СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АРП "Основы социальной жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Основы социальной жизни" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«АРП "Основы социальной жизни"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»


РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов

(протокол от 29. 08. 2024 г. №1)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________Лемешко А.В.

30. 08. 2024 г.



УТВЕРЖДЕНА

Приказ МОУ «СШ №8»

от 30.08.2024 г. № 433/01-15





АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Основы социальной жизни»

для обучающегося 5 класса

(в соответствии с ФАОП ООО, утвержденная   Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 для обучающихся с УО)

(вариант 1)








Составитель:

Замирская Валентина Ивановна















джанкой, 2024


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса для детей с ОВЗ составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 ( с дополнениями и изменениями), на основании Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (приказ Минпросвещения от 22.11.2022 №1026), методических рекомендаций к письму Министерства образования науки и молодежи Республики Крым от 29.02.2024 №1311/01-14

В соответствии с пунктом 6 статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, на основании коллегиального заключения ТПМПК г. Джанкоя от 30.05.2024 №78, протокола заключения врачебной комиссии ГБУЗ РК «ДЦРБ» 30.08.2024 №142, заявления родителей обучающегося 5 класса.

На изучение предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Характеристика обучающегося

Обучающийся с УО испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для обучающегося с УО являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной само регуляции. Достаточно часто у обучающегося отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающемуся с умственной отсталостью, которая характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.

Обучающийся владеет учебным материалом на низком уровне. Фронтального обучения явно недостаточно. Необходимо выполнение большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт таким обучающийся не может. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания.

Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области «Человек».

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни»:

  • развитие и совершенствование социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.

Задачи:

  • овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;

  • развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;

  • развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;

  • формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;

  • формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Личностные результаты

1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности.

3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки. 6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).





Предметные результаты

Минимальный уровень

Умеют Знают

Транспорт

Оплачивать проезд, приобретать билеты

Правила пользования автобусами и электричками пригородного сообщения

Личная гигиена и здоровье

Ухаживать за телом, руками и ногами. Выполнять утреннюю гимнастику, принимать водные процедуры

Основные правила ухода за телом, руками и ногами. Основные способы закаливания, комплекс утренней гимнастики

Одежда и обувь

Выполнять повседневный уход за одеждой: чистку, ручную и машинную стирку под контролем взрослых

Правила ручной и машинной стирки и приемы повседневного ухода за одеждой

Питание

Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь готовить их для хранения. Размораживать мясо при помощи микроволновки

Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения

Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп

Жилище

Производить элементарный уход за комнатными растениями, кухонной посудой и утварью, мебелью и бельем

Виды комнатных растений, элементарные способы ухода за ними. Виды кухонной утвари и правила ухода за ней. Предметы для сервировки стола. Кухонную мебель, название и назначение

Семья

Выполнять свои обязанности в семье

Близких родственников, свои обязанности в семье

Охрана здоровья

Измерять температуру тела, обрабатывать раны, порезы и ссадины.

Виды медицинской помощи, способы измерения температуры тела, способы обработки ран, порезов и ссадин. Средства для

предупреждения вирусных и простудных заболеваний

Средства связи

Отправлять письма различного вида

Основные средства связи, виды почтовых отправлений и виды писем

Достаточный уровень

Транспорт

Ориентироваться в расписании, оплачивать проезд, приобретать билеты

Основные средства пригородного сообщения, стоимость проезда до ближайших населенных пунктов

Личная гигиена и здоровье

Ухаживать за телом, руками и ногами, подбирать косметические средства. Выбирать способы закаливания и выполнять их

Основные косметические средства для ухода за телом, рукам и ногами и правила их использования.

Основные способы закаливания, их выбор и правила выполнения

Одежда и обувь

Выбирать вид ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке и выполнять их

Значение опрятного вида человека, правила и приемы ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке

Питание

Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь выбирать место для их храненияПроизводить глубокую заморозку мяса и способы его размораживания

Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения. Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп

Жилище

Ухаживать за комнатными растениями, соблюдать правила гигиены и хранить кухонное белье, посуду и утварь. Подбирать предметы для сервировки стола в зависимости от меню

Виды комнатных растений. Особенности ухода, правила полива, подкормки, выбора горшков и кашпо для комнатных растений. Правила гигиены и хранения кухонного белья, посуды, утвари и мебели. Кухонную и столовую посуду

Семья

Распределять обязанности в семье, помогать младшим и выполнять свои обязанности

Взаимоотношения между родственниками, распределение обязанностей в семье

Охрана здоровья

Обрабатывать раны, порезы и ссадины, применять профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний

Виды доврачебной и врачебной помощи, способы измерения температуры тела, обработки ран, порезов и ссадин. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний

Средства связи

Составлять и отправлять письма различного вида

Основные средства связи, их назначение и особенности использования. Виды почтовых отправлений, порядок составления и отправления писем различного вида



КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка « 5»
  • Обнаруживает понимание материала

  • Самостоятельно формулирует ответы

  • Умеет привести примеры

  • Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Оценка « 4»
  • Обнаруживает понимание материала

  • Самостоятельно формулирует ответы

  • Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).

  • Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).

Оценка « 3»
  • Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.

  • Излагает материал недостаточно полно и последовательно.

  • Допускает ряд ошибок в речи.

  • Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.

  • Нуждается в постоянной помощи учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Транспорт

Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание

Личная гигиена и здоровье

Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.

Охрана здоровья

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.

Средства связи

Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.

Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.

Жилище

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.

Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.

Кухонная мебель: названия, назначение.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Транспорт

3

2

Личная гигиена и здоровье

6

3

Одежда и обувь

3

4

Питание. Жилище

15

5

Охрана здоровья. Семья. Средства связи

4

Итого:


34


1