев


Домашнее задание

Объясняет задание:

– Сфотографируйте своё изделие для папки достижений.
– На следующий урок принести: плоскогубцы, кусачки, медную или алюминиевую проволоку диаметром 0,5 мм длиной 3 м

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная




Ресурсный материал к уроку

Архитектор

Большой красивый новый дом
Растёт в квартале нашем.
Как много башенок на нём,
И как он весь украшен!

Чтоб этот дом построен был,
Работал архитектор:
В уме сначала сочинил
Десятка два проектов.

Потом один он отобрал
И на листе бумажном
В разрезе дом нарисовал –
Здесь все детали важны.

Вот здесь – карниз, а здесь – фасад,
Здесь – арка и балконы,
Окон высоких строгий ряд,
Внизу деревьев кроны.

Ну да, деревьев. И о них
Подумал архитектор –
В каштанах новый дом густых
Быть должен по проекту.

Но вот уже, смотри, вокруг
И стройка закипела.
Здесь тысяча рабочих рук
Взялись скорей за дело.

Красуясь, новый дом растет.
И смотрит архитектор,
Как здесь строительство идет –
Согласно ли проекту?

С рулоном толстым чертежей
Почти без остановки
Он башню в десять этажей
Проходит шагом ловким.

Вот дом построен, наконец,
Любуемся с балкона.
А архитектор – молодец:
Он дом рисует снова!

Н. Кнушевицкая


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!