МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов (протокол от 29. 08. 2024 г. №1) | СОГЛАСОВАНО | Зам. директора по УВР __________Лемешко А.В. 30. 08. 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНА Приказ МОУ «СШ №8» от 30.08.2024 г. № 433/01-15 |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы социальной жизни»
для обучающегося 5 класса
(в соответствии с ФАОП ООО, утвержденная Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 для обучающихся с УО)
(вариант 1)
Составитель:
Замирская Валентина Ивановна
джанкой, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса для детей с ОВЗ составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 ( с дополнениями и изменениями), на основании Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (приказ Минпросвещения от 22.11.2022 №1026), методических рекомендаций к письму Министерства образования науки и молодежи Республики Крым от 29.02.2024 №1311/01-14
В соответствии с пунктом 6 статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, на основании коллегиального заключения ТПМПК г. Джанкоя от 30.05.2024 №78, протокола заключения врачебной комиссии ГБУЗ РК «ДЦРБ» 30.08.2024 №142, заявления родителей обучающегося 5 класса.
На изучение предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Характеристика обучающегося
Обучающийся с УО испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для обучающегося с УО являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной само регуляции. Достаточно часто у обучающегося отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающемуся с умственной отсталостью, которая характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучающийся владеет учебным материалом на низком уровне. Фронтального обучения явно недостаточно. Необходимо выполнение большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт таким обучающийся не может. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области «Человек».
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни»:
развитие и совершенствование социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Задачи:
овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Личностные результаты
1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности.
3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки. 6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметные результаты
Минимальный уровень |
Умеют Знают |
Транспорт |
Оплачивать проезд, приобретать билеты | Правила пользования автобусами и электричками пригородного сообщения |
Личная гигиена и здоровье |
Ухаживать за телом, руками и ногами. Выполнять утреннюю гимнастику, принимать водные процедуры | Основные правила ухода за телом, руками и ногами. Основные способы закаливания, комплекс утренней гимнастики |
Одежда и обувь |
Выполнять повседневный уход за одеждой: чистку, ручную и машинную стирку под контролем взрослых | Правила ручной и машинной стирки и приемы повседневного ухода за одеждой |
Питание |
Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь готовить их для хранения. Размораживать мясо при помощи микроволновки | Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп |
Жилище |
Производить элементарный уход за комнатными растениями, кухонной посудой и утварью, мебелью и бельем | Виды комнатных растений, элементарные способы ухода за ними. Виды кухонной утвари и правила ухода за ней. Предметы для сервировки стола. Кухонную мебель, название и назначение |
Семья |
Выполнять свои обязанности в семье | Близких родственников, свои обязанности в семье |
Охрана здоровья |
Измерять температуру тела, обрабатывать раны, порезы и ссадины. | Виды медицинской помощи, способы измерения температуры тела, способы обработки ран, порезов и ссадин. Средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний |
Средства связи |
Отправлять письма различного вида | Основные средства связи, виды почтовых отправлений и виды писем |
Достаточный уровень |
Транспорт |
Ориентироваться в расписании, оплачивать проезд, приобретать билеты | Основные средства пригородного сообщения, стоимость проезда до ближайших населенных пунктов |
Личная гигиена и здоровье |
Ухаживать за телом, руками и ногами, подбирать косметические средства. Выбирать способы закаливания и выполнять их | Основные косметические средства для ухода за телом, рукам и ногами и правила их использования. Основные способы закаливания, их выбор и правила выполнения |
Одежда и обувь |
Выбирать вид ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке и выполнять их | Значение опрятного вида человека, правила и приемы ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке |
Питание |
Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь выбирать место для их храненияПроизводить глубокую заморозку мяса и способы его размораживания | Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения. Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп |
Жилище |
Ухаживать за комнатными растениями, соблюдать правила гигиены и хранить кухонное белье, посуду и утварь. Подбирать предметы для сервировки стола в зависимости от меню | Виды комнатных растений. Особенности ухода, правила полива, подкормки, выбора горшков и кашпо для комнатных растений. Правила гигиены и хранения кухонного белья, посуды, утвари и мебели. Кухонную и столовую посуду |
Семья |
Распределять обязанности в семье, помогать младшим и выполнять свои обязанности | Взаимоотношения между родственниками, распределение обязанностей в семье |
Охрана здоровья |
Обрабатывать раны, порезы и ссадины, применять профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний | Виды доврачебной и врачебной помощи, способы измерения температуры тела, обработки ран, порезов и ссадин. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний |
Средства связи |
Составлять и отправлять письма различного вида | Основные средства связи, их назначение и особенности использования. Виды почтовых отправлений, порядок составления и отправления писем различного вида |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка « 5»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
Допускает ряд ошибок в речи.
Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
Нуждается в постоянной помощи учителя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Транспорт |
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание |
Личная гигиена и здоровье |
Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. |
Охрана здоровья |
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. |
Средства связи |
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки. |
Жилище |
Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная мебель: названия, назначение. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Транспорт | 3 |
2 | Личная гигиена и здоровье | 6 |
3 | Одежда и обувь | 3 |
4 | Питание. Жилище | 15 |
5 | Охрана здоровья. Семья. Средства связи | 4 |
Итого: | | 34 |
1