СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Арт- терапия в работе с детьми с РАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Всероссийская научно – практической конференция «Подготовка будущих педагогов к реализации системы диагностики проявления социальной активности младших школьников» в рамках Программы «Орлята России» на базе ФГБОУ БО «Азовский Государственный педагогический университет в секции «Коррекционно- развивающее сопровождение социальной активности младших школьников с ограниченными возможностями» доклад на тему «Арт- терапия в работе с детьми с РАС»

Просмотр содержимого документа
««Арт- терапия в работе с детьми с РАС»»

Корж О.А.

Советник директора по воспитанию

(ГБУ ОО ЗО «Мелитопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат «Гармония»)



Арт - терапия в работе с детьми с РАС



Эта тема для меня очень актуальна. Начав работать в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате советником директора по воспитанию, проводя занятия с обучающимися по внеурочной деятельности по развитию социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», столкнулась с рядом проблем. Как способствовать развитию детей? Как правильно взаимодействовать с детьми с РАС, вовлекая их во внеурочную деятельность.

Сначала давайте разберем, что такое аутизм.

Аутизм как самостоятельное понятие существует только на бытовом уровне. Этот диагноз изучен плохо, поэтому его не ставят. Вместо него в заключениях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) можно встретить РАС - расстройство аутистического спектра.

Аутизм (расстройство аутического спектра, РАС) - это группа расстройств нервной системы, для которых характерны трудности с общением и социальным взаимодействием.

Внутри любого ребёнка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС умеют злиться, плакать, переживать и сострадать. Отличие в том, что они этого не показывают, поэтому могут казаться равнодушными.

Дети с РАС смотрят как бы сквозь человека, в том числе и как будто сквозь глаза. Они просто не концентрируют внимание.

Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир» наизусть.

На самом деле: частота одарённости среди людей с аутизмом примерно такая же, как у остальных.

Проявления аутизма называют расстройствами аутистического спектра, потому что есть признаки, одинаковые для всех, но они могут проявляться в разной степени. Это и есть спектр - разнообразие в однообразии.

В коррекционно - развивающем сопровождении социальной активности младших школьников с РАС я использую метод «Арт - терапия».

Арт - терапия при аутизме - один из весьма эффективных методов взаимодействия с аутичными детьми. При ее использовании развиваются коммуникативные навыки у ребенка, страдающего аутизмом. Использование арт-терапии позволяет понять внутренний мир таких детей, понять, что происходит у них в голове, о чем они думают. Рисование, аппликация, лепка способствуют снижению эмоционального напряжения и создают ощущения большего комфорта у ребенка - аутиста. Это в свою очередь приводит к повышению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Благодаря этому снижается тревожность, и ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта с педагогом. При помощи арт - терапии ребенок, страдающий аутизмом, может рассказать нам о своих переживаниях, о том, что его интересует и волнует, о своих страхах. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики такого особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение.

Главные задачи арт - терапии включают:

1. Дать ребенку социально приемлемый выход, выплеск агрессии и иным негативным чувствам.

2. В качестве вспомогательного способа облегчить лечение (психотерапию).

3. Получить наглядный материал для психодиагностики пациента.

4. Проработать подавленные чувства и мысли.

5. Установить контакт.

6. Помочь развить самоконтроль.

7. Научить концентрировать внимание на чувствах и ощущениях.

8. Развить в ребенке творческие способности и дать возможность повысить самооценку.

Арт - терапию используют при трудностях эмоционального развития, стрессах, депрессиях, эмоциональной неустойчивости, импульсивности эмоциональных реакций, чувстве одиночества, межличностных конфликтах, повышенной тревожности, страхах, фобиях и прочее.

Приемы работы, которые помогут добиться положительных результатов

1. Для снятия тревожности ученик должен быть ознакомлен со своим расписанием и быть заранее предупрежден в случае его малейшего изменения. Очень хорошо дети реагируют на наличие хотя бы схематичного плана.

2. Ребенок должен чувствовать себя успешным, и поэтому необходимо его хвалить. Кроме того, он должен иметь возможность исправить свою ошибку,

3. Если учащемуся с РАС необходимо вставать и двигаться несколько раз за занятие, то можно предусмотреть короткие физкультминутки для всех детей или не обращать внимания на его движения, в том числе стереотипные.

4. Учителю будет полезно договориться о каких - либо жестах или звуковых сигналах, напоминающих ребенку о правилах поведения на уроке, или использовать несколько карточек, регламентирующих поведение.

5. Если же у ребенка наступила сенсорная перегрузка, то нужно дать ему возможность уединиться, или побыть в тишине, или в полумраке.

Основные принципы арт-терапии

Для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные:

1. снятие оценочности - погружение ребенка в творческое состояние при помощи рисования, аппликации, лепки;

2. взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере;

3. снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).

Как осуществляется арт-терапия при аутизме?

Групповые формы занятий арт - терапией позволяют развивать коммуникационные навыки ребенка с другими детьми. Обычно занятия проходят в непринуждённой атмосфере творчества. Такие занятия для ребенка, страдающего аутизмом, возможны только при условии, что степень его аутистического расстройства позволяет ему в них участвовать. Эти методики направлены, в первую очередь, на развитие воображение, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, снятия напряжения. Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт - терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии.

Какова эффективность арт - терапии при аутизме?

В результате применения комплекса методик арт - терапии наблюдаются позитивные изменения. В частности: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так и с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.

У таких детей нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если они не разговаривают. Поэтому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.

Серьезной проблемой воспитания и обучения аутистов является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых. 

Аутичному ребенку трудно осваивать любой новый вид деятельности, но он

всегда стремится выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы нужно

подбирать такие задания, с которыми он обязательно справится.

Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые ему предложили, то не надо навязывать их насильно.

Работая с такими детьми, педагоги должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.

Работа с аутичными детьми - это искусство чувствовать и реагировать.

Обучающихся с ОВЗ разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, речи, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента.

У всех наших детей отмечается низкий уровень знаний, низкая и неустойчивая работоспособность, медленный темп деятельности, по - этому особое внимание уделяется выполнению практических заданий. Многие дети не умеют разговаривать, но с удовольствием изготовляли тематические аппликации, раскраски - поделки. Изготовление поделок пришлось по душе всем детям, они всегда искренни радуются итогу своей работы.

Ссылка на фотогалерею творчества наших детей: https://photos.app.goo.gl/uiSFdgj5eare1WUC7

Литература

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-obuchat-detei-s-autizmom?ysclid=lwa8wunvi1537574177

http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-pedagoga-s-rebenkom-s-ovz-v-obscherazvivayuschei-grupe.html

https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2017_n4/bereslavskaya?ysclid=lwa9hnno5z469204073

https://vk.com/doc26826474_628182917?hash=JbBOFP85szPb7V3StGtBKccSiYp6ac1F4GVuiHyIzfT&dl=4spQvlzKrV6IKpw5iZKgdvV8GaZxqzOsjMg6fEJSetg



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!