СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архив презентаций

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны хорошие рекомендации по воспитательной работе с классом и разработки уроков

Просмотр содержимого презентации
«brey_ring»

Биология. Химия. Экология.

Биология.

Химия.

Экология.

Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева?   16 кг ? + = Пудель

Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева?  

16 кг

?

+

=

Пудель

Витамин Д или кальциферол участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Укажите другое название данного витамина и почему его так называют? Антирахитический витамин

Витамин Д или кальциферол участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Укажите другое название данного витамина и почему его так называют?

Антирахитический витамин

Какой химический элемент состоит из названий двух животных? Мышьяк

Какой химический элемент состоит из названий двух животных?

Мышьяк

Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев? Тундра

Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев?

Тундра

Переведите на греческий язык «учение о жилище» Экология

Переведите на греческий язык «учение о жилище»

Экология

Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами. Уран - ушан

Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами.

Уран - ушан

Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает “господин травы”. Питаясь травой на болотах, этот “господин” набирает 50 – 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун.  Капибара - водосвинка

Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает “господин травы”. Питаясь травой на болотах, этот “господин” набирает 50 – 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун.

Капибара - водосвинка

Кто тяжелее: самая большая акула или слон? Китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн

Кто тяжелее: самая большая акула или слон?

Китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн

Названия каких городов нашей страны созвучны названиям животным? Орёл, Воронеж

Названия каких городов нашей страны созвучны названиям животным?

Орёл, Воронеж

Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство? НСI - соляная кислота

Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство?

НСI - соляная кислота

Чем опасны нитраты для организма человека? Нитраты превращаются в нитриты, а те переводят Fе 2+ в Fе 3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода

Чем опасны нитраты для организма человека?

Нитраты превращаются в нитриты, а те переводят Fе 2+ в Fе 3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода

Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? Мышьяк

Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон?

Мышьяк

Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Почему? Дайте объяснение. В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья – испарение воды резко понижается.

Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Почему? Дайте объяснение.

В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья – испарение воды резко понижается.

Переведите на греческий язык «сам питаюсь» Автотроф

Переведите на греческий язык «сам питаюсь»

Автотроф

Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? Оляпка

Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну?

Оляпка

Заменив первую букву в  названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями. Золото - болото

Заменив первую букву в  названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями.

Золото - болото

Переведите на греческий язык «совместная жизнь» Симбиоз

Переведите на греческий язык «совместная жизнь»

Симбиоз

О каком соединении серы упоминал А.С.Пушкин в своем стихотворении? «Тогда услышал я (о, диво)  запах скверный, Как будто тухлое разбилося  яйцо…» Сероводород

О каком соединении серы упоминал А.С.Пушкин в своем стихотворении?

«Тогда услышал я (о, диво)

запах скверный,

Как будто тухлое разбилося

яйцо…»

Сероводород

Изменив лишь одну букву в названии элемента семейства галогенов, получите  фамилию известного немецкого зоолога и путешественника, автора многотомного труда «Жизнь животных». Бром – Брем

Изменив лишь одну букву в названии элемента семейства галогенов, получите  фамилию известного немецкого зоолога и путешественника, автора многотомного труда «Жизнь животных».

Бром – Брем

Употребляя молоко, человек примерно на 80% удовлетворяет потребность в этом элементе. Кальций

Употребляя молоко, человек примерно на 80% удовлетворяет потребность в этом элементе.

Кальций

Какие животные спят с открытыми глазами? Змеи, рыбы

Какие животные спят с открытыми глазами?

Змеи, рыбы

Каким индикатором нельзя распознать кислоту? Фенолфталеином

Каким индикатором нельзя распознать кислоту?

Фенолфталеином

Хобот – это нос или губа? Губа

Хобот – это нос или губа?

Губа

Алхимик Брандт в 1669 году получил светящееся в темноте вещество. Назовите это вещество. Белый фосфор

Алхимик Брандт в 1669 году получил светящееся в темноте вещество. Назовите это вещество.

Белый фосфор

Почему весной запрещен промысел пушных зверей? Наступает брачный период

Почему весной запрещен промысел пушных зверей?

Наступает брачный период

Какой оксид называют угарным газом? Монооксид углерода СО

Какой оксид называют угарным газом?

Монооксид углерода СО

Массовый сброс листьев у деревьев. Листопад

Массовый сброс листьев у деревьев.

Листопад

Галенко А. М.  учитель химии

Галенко А. М. учитель химии

Просмотр содержимого презентации
«lesson3»

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы.  Тургалиева Галина Валентиновна Учитель химии I кв. категории.  МОБУ «Карагандинская ООШ»

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы.

Тургалиева Галина Валентиновна

Учитель химии I кв. категории. МОБУ «Карагандинская ООШ»

Цель:

Цель:

  • Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
  • Рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.
«В древней магии присутствую при рождении огня, называют серой издавна меня»

«В древней магии присутствую при рождении огня, называют серой издавна меня»

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы.

Положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева ?

Положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

?

ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ КИСЛОРОД Вариант 1  ПОЛОЖЕНИЕ В ПСХЭ СЕРА Вариант 2 2 период VI группа главная (А)  подгруппа СТРОЕНИЕ АТОМА 3 период VI группа главная (А)  подгруппа О  +  8 ) 2 ) 6 СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ S  + 16 ) 2 ) 8 )6 -2, 0 - 2 , 0, +2, +4, +6

ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ

КИСЛОРОД

Вариант 1

ПОЛОЖЕНИЕ В ПСХЭ

СЕРА

Вариант 2

2 период

VI группа

главная (А)

подгруппа

СТРОЕНИЕ АТОМА

3 период

VI группа

главная (А)

подгруппа

О + 8 ) 2 ) 6

СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

S + 16 ) 2 ) 8 )6

-2, 0

- 2 , 0, +2, +4, +6

Валентные состояния атома серы    S    Валентность IV, Ст. окисления + 4 Валентность VI , Ст. окисления + 6  Валентность II, ст. окисления - 2 3 s 3p 3 d Н 2 S   ↓   S О 2  ↑    Н 2 S О 4      

Валентные состояния атома серы S

Валентность IV,

Ст. окисления + 4

Валентность VI ,

Ст. окисления + 6

Валентность II,

ст. окисления - 2

3 s 3p 3 d

Н 2 S



 ↓

S О 2



Н 2 S О 4

Нахождение серы в природе Самородная сера Ромбическая сера S 8 Сульфидная сера Сероводород H 2 S , киноварь HgS , свинцовый блеск PbS , пирит FeS 2 Сульфатная сера Гипс CaSO 4  · 2H 2 O , глауберовая соль Na 2 SO 4  · 10H 2 O

Нахождение серы в природе

Самородная сера

Ромбическая сера S 8

Сульфидная сера

Сероводород H 2 S , киноварь HgS , свинцовый блеск PbS , пирит FeS 2

Сульфатная сера

Гипс CaSO 4 · 2H 2 O , глауберовая соль Na 2 SO 4 · 10H 2 O

Физические свойства серы

Физические свойства серы

  • Твердое кристаллическое вещество желтого цвета, нерастворима в воде, водой не смачивается (порошок серы в воде не тонет и плавает на поверхности воды)
Аллотропные модификации серы Ромбическая  Моноклинная Пластическая

Аллотропные модификации серы

Ромбическая

Моноклинная

Пластическая

Ромбическая сера Ромбическая ( α -с ера) - S 8, желтого цвета,  t° пл. = 113 °C ; Наиболее устойчивая модификация.

Ромбическая сера

  • Ромбическая ( α ера) - S 8, желтого цвета,

пл. = 113 °C ; Наиболее устойчивая модификация.

Моноклинная сера Моноклинная ( β –сера) - S 8, темно-желтые иглы, t° пл. = 119 °C ; устойчивая при температуре более 96 ° С; при обычных условиях превращается в ромбическую

Моноклинная сера

Моноклинная ( β –сера) - S 8, темно-желтые иглы, пл. = 119 °C ; устойчивая при температуре более 96 ° С; при обычных условиях превращается в ромбическую

Пластическая сера  Пластическая сера-  коричневая резиноподобная (аморфная) масса. Она неустойчива и через некоторое время становится хрупкой, приобретёт желтый цвет, т.е превращается в ромбическую серу.

Пластическая сера

Пластическая сера- коричневая резиноподобная (аморфная) масса.

Она неустойчива и через некоторое время становится хрупкой, приобретёт желтый цвет, т.е

превращается в ромбическую серу.

Химические свойства серы   Взаимодействие серы с простыми веществами Сера реагирует: А) с металлами, образуя сульфиды Hg + S → HgS Б) с неметаллами (водородом, кислородом, фтором…) 1) H 2 + S → H 2 S 2) S + O 2  → SO 2

Химические свойства серы Взаимодействие серы с простыми веществами

Сера реагирует:

А) с металлами, образуя сульфиды

Hg + S HgS

Б) с неметаллами (водородом, кислородом, фтором…)

1) H 2 + S H 2 S 2) S + O 2 → SO 2

Применение серы Производство спичек Медицина Производство резины Сельское хозяйство Производство взрывчатых веществ Производство серной кислоты Красители

Применение серы

Производство спичек

Медицина

Производство резины

Сельское хозяйство

Производство взрывчатых

веществ

Производство

серной

кислоты

Красители

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  • Охарактеризуйте положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Выберите правильный ответ:

Выберите правильный ответ:

  • В каком соединении сера проявляет степень окисления +4?
  • А) H 2 S
  • Б ) H 2 SO 3
  • В ) H 2 SO 4
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  • В каком виде сера находится в природе?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  • Охарактеризуйте физические свойства серы.
Выберите правильный ответ: С каким веществом реагирует сера образуя сульфид: А) водой Б) водородом В) натрием

Выберите правильный ответ:

  • С каким веществом реагирует сера образуя сульфид:

А) водой

Б) водородом

В) натрием

Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 22, упр. 3

Просмотр содержимого презентации
«mendeleev»

Дмитрий Иванович Менделеев — русский учёный и общественный деятель. Энциклопедист: известен как химик,  физик,  экономист,  технолог,  геолог,  метеоролог,  педагог,  воздухоплаватель Одно из наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов

Дмитрий Иванович Менделеев

— русский учёный и общественный деятель. Энциклопедист: известен как химик,

физик,

экономист,

технолог,

геолог,

метеоролог,

педагог,

воздухоплаватель

Одно из наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов

Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург)

Дмитрий Иванович Менделеев

Дмитрий Иванович Соколов в своём кабинете

(Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург)

Известно, что в 1964 имя Менделеева было занесено на доску почета Бриджпортского университета штата Коннектикут в США наряду с именами Эвклида, Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Лавуазье. Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран.

Известно, что в 1964 имя Менделеева было занесено на доску почета Бриджпортского университета штата Коннектикут в США наряду с именами Эвклида,

Архимеда,

Коперника,

Галилея,

Ньютона,

Лавуазье.

Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран.

РЕПИН Илья Ефимович Портрет Д. И. Менделеева (художник Илья Репин, 1885)

РЕПИН

Илья Ефимович

Портрет Д. И. Менделеева (художник Илья Репин, 1885)

"Молчит сомнительно Восток»

Молчит сомнительно Восток,

Повсюду чуткое молчанье...

Что это? Сон иль ожиданье,

И близок день или далек?

Чуть-чуть белеет темя гор,

Еще в тумане лес и долы,

Спят города и дремлют селы,

Но к небу подымите взор...

Смотрите: полоса видна,

И, словно скрытной страстью рдея,

Она все ярче, все живее -

Вся разгорается она -

Еще минута, и во всей

Неизмеримости эфирной

Раздастся благовест всемирный

Победных солнечных лучей.

ТЮТЧЕВ

Федор Иванович

Архип Иванович Куинджи Лунная ночь на Днепре. 1880

Архип Иванович Куинджи

Лунная ночь на Днепре. 1880

Трое младенцев Менделеевых умерли сразу после рождения, не дожив до крещения, поэтому в церковной книге последний сын Менделеевых значится четырнадцатым ребенком. Через несколько дней после рождения мальчика крестили и нарекли Митей. К этому времени в живых у Менделеевых осталось семеро детей: пятеро дочерей и двое сыновей. Митя стал восьмым ребенком. Семья занимала несколько комнат в здании гимназии, т. к. директору полагалось бесплатная квартира. В этой квартире и родился Митя. Отец семейства полностью ослеп в 1834 году после рождения Мити. Ему пришлось оставить должность директора гимназии, а значит, и освободить квартиру. Дмитрий рожден семнадцатым и последним ребёнком в семье Ивана Павловича Менделеева - директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дед Дмитрия по отцовской линии был священником и носил фамилию Соколов; Фамилию Менделеев получил отец Дмитрия в духовном училище в виде прозвища, что соответствовало обычаям того времени. Мать Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода Корнильевых.

Трое младенцев Менделеевых умерли сразу после рождения, не дожив до крещения, поэтому в церковной книге последний сын Менделеевых значится четырнадцатым ребенком. Через несколько дней после рождения мальчика крестили и нарекли Митей. К этому времени в живых у Менделеевых осталось семеро детей: пятеро дочерей и двое сыновей. Митя стал восьмым ребенком. Семья занимала несколько комнат в здании гимназии, т. к. директору полагалось бесплатная квартира. В этой квартире и родился Митя. Отец семейства полностью ослеп в 1834 году после рождения Мити. Ему пришлось оставить должность директора гимназии, а значит, и освободить квартиру.

Дмитрий рожден семнадцатым и последним ребёнком в семье Ивана Павловича Менделеева - директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.

Дед Дмитрия по отцовской линии был священником и носил фамилию Соколов;

Фамилию Менделеев получил отец Дмитрия в духовном училище в виде прозвища, что соответствовало обычаям того времени.

Мать Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода Корнильевых.

В возрасте 13 лет Дмитрий поступил в Тобольскую гимназию.

В 1855 году закончил физико-математический факультет главного педагогического

института в Петербурге. Учёный совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью.

В 1856 году Менделеев блестяще защитил диссертацию, с успехом прочёл

вступительную лекцию «Строение силикатных соединений».

В 1855 году работал учителем в Симферопольской мужской гимназии.

В 1855—1856 годах работал учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе.

В 1857—1890 годах Менделеев преподавал в Петербургском университете (с 1865 года

— профессор), одновременно в 1863—1872 годах — профессор

Петербургского технологического института.

В 1859—1861 годах находился в научной командировке в Гейдельберге.

Один из основателей Русского физико-химического общества (1868 год).

С 1876 года — член-корреспондент Петербургской академии наук,

в 1880 году выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий

общественный протест.

В 1890 году покинул Петербургский университет из-за конфликта с министром

просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять

от Менделеева петицию студентов.

С 1892 года Дмитрий Иванович Менделеев — учёный-хранитель Депо образцовых гирь

и весов, которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в

Главную палату мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева).

В 1893 год — работал на химическом заводе имени Л. Я. Карпова (п. Бондюжский, ныне

г. Менделеевск) использовав производственную базу завода для получения

бездымного пороха (пироколлодия).

В 1903 году был первым председателем Государственной экзаменационной комиссии

Киевского политехнического института, в создании которого учёный

принимал активное участие.

Периодическая система элементов, изготовленная в 1876 году под личным руководством Д.И. Менделеева

Научная деятельность

Научная деятельность

  • Автор первого русского учебника «Органическая химия» (1861 год).
  • Исследовал (в 1854—1856 годах) явления изоморфизма.
  • Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру.
  • Открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.
  • Развил в 1869—1871 годах идеи периодичности, ввёл понятие о месте элемента в Периодической системе. На этой основе исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и др.). Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием). Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония (открыт в 1898 году), «экаиода» — астата (открыт в 1942—1943 годах), «двимарганца» — технеция (открыт в 1937 году), «экацезия» — франция (открыт в 1939 году).
  • В 1900 году Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в Периодическую систему элементов группы благородных газов.

Научная деятельность

  • Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, высотомер, аналитические весы
  • Создал точную теорию весов, разработал конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания.
  • Создал в 1865—1887 годах гидратную теорию растворов.
  • Исследуя газы, нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона — Менделеева).
  • В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.
  • Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель.
  • Совместно с И. М. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха.
  • Является автором ряда работ по метрологии.
  • Коллекция минералов Менделеева бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета, а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца.

АН СССР в 1962 году учредила премию и Золотую медаль имени Д. И. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии.

Личная жизнь Менделеева

Дмитрий Иванович был женат дважды. У него было семеро детей. В 1862 г. сочетался браком с Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска (Падчерица знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Петровича Ершова) супруга (Физа, нареченное имя) была старше его на 6 лет. В этом браке родились три ребенка: дочь Мария (1863 г.) – она умерла в младенчестве, сын Володя (1865—1898) и дочь Ольга (1868—1950). Брак оказался несчастливым, и в 1881 году после долгих переговоров Феозва Никитична согласилась на развод, но только при условии, что бывший муж будет выплачивать ей алименты, причем не в размере 25, 50 или даже 75% от его жалованья, а в размере 100%. Д.И.Менделеев согласился на такие дикие условия, и с этого момента все жалованье профессора Петербургского университета шло его бывшей жене.

Приемная дочь учителя Д.И.Менделеева поэта Петра Петровича Ершова, автора знаменитого «Конька-горбунка»

В конце 1870 гг. Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову (на пятом десятке), дочь донского казака из Урюпинска. Священник, венчавший Менделеева с Анной попросил 10 тыс. рублей (Имение Менделеева стоило 8 тыс. рублей). Во втором браке у Менделеева родилось четверо детей: Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий. Второй брак с юной Анной Ивановной Поповой (1860–1942), которая была младше его на 26 лет.

Всю свою любовь Менделеев отдавал детям и внукам, которых обожал и готов был пожертвовать многим ради их счастья.

В 1903 дочь Д.И. Менделеева Любовь Дмитриевна вышла замуж за русского поэта Александра Блока.

Вышел УКАЗ Президента РФ от 30.10.2007 N 1431

Вышел УКАЗ Президента РФ от 30.10.2007 N 1431 "О праздновании в 2009 году 175 - летия со дня рождения Д.И.Менделеева".

Вышла в свет, утверждённая правлением фонда, "Юбилейная медаль", которая будет вручаться в предстоящих мероприятиях фонда его активным участникам, победителям конкурсов и активистам за плодотворную работу по изучению и пропаганде наследия великого русского учёного Д.И.Менделеева.

Именем Менделеева названы: Музей-усадьба «Боблово» Музей-архив Д. И. Менделеева в Санкт-Петербургском Государственном Университете Марка, выпущенная в честь 100-летия открытия периодической системы Политехнический музей Музей Госстандарта России при ВНИИМ им. Д. И. Менделеева Монумент, установленный с фасадной стороны факультета пищевой и химической технологии в Братиславе

Именем Менделеева названы:

Музей-усадьба «Боблово»

Музей-архив Д. И. Менделеева в Санкт-Петербургском Государственном Университете

Марка, выпущенная в честь 100-летия

открытия периодической системы

Политехнический музей

Музей Госстандарта России при ВНИИМ им. Д. И. Менделеева

Монумент, установленный с фасадной стороны факультета пищевой и химической технологии в Братиславе

Памятники Д. И. Менделееву

Московский проспект, 26/49. Скульптор М. Г. Манизер.

Памятник открыт 28 ноября 1928 года.

Московский проспект, 19. Скульптор И. Я. Гинцбург.

Памятник открыт 2 февраля 1932 года.

Российский химико-технологический университет им Д.И.

Менделеева, на первом этаже в главном корпусе.

Проспект Победы, 37 (перед входом в корпус химико-

технологического факультета

НТУУ-"КПИ"). Памятник открыт в мае 1998 года.

Памятник Д.И.Менделееву в Тобольске

Города

Поселок Менделеево (Московская область, Солнечногорский район)

Поселок Менделеево (Тюменская область, Тобольский район)

Поселок Менделеево в Пермском крае.

Менделеево (аэропорт) — аэропорт на острове Кунашир.

Село Менделеево (Сахалинская область) на острове Кунашир. Станция ж/д Менделеево (Пермская обл., Карагайский р-он)

Заводы

Химический завод им Д.И.Менделеева (Санкт-Петербург)

Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Менделеева

Химкомбинат имени Менделеева ( г.Агрыз, Татарстан)

Менделеевское опытное поле (Пермская область)

Минская лаборатория имени Менделеева

ООО "Менделеево-Тест" (Московская область,) Нефтеперерабатывающий завод им Д. И. Менделеева в поселке Константиновский

Город Менделеевск (Республика Татарстан)

Станция метро Менделеевская (Москва)

Географические объекты Ледник Менделеева (Киргизия) Астероид Менделеев (астероид № 12190) Географический центр Государства Российского (расcчитан И. Д. Менделеевым) (Правый берег р. Таз близ села Киккиаки). Закреплен на местности НСЭ им. И. Д. Папанина в 1983 году. Кратер Менделеев на Луне Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане Вулкан Менделеева (остров Кунашир)

Географические объекты

Ледник Менделеева (Киргизия)

Астероид Менделеев (астероид № 12190)

Географический центр Государства Российского (расcчитан И. Д. Менделеевым) (Правый берег р. Таз близ села Киккиаки). Закреплен на местности НСЭ им. И. Д. Папанина в 1983 году.

Кратер Менделеев на Луне

Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане

Вулкан Менделеева (остров Кунашир)

Университеты

Институты

Институт химии и проблем устойчивого развития

Новомосковкий институт РХТУ им. Д. И. Менделеева

Институт высокотемпературных материалов и технологий (бывший факультет химической технологии силикатов)

Институт материалов современной энергетики и нанотехнологии (бывший инженерный физико-химический факультет)

Факультеты

Общетехнический факультет

Факультет технологии неорганических веществ

Факультет технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств

Факультет химической технологии полимеров

Экономический факультет

Инженерный экологический факультет

Факультет высоких ресурсосберегающих и информационных технологий

Инженерный химико-технологический факультет

Вечерний факультет

Гуманитарный факультет

Факультет военного обучения

Отдел бакалавриата и магистратуры

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (Москва)

Тобольский Государственный Педагогический Институт им. Д. И. Менделеева

Высшие колледжи

Высший колледж рационального природопользования (в составе Института химии и проблем устойчивого развития)

Высший химический колледж РАН (в составе Института химии и проблем устойчивого развития)

Международный высший химический колледж по композиционным материалам

Высший колледж «Технический дизайн изделий из силикатных материалов»

Внеклассное мероприятие по химии   Репортаж с Д.И. Менделеевым МОБУ «Карагандинская ООШ» Учитель: Тургалиева Г.В. 2016-2017 уч. год

Внеклассное мероприятие по химии Репортаж с Д.И. Менделеевым

МОБУ «Карагандинская ООШ»

Учитель: Тургалиева Г.В.

2016-2017 уч. год

Просмотр содержимого презентации
«pres6»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» Автор: Тургалиева Галина Валентиновна  учитель химии I кв. категории  МОБУ «Карагандинская ООШ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Автор: Тургалиева Галина Валентиновна

учитель химии I кв. категории

МОБУ «Карагандинская ООШ»

Детство  – самый поддающийся педагогическим воздействиям период  В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности

ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ  -  Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка -  Обеспечение безопасности -  Обеспечение адаптации к жизни -  Воспитание ребенка

ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

- Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка

- Обеспечение безопасности

- Обеспечение адаптации к жизни

- Воспитание ребенка

Судят Оценивают действия ребенка Внушают спасительные правила Назойливо делятся опытом «Казнят» и «милуют» Лишают уникальности ребенка Управляют Подавляют его инициативу СТРЕЛЫ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Следят за выполнением норм и правил поведения Диктуют Убивают веру в себя Подчеркивают зависимость Принимают ответственные решения за ребенка Отвергают ребенка Поставляют «+» и «-» эмоции Убивают веру в себя Идут на компромисс

Судят

Оценивают действия ребенка

Внушают спасительные правила

Назойливо делятся опытом

«Казнят» и «милуют»

Лишают уникальности ребенка

Управляют

Подавляют его инициативу

СТРЕЛЫ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Следят за выполнением норм и правил поведения

Диктуют

Убивают веру в себя

Подчеркивают зависимость

Принимают ответственные решения за ребенка

Отвергают ребенка

Поставляют «+» и «-» эмоции

Убивают веру в себя

Идут на компромисс

РЕБЁНОК ЖДЁТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ ТЕПЛА ОДОБРЕНИЯ ЗАБОТЫ ПОДДЕРЖКИ ПОХВАЛЫ ПОНИМАНИЯ НЕЖНОСТИ УЛЫБКИ

РЕБЁНОК ЖДЁТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ:

ЛЮБВИ

ТЕПЛА

ОДОБРЕНИЯ

ЗАБОТЫ

ПОДДЕРЖКИ

ПОХВАЛЫ

ПОНИМАНИЯ

НЕЖНОСТИ

УЛЫБКИ

«КУМИР СЕМЬИ»

«КУМИР СЕМЬИ»

  • Ребенок обожаем, любим
  • Любая прихоть ребенка закон
  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
  • Растет капризным, своевольным эгоистом
  • Освобожден от всех обязанностей
«ГИПЕРОПЕКА»

«ГИПЕРОПЕКА»

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
  • Растет безвольным, трудности в общении
«ГИПООПЕКА»

«ГИПООПЕКА»

  • Ребенок предоставлен сам себе
  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
  • Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
  • Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
«В КУЛЬТЕ  БОЛЕЗНИ»

«В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ»

  • Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
  • Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
  • Ждет сочувствия и сострадания от всех
  • С трудом приспосабливается к действительности
«ПОВЫШЕННАЯ  МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

«ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

  • На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста
  • Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
  • Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
«ЕЖОВЫЕ  РУКАВИЦЫ»

«ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ»

  • Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
  • Внушают лишь подчинение
  • Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
  • Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА рекомендации для родителей

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

рекомендации для родителей

СОВЕТ 1 Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

СОВЕТ 1

Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

СОВЕТ 2 Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной Уделяйте ему больше свободного времени Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах

СОВЕТ 2

Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной

Уделяйте ему больше свободного времени

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах

СОВЕТ 3

СОВЕТ 3

  • Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.
  • Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи
  • Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний
  • Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами
СОВЕТ 4

СОВЕТ 4

  • Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах
  • Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте их
  • Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга
СОВЕТ 5

СОВЕТ 5

  • Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей
  • Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем
  • Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни
КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ  РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ  УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: Заглянув в мир ребенка , мы приоткрыли двери, чтобы посмотреть ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ:  «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?»  «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА»
  • КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
  • РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ
  • УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО

воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

Заглянув в мир ребенка , мы приоткрыли двери, чтобы посмотреть

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ:

  • «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?»
  • «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА»

Просмотр содержимого презентации
«pres7»

Первые проблемы подросткового возр а ста  Родительское собрание в  6 классе

Первые проблемы подросткового возр а ста Родительское собрание в 6 классе

Успеваемость учащихся 6 класса четверть Общее Кол-во Итог 5 класс 19 «5»  I- четверть 19 3 «4» 13 «3» 0 % 3 12 84 7 63

Успеваемость учащихся 6 класса

четверть

Общее

Кол-во

Итог

5 класс

19

«5»

I- четверть

19

3

«4»

13

«3»

0

%

3

12

84

7

63

предмет Тат. яз для русскоязычных участники Тат. яз. место Ефимова Ксения Саматова камиля Тат.лит. Валишина Чулпан Габделганиева Ильсина Сабиров Руслан Победитель призер Победитель Призер призер Русский язык Валишина Чулпан Габдуллин Ришат Сабиров Руслан Победитель Призер Призер Сабиров Руслан Габдуллин Ришат Сабирзянова Алсина Русская лит. Победитель Победитель призер Сабиров Руслан Габделганиева Ильсина Габдуллин Ришат Валишина Чулпан Победитель Победитель Призер призер

предмет

Тат. яз для русскоязычных

участники

Тат. яз.

место

Ефимова Ксения

Саматова камиля

Тат.лит.

Валишина Чулпан

Габделганиева Ильсина

Сабиров Руслан

Победитель

призер

Победитель

Призер

призер

Русский язык

Валишина Чулпан

Габдуллин Ришат

Сабиров Руслан

Победитель

Призер

Призер

Сабиров Руслан

Габдуллин Ришат

Сабирзянова Алсина

Русская лит.

Победитель

Победитель

призер

Сабиров Руслан

Габделганиева Ильсина

Габдуллин Ришат

Валишина Чулпан

Победитель

Победитель

Призер

призер

предмет Англ.яз участники Астрономия место Габделганиева Ильсина Сабиров Руслан Валишина Чулпан Габдуллин Ришат Сабирзянова Алсина Хайруллина Гузель Нутфуллин Искандер Победитель Победитель Призер Призер Призер Призер призер Габдуллин Ришат Экономика Победитель Математика Габдуллин Ришат Сабиров Руслан Сабирзянова Алсина Победитель Победитель Призер Габделганиева Ильсин Габдуллин Ришат Сабиров Руслан Победитель Победитель призер

предмет

Англ.яз

участники

Астрономия

место

Габделганиева Ильсина

Сабиров Руслан

Валишина Чулпан

Габдуллин Ришат

Сабирзянова Алсина

Хайруллина Гузель

Нутфуллин Искандер

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

призер

Габдуллин Ришат

Экономика

Победитель

Математика

Габдуллин Ришат

Сабиров Руслан

Сабирзянова Алсина

Победитель

Победитель

Призер

Габделганиева Ильсин

Габдуллин Ришат

Сабиров Руслан

Победитель

Победитель

призер

предмет биология участники География место Сабирзянова Алсина Габдуллин Ришат Сабиров Руслан Нигаматзянова Алсина Победитель Победитель Призер Призер Сабиров Руслан Габдуллин Ришат Общество Победитель призер История Габдуллин ришат Сабиров Руслан Сабирзянова Алсина Габделганиева Ильсина Победитель Победитель Призер Призер Сабиров Руслан Габдуллин Ришат Сабирзянова Алсина Победитель Победитель призер

предмет

биология

участники

География

место

Сабирзянова Алсина

Габдуллин Ришат

Сабиров Руслан

Нигаматзянова Алсина

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Сабиров Руслан

Габдуллин Ришат

Общество

Победитель

призер

История

Габдуллин ришат

Сабиров Руслан

Сабирзянова Алсина

Габделганиева Ильсина

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Сабиров Руслан

Габдуллин Ришат

Сабирзянова Алсина

Победитель

Победитель

призер

предмет участники Физическая культура место Хакимов Ильяс Нигматзянов Рахман Технология мальчики Победитель призер Сабиров Руслан Габдуллин Ришат Нигматзянов Рахман Технология девочки Победитель Победитель призер Нигаматзянова Илюза Габделганиева Ильсина Валишина Чулпан Победитель Победитель Призер

предмет

участники

Физическая культура

место

Хакимов Ильяс

Нигматзянов Рахман

Технология

мальчики

Победитель

призер

Сабиров Руслан

Габдуллин Ришат

Нигматзянов Рахман

Технология

девочки

Победитель

Победитель

призер

Нигаматзянова Илюза

Габделганиева Ильсина

Валишина Чулпан

Победитель

Победитель

Призер

Внеклассная деятельность учащихся 6 а класса Итоги сбора макулатуры класс Всего 6 а Кол-во учеников 581 На 1-го ученика 19 30,57 место 1 Итоги Дня гимназии Игра «Школа выживания» «Полоса препятствий» «Болото» 1 место 1-место 1-место КВН- 1 место (среди учащихся 6,7,8 классов) ПДД-1место (м / у командами Гимназия и БСШ) Общее количество акций-880

Внеклассная деятельность учащихся 6 а класса

Итоги сбора макулатуры

класс

Всего

6 а

Кол-во

учеников

581

На 1-го

ученика

19

30,57

место

1

Итоги Дня гимназии

Игра «Школа выживания»

«Полоса препятствий»

«Болото»

1 место

1-место

1-место

КВН- 1 место (среди учащихся 6,7,8 классов)

ПДД-1место (м / у командами Гимназия и БСШ)

Общее количество акций-880

Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством.  Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность… Ж.-П. Сартр

Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством. Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…

Ж.-П. Сартр

Подростковый возраст (11-15 лет)‏ Перестройка организма ребенка – половое созревание Границы этого периода достаточно неопределенны Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом

Подростковый возраст (11-15 лет)‏

  • Перестройка организма ребенка – половое созревание
  • Границы этого периода достаточно неопределенны
  • Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых

Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме,  переживать  «гормональную  бурю».  Подростки как будто все  время находятся в  состоянии стресса.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности:

Новый образ физического «Я»

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »   Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.

Развитие самосознания

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »

Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.

Подражание взрослым Внешний облик Манеры Развлечения (поездки за город, дискотеки) ‏ Романтические отношения (свидания, записки)

Подражание взрослым

  • Внешний облик
  • Манеры
  • Развлечения (поездки за город, дискотеки)
  • Романтические отношения (свидания, записки)

Чувство взрослости -  отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Чувство взрослости -

отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому  В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей   Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Как проявляется чувство взрослости подростка?

  • В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому

  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей

Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию

Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения   Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения

  • Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:

взаимная поддержка,

помощь в случае нужды,

уверенность в друге и доверие к нему,

защита друга в его отсутствие,

принятие успехов друга,

эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения

Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю

«Один за всех и все за одного»

Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии   Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой

Внутренний мир

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой

Общение со сверстниками  Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление «Счастье – это когда тебя понимают» Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде Неформальные группы

Общение со сверстниками

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями

  • Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
  • Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
  • «Счастье – это когда тебя понимают»
  • Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

Неформальные группы

  • Взаимная симпатия
  • Общие интересы, занятия
  • Способы развлечений, место проведения свободного времени
Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограничено Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых:  нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,  они испытывают сильное желание быть самостоятельными,  равными с ними в правах.  То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Общение со взрослыми

  • Влияние родителей уже ограничено
  • Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
  • Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых:

нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными,

равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.  Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.

Родительский контроль  Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным

Родительский контроль

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Контроль может быть принципиально различным

  • Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля , когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным
  • Родители регулярно указывают детям, что им делать
  • Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются
  • Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей
  • Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение
  • Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет

Стили семейного воспитания

  • Демократичныйродители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей
  • Авторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно
  • «Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношением к подростку
  • Гипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля
  • Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками
  • Противоречивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность

Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков

Подростковые проблемы Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания Противоправное поведение Самоубийства  К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства : Изолированность Отсутствие понимания в семье и школе Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт  Причины подростковых проблем разнообразны

Подростковые проблемы

  • Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания
  • Противоправное поведение
  • Самоубийства

К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства :

  • Изолированность
  • Отсутствие понимания в семье и школе
  • Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт

Причины подростковых проблем разнообразны

  • Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками
  • Недостаточная загруженность реальными делами и скука
  • Желание утвердиться и выделиться
  • Протест против существующих в обществе норм и правил
  • Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»

Просмотр содержимого презентации
«pres8»

Родительское собрание в 7 классе. Подготовила: Тургалиева Г.В. Учитель химии I кв. категории

Родительское собрание в 7 классе.

Подготовила: Тургалиева Г.В. Учитель химии I кв. категории

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не» Не хотят учиться так, как могут; Не хотят слушать никаких советов; Не убирают за собой; Не делают домашние дела; Не приходят вовремя.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не»

  • Не хотят учиться так, как могут;
  • Не хотят слушать никаких советов;
  • Не убирают за собой;
  • Не делают домашние дела;
  • Не приходят вовремя.

ПОЧЕМУ? Что делать, чтобы «не» приходило пореже? Попробуем разобраться.

ПОЧЕМУ?

  • Что делать, чтобы «не» приходило пореже?
  • Попробуем разобраться.

Метафора «прививка» В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать иммунитет, поэтому, когда возникнет угроза реального заболевания, организм уже будет знать, как реагировать на него. Так же и с подростками. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Метафора «прививка»

  • В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать иммунитет, поэтому, когда возникнет угроза реального заболевания, организм уже будет знать, как реагировать на него.
  • Так же и с подростками.
  • Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Как это выглядит?   Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности.

Как это выглядит?

  • Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности.

А что будет, если не дать им пробовать? Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить.

А что будет, если не дать им пробовать?

  • Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить.

Другой вариант- страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так, значит, давать им пробовать? Да. Но одновременно и нет. Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно. Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие люди», « Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру».

Другой вариант- страх вплоть до внутренней паники.

  • Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам.
  • Так, значит, давать им пробовать?
  • Да. Но одновременно и нет.
  • Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно.
  • Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие люди», « Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру».

Что для этого нужно? Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи. Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать. И тогда многие из тех НЕ, с которых мы начали свой разговор, будут постепенно уходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему. Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции пожалеет маму.

Что для этого нужно?

  • Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи.
  • Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать.
  • И тогда многие из тех НЕ, с которых мы начали свой разговор, будут постепенно уходить из жизни подростка.
  • Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему.
  • Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции пожалеет маму.

Возрастной кризис. У многих подростков наблюдается обостренное протекание нормативного кризиса, мешающее успешности обучения в школе, повышающее конфликтность взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная форма проявления кризиса – регрессия поведения, то есть поведенческие проявления, свойственные детям трех лет.

Возрастной кризис.

  • У многих подростков наблюдается обостренное протекание нормативного кризиса, мешающее успешности обучения в школе, повышающее конфликтность взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Основная форма проявления кризиса – регрессия поведения, то есть поведенческие проявления, свойственные детям трех лет.

Конкретно. Стремление действовать наперекор нормам поведения, даже если это происходит во вред собственным желаниям. Обида на любое действие взрослого, направленное на коррекцию поведения подростка, нередко сопровождающаяся агрессивными выпадами против взрослого. Основным жизненным лозунгом становится : «Я так хочу!»

Конкретно.

  • Стремление действовать наперекор нормам поведения, даже если это происходит во вред собственным желаниям.
  • Обида на любое действие взрослого, направленное на коррекцию поведения подростка, нередко сопровождающаяся агрессивными выпадами против взрослого. Основным жизненным лозунгом становится : «Я так хочу!»

В отношениях со сверстниками. Повышается конфликтность за счет поиска изгоев и коллективного объединения против них, сопровождающегося насмешками, кличками или открытой агрессией. Как правило, такие проявления кризиса свойственны подросткам из благополучных семей, в которых присутствуют некоторая гиперопека и сверхконтроль, поэтому борьба за самостоятельность, невозможная дома, переносится в школу и осуществляется в социально неприемлемых формах.

В отношениях со сверстниками.

  • Повышается конфликтность за счет поиска изгоев и коллективного объединения против них, сопровождающегося насмешками, кличками или открытой агрессией.
  • Как правило, такие проявления кризиса свойственны подросткам из благополучных семей, в которых присутствуют некоторая гиперопека и сверхконтроль, поэтому борьба за самостоятельность, невозможная дома, переносится в школу и осуществляется в социально неприемлемых формах.

Новообразование кризиса Формирование у учащихся ответственности за свою жизнь в области учебы и общения. Второй ступенью к ответственности является приобретение самостоятельности. А первой – протестные реакции в отношении любого рода контроля за уроками, одеждой, чистотой, передвижением, свободным временем, питанием. Какие протестные реакции вы встречаете у своих детей? Это хорошо или плохо?

Новообразование кризиса

  • Формирование у учащихся ответственности за свою жизнь в области учебы и общения.
  • Второй ступенью к ответственности является приобретение самостоятельности.
  • А первой – протестные реакции в отношении любого рода контроля за уроками, одеждой, чистотой, передвижением, свободным временем, питанием.

Какие протестные реакции вы встречаете у своих детей? Это хорошо или плохо?

Протестные реакции. Сигнал, который говорит, что ребенок взрослеет и необходимо менять стиль взаимодействия с ним. Протестные реакции могут быть прямыми и косвенными, например уход в болезнь. Если ребенок слишком долго не будет получать желаемой свободы, то сформирует защитные сценарии жизни, которые будут мешать его успешному обучению в школе, нарушать взаимодействия с окружающими.

Протестные реакции.

  • Сигнал, который говорит, что ребенок взрослеет и необходимо менять стиль взаимодействия с ним.
  • Протестные реакции могут быть прямыми и косвенными, например уход в болезнь.
  • Если ребенок слишком долго не будет получать желаемой свободы, то сформирует защитные сценарии жизни, которые будут мешать его успешному обучению в школе, нарушать взаимодействия с окружающими.

Типичные роли. «Нехочуха» У подростка, находящегося в этой роли, часто звучат слова : «Не хочу, не буду, а почему я» «Развлекатель» Здесь присутствует стремление привлечь внимание любыми способами: кривляньем, громким смехом, произнесением слов, не принятых в обществе, но вызывающих у товарищей смех «Вулкан-вулканчик» Это соединение качеств «Нехочухи» и «Развлекателя», с добавлением непредсказуемости и увеличением силы реакции. « Копающиеся-сомневающиеся» Этому соответствует неуверенность в себе. Во все роли + интерес к сексу и стремление отвоевать территорию при помощи кулаков.

Типичные роли.

  • «Нехочуха» У подростка, находящегося в этой роли, часто звучат слова : «Не хочу, не буду, а почему я»
  • «Развлекатель» Здесь присутствует стремление привлечь внимание любыми способами: кривляньем, громким смехом, произнесением слов, не принятых в обществе, но вызывающих у товарищей смех
  • «Вулкан-вулканчик» Это соединение качеств «Нехочухи» и «Развлекателя», с добавлением непредсказуемости и увеличением силы реакции.
  • « Копающиеся-сомневающиеся» Этому соответствует неуверенность в себе.
  • Во все роли + интерес к сексу и стремление отвоевать территорию при помощи кулаков.

Как помочь подросткам выйти из роли и сделать шаги к самостоятельности. Работать с собственной тревогой по поводу того, что ребенок может ускользнуть, что теряется контроль над ним. Уменьшить области и степень контроля, например не проверять уроки, обсуждать рациональность их выполнения; Предоставить право на аргументированную собственную позицию, право на выбор, перейти от запрещения к убеждению, доказывать подросткам необходимость каких-либо действий, а не декларировать их; Вербализовать желаемый подростком и родителями идеальный образ как уже реальный –позитивное программирование подростка, демонстрация собственной веры и успешность его развития; Предоставить ему право на одиночество.

Как помочь подросткам выйти из роли и сделать шаги к самостоятельности.

  • Работать с собственной тревогой по поводу того, что ребенок может ускользнуть, что теряется контроль над ним.
  • Уменьшить области и степень контроля, например не проверять уроки, обсуждать рациональность их выполнения;
  • Предоставить право на аргументированную собственную позицию, право на выбор, перейти от запрещения к убеждению, доказывать подросткам необходимость каких-либо действий, а не декларировать их;
  • Вербализовать желаемый подростком и родителями идеальный образ как уже реальный –позитивное программирование подростка, демонстрация собственной веры и успешность его развития;
  • Предоставить ему право на одиночество.

Использованная литература. Газета «Школьный психолог» №18 2006 год. Стр 42 Ольга Хухлаева Работа психолога с родителями : концепция и технологии Газета «Школьный психолог» № 19 2006 год. Стр 39-40 Хухлаева О. В. Психология подростка.- М., 2004 год.

Использованная литература.

  • Газета «Школьный психолог» №18 2006 год. Стр 42
  • Ольга Хухлаева Работа психолога с родителями : концепция и технологии
  • Газета «Школьный психолог» № 19 2006 год. Стр 39-40
  • Хухлаева О. В. Психология подростка.- М., 2004 год.

Интернет-ресурсы Анимашки взяты с сайта http://smajliki.ru/smilie-781863783.html http://smajliki.ru/smilie-899559207.html http://smajliki.ru/smilie-528089031.html http://s12.rimg.info/17cf4c75a7617f6dc9951553ed8d0d2a.gif Музыка с сайта http://detkam.e-papa.ru/mp/84/800.html

Интернет-ресурсы

  • Анимашки взяты с сайта
  • http://smajliki.ru/smilie-781863783.html
  • http://smajliki.ru/smilie-899559207.html
  • http://smajliki.ru/smilie-528089031.html
  • http://s12.rimg.info/17cf4c75a7617f6dc9951553ed8d0d2a.gif
  • Музыка с сайта http://detkam.e-papa.ru/mp/84/800.html

Просмотр содержимого презентации
«Презентация химия на сайт»

МОБУ «Карагандинская основная общеобразовательная школа Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций Тургалиева Галина Валентиновна Учитель химии I кв. категории

МОБУ «Карагандинская основная общеобразовательная школа

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций

Тургалиева Галина Валентиновна

Учитель химии I кв. категории

Цель: Обобщить и систематизировать знания  учащихся в области решения задач. Закрепить  умения и навыки по решению задач, с  использованием понятий массовая доля.  План урока:  1. Вычисления массовой доли химического  элемента в веществе. 2. Вычисления массовой доли растворенного  вещества в растворе. 3. Вычисления с помощью уравнений реакций.

Цель: Обобщить и систематизировать знания

учащихся в области решения задач. Закрепить

умения и навыки по решению задач, с

использованием понятий массовая доля.

План урока:

1. Вычисления массовой доли химического

элемента в веществе.

2. Вычисления массовой доли растворенного

вещества в растворе.

3. Вычисления с помощью уравнений реакций.

Головоломка «Уравнения связи» 0 m n n V N M N A Vm m в-ва W m р-ра C Ar · n • m р-ра m р-ра W Mr Na V р-ра • • m в-ва Рр-ра V W W m пр N m теор

Головоломка «Уравнения связи»

0

m

n

n

V

N

M

N A

Vm

m в-ва

W

m р-ра

C

Ar · n

m р-ра

m р-ра

W

Mr

Na

V р-ра

m в-ва

Рр-ра

V

W

W

m пр

N

m теор

Вычисления массовой доли химического  элемента в веществе.   1  MgSiO 3   48% 2 AI(NO 3 ) 3 19,7%   6  AI 2 (SO 4 ) 3 56,1% 3  AI(NO 3 ) 3 67,6%  7  Fe(NO 3 ) 3 23,1% 8  CuSO 4  40%  4  Fe(NO 3 ) 3 59,5% 5  Fe(NO 3 ) 3 17,4% 9 Fe 2 (SO 4 ) 3 48% 10 Fe 2 (SO 4 ) 3 24% 11 AI 2 (SO 4 ) 3 28,1% 16 CuSO 4 40% 12 BaSiO 3 22,5% 13 Fe(NO 3 ) 3 17,4% 17 Fe(NO 3 ) 3 17,4% 14 B 2 O 3 31,4% 18 CuSO 4 40% 15 AI 2 (SO 4 ) 3 28,1% 19 AI(NO 3 ) 3 19,7%   20 MgSiO 3  48%

Вычисления массовой доли химического

элемента в веществе.

1 MgSiO 3

48%

2 AI(NO 3 ) 3

19,7%

6 AI 2 (SO 4 ) 3

56,1%

3 AI(NO 3 ) 3

67,6%

7 Fe(NO 3 ) 3

23,1%

8 CuSO 4

40%

4 Fe(NO 3 ) 3

59,5%

5 Fe(NO 3 ) 3

17,4%

9 Fe 2 (SO 4 ) 3

48%

10 Fe 2 (SO 4 ) 3

24%

11 AI 2 (SO 4 ) 3

28,1%

16 CuSO 4

40%

12 BaSiO 3

22,5%

13 Fe(NO 3 ) 3

17,4%

17 Fe(NO 3 ) 3

17,4%

14 B 2 O 3

31,4%

18 CuSO 4

40%

15 AI 2 (SO 4 ) 3

28,1%

19 AI(NO 3 ) 3

19,7%

20 MgSiO 3

48%

Вычисления массовой доли растворенного  вещества в растворе.  вариант Масса вещества I 10 II Масса раствора 200 Массовая доля 25 III IV 10% 300 24 V 15% 5 VI 240 VII 40 50% 35 500 VIII 6 IX 10% 300 450 25% 5% 250 45   10 % 64 8% 350 2% 112,5

Вычисления массовой доли растворенного

вещества в растворе.

вариант

Масса вещества

I

10

II

Масса раствора

200

Массовая доля

25

III

IV

10%

300

24

V

15%

5

VI

240

VII

40

50%

35

500

VIII

6

IX

10%

300

450

25%

5%

250

45

10 %

64

8%

350

2%

112,5

H 2 + Zn + «Химический кроссворд» Ca + CaO ZnSO 4 H 2 + HCI + CaCI 2 O 2 S + SO 2 + SO 3 + H 2 O O 2 H 2 SO 4 + H 2 H 2 S

H 2

+

Zn

+

«Химический кроссворд»

Ca

+

CaO

ZnSO 4

H 2

+

HCI

+

CaCI 2

O 2

S

+

SO 2

+

SO 3

+

H 2 O

O 2

H 2 SO 4

+

H 2

H 2 S

H 2 H 2 SO 4 Ca Na S HNO 3 O 2 Fe 2 O 3

H 2

H 2 SO 4

Ca

Na

S

HNO 3

O 2

Fe 2 O 3

Вычисления с помощью уравнений реакций . Составляем уравнение реакции Определяем молярные массы (для газов- молярные объемы) и записываем их, 3. Находим число молей вещества, массу или объем которого известны, 4. Определяем по уравнению реакции, в каких мольных соотношениях находятся взятые для расчета вещества, 5. Рассчитываем массу или объем искомого вещества 6. Формулируем ответ.

Вычисления с помощью уравнений реакций .

  • Составляем уравнение реакции
  • Определяем молярные массы

(для газов- молярные объемы) и записываем их,

3. Находим число молей вещества, массу или объем которого известны,

4. Определяем по уравнению реакции, в каких мольных соотношениях находятся взятые для расчета вещества,

5. Рассчитываем массу или объем искомого вещества

6. Формулируем ответ.

Задача:  Вычислите объем водорода, выделившегося при  взаимодействии цинка массой 13 г, с разбавленной серной кислотой. Zn+H 2 SO 4 →ZnSO 4 +H 2 ↑   M(Zn)=65 г/моль  Vm(H 2 )=22,4 л/моль 3) n(Zn)=m/M  n(Zn)=13 г : 65 г/моль=0,2 моль 4) n(Zn)=n(H 2 ) 5) V(H 2 )= n•Vm 6) V(H 2 )=0,2 моль •22,4 л/моль=4,48л  Ответ: 4,48 л.

Задача:

Вычислите объем водорода, выделившегося при

взаимодействии цинка массой 13 г, с разбавленной серной кислотой.

  • Zn+H 2 SO 4 →ZnSO 4 +H 2 ↑
  • M(Zn)=65 г/моль

Vm(H 2 )=22,4 л/моль

3) n(Zn)=m/M

n(Zn)=13 г : 65 г/моль=0,2 моль

4) n(Zn)=n(H 2 )

5) V(H 2 )= n•Vm

6) V(H 2 )=0,2 моль •22,4 л/моль=4,48л

Ответ: 4,48 л.

Избыток или недостаток?  Запомните: Приступая к решению задачи, надо обратить внимание на наличие «лишних» данных в ее условии: они указывают на то, что одно из реагирующих веществ взято в избытке.  если это имеет место, надо провести расчет по уравнению реакции и обнаружить это вещество,  решать задачу, используя в расчетах тот  реагент, который израсходуется полностью .

Избыток или недостаток?

Запомните:

  • Приступая к решению задачи, надо обратить внимание на наличие «лишних» данных в ее условии: они указывают на то, что одно из реагирующих веществ взято в избытке.
  • если это имеет место, надо провести расчет по уравнению реакции и обнаружить это вещество,
  • решать задачу, используя в расчетах тот

реагент, который израсходуется полностью .

Домашнее задание : пр. 16 решить задачи 2,3 стр. 56

Домашнее задание : пр. 16 решить задачи 2,3 стр. 56