СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия как средство развития воображения у детей с ОВЗ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Творчество – разнообразно по своей природе, оно даёт возможность ребёнку из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта можно выделить следующие виды арт-терапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.     Остановимся подробно на рассмотрении отдельных видов арт-терапии.

 

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия как средство развития воображения у детей с ОВЗ»

Арт-терапия как средство развития воображения у детей с ОВЗ



Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввёл в употребление Адриан Хилл (1938). Это специализированная форма психотерапии, основанная в первую очередь на изобразительном искусстве и творческой деятельности [6].

На сегодняшний день существует несколько направлений в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе. Это психофизиологическое направление (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое связано с воздействием на эмоционально-волевую сферу, психологическое, социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве).

Творчество – разнообразно по своей природе, оно даёт возможность ребёнку из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта можно выделить следующие виды арт-терапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Остановимся подробно на рассмотрении отдельных видов арт-терапии.

Дети всегда с восторгом воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по своей мощности не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [6].

Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции получила широкое распространение. Сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть его вниманием, погрузив в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Сказкотерапия как метод психологической коррекции может избавить от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период, а также способствовать развитию творческих способностей у ребёнка, формированию более широкого взгляда на жизнь. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории ребёнка, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Возможности сказкотерапии:

  1. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

  2. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.

  3. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов даёт возможность ребёнку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

  4. Использование сказки как притчи-нравоучения.

  5. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребёнком,в процессе которого ребёнку предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась.

Игротерапия эффективна как помощь при коррекции агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей: снижения страхов; стресса, тревожности детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими и т.д. [6].

Игра представляет собой деятельность, в которой ребёнок может свободно выражать себя, освободиться от напряжений и фрустраций повседневной жизни. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий межличностных отношений.

Большое внимание в игротерапии уделяется неструктурированным играм. К ним относятся: двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).

Занятия с неструктурированным материалом, особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребёнка ещё не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.

Дальнейшая динамика смены игр в процессе игротерапии подводит ребёнка к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребёнка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально приемлемыми способами.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Изобразительная деятельность детей как широкая область познания глубины внутреннего мира ребёнка всегда привлекала исследователей.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, ребёнок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Применение арттерапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжёлых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.

А.А.Осипова отмечает: «В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арттерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать её общим творческим процессом и его продуктом» [6, с. 167].

Для  успешной изобразительной деятельности у детей с детским церебральным параличом требуется не только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков. Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умение управлять рукой, подчинять её зрительному контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию [4].

Эмоциональное отношение ребёнка к цвету создает дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание ребёнком окружающего происходит значительно быстрее, чем формирование словарного запаса и ассоциаций, а рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме, выразить то, что ему уже известно, то, что он переживает, хотя и не может выразить в словесной форме.

Арт-терапевтические методы применяются как самостоятельно, так и в сочетаниях.

Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной. Сочетание заданий с четко поставленной целью и наоборот направленных только на процесс дают хороший результат при работе с детьми с ОВЗ.

Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для них рисование – это своеобразная игра, этот вид деятельности увлекает и радует детей. Но дети с ограниченными возможностями здоровья рисуют только то, что умеют. Обычно это заученные изображения (овощи, фрукты, дерево, цветы, дороги, дождь, снег и т.п.), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями.

К детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный подход. Они по-разному ведут себя в процессе рисования, осваивают целенаправленные движения карандашом или кистью: некоторым хватает общего показа, и они практически сразу повторяют и получают результат; другие не могут этого сделать сразу, соотнести зрительно воспринятое и движение кисти руки, им недостаточно одного показа, необходимо, дать ребёнку возможность прочувствовать движение. Для этого после общего показа учитель показывает это движение каждому отдельно, направив руку ребёнка.

Есть категория детей, которой движения даются особенно трудно. Им нужен не только зрительный показ, но и многочисленное закрепление с их рукой, так как имеется рассогласованность восприятия глаз и рука этих детей «не запоминают» движение и при следующем повторе ничего не получается. В этих случаях нужна более длительная помощь, пока не наступит стабильность, и движение не будет вызывать больших трудностей. Ведущая роль в создании рисунка, поделки, аппликации принадлежит восприятию, от которого зависит качество изображения.

Для психологического анализа интересными являются законы стадиального развития изобразительной деятельности, которые открыл Г. Кершенштенер, производивший опыты [2].

Первая стадия – «доэстетическая» – марание, каракули, «игра» карандашом на бумаге. Ребёнок здесь находит удовлетворение в том, что составляет основу радости всякого творчества – из белого листа, и не сложных движений карандаша, ребёнок получает некий продукт. Это «графическая игра», ритм, имитация себя. Этапы первой стадии: подражание, разглядывание, рисование, повторение, орнамент, появление изображения.

Вторая стадия – примитивные изображения, овладение формой (неровные круги, углы, отрезки). Приведённые формы с каждым разом, по мере рисования – становятся для ребёнка проводником мыслей, чувств, занимают своё место в системе выразительных движений [2]. На данной стадии рисунок особенно символичен. Отличительной характеристикой этой ступени является рисование ребёнка по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что кажется ему наиболее важным. Рисунок получается несообразным, неправдоподобным. На этой же ступени мы можем встретить и «рентгеновский» рисунок (например, просвечивание тела через одежду).

На третьей стадии ребёнок начинает чувствовать линию и формы. Появляется стремление перечислить признаки отдельных предметов, отобразить взаимосвязь отдельных частей. Пока мы ещё можем наблюдать смесь формального и схематичного изображения, но уже есть попытки отобразить в рисунке действительность. Главные темы рисунков – дома, животные, люди. Все имеет свою динамику, достаточно узнаваемо, это возможно благодаря наличию деталей и лаконичных средств выразительности. Эта стадия достаточно продолжительна, она проходит путь развития, начиная от простых схем до рисунка с более значимым содержанием.

Четвёртая стадия – «реалистическая» стадия правдоподобных изображений. Схемы постепенно изживают себя, и попытки воспроизвести действительный мир предметов становятся всё реже. Наблюдается переход к пластическому изображению. Отдельные части предмета изображаются объёмно, характерно распределение света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.

Можно сделать вывод, что рисование по наблюдению, реальное изображение предмета, которое является основой для всех остальных видов изобразительного искусства, является наивысшей и последней стадией в развитии детского рисунка. Профессор А.В. Бакушинский, который занимался изучением детского рисунка, попытался дать объяснение этому явлению. Первый период в развитии ребёнка, согласно этому объяснению, выдвигает на первый план в восприятии двигательно-осязательную форму и тот же способ ориентировки в окружающем мире [3].

В образах, создаваемых детьми с особыми образовательными потребностями, ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умственной деятельностью. Да и сам процесс изображения можно охарактеризовать следующим образом: ребёнок не сразу приступает к работе, может продолжительное время присматриваться, как бы настраиваясь, в процессе рисования часто исправляет нарисованное. Эмоциональность, интенсивность в работе может сочетаться с остановками и отвлекаемостью. Испытав очередное затруднение, он решительно может бросить рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.

На наш взгляд, именно изотерапия способствует развитию воображения детей, особенно детей с ОВЗ.

Развивать воображение нужно обязательно в деятельности, которая основана на фантазии, благодаря именно ей можно достигнуть желаемого результата. Рисунок-рассказ помогает воображению приобрести направленный характер, и оно уже не является подсознательной деятельностью [1].

Своеобразным мостиком к художественному развитию ребёнка служит рисование на заданную тематику. Именно эта деятельность позволяет ребёнку «творить», создавая уникальные миры детских ощущений на бумаге. В процессе рисования им приходится думать, рассуждать, осмысливать свои идеи и чувства соотносить их с уже осознанными предметами из реальной жизни. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует любому возрасту учащихся, но плохо воспринимается детьми с ОВЗ.

На первоначальном этапе в качестве сюжета для этой категории детей могут быть предложены любимые сказки. Это благодатная почва для творчества, интересна учащимся и даёт возможность приобщиться к истокам человеческой культуры. Эта тематика позволяет беспрепятственно играть воображением. Посуда может оживать, облака могут быть самой невероятной причудливой формы, а могут ассоциироваться с конкретными предметами или животными: птицами, летающей тарелкой, морским коньком и т.д.

Наряду с рисованием на заданную тематику, для развития воображения также используется и декоративное рисование. Данный вид творчества помогает воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение. Оно способствует улучшение восприятия цветовых характеристик и мироощущения в целом, а также позволяет активизировать учащихся в поисках и составлении новых элементов, орнаментов, колористических композиций. При работе с данной категорией детей предпочтительнее условно-декоративное рисованию, это связано с затруднениями передачи детьми отдельных категорий ОВЗ пространства и объёма. Каждый рисунок это произведение искусства в миниатюре, имеет свою уникальность и абсолютную неповторимость, а также является носителем глубинной психологической информации.

Рисование любимый, доминирующий вид детского творчества при минимальных затратах и лёгкой доступности является очень эффективным средством развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок в силу своих особенностей стремится создать образ через осмысление, в большей степени ощущение окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, восприимчив к неречевым (динамическим) проявлениям чувств (экстрасенсорное эмоциональное восприятие) и некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через искусство, а конкретно – посредством рисования.

В результате постоянной работы учителя, развитие воображения происходит по следующим направлениям:

  1. Сначала образ воображения более абстрактен, не точен, далее он становится более понятным и более определённым, с опорой на конкретные предметы или образы.

  2. По началу, в образе имеются всего несколько признаков, а ко 2-3 классу их становится больше.

  3. Образы начинают перерабатываться под влиянием накопленных представлений, ко 2 классу образы приобретают обобщённый характер.

  4. Вначале предмет служит опорой для образа воображения, в дальнейшем опорой становится слово и оно помогает ребёнку создавать мысленно новый образ [5].

Для того чтобы не препятствовать творческой активности ребёнка, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. По возможности обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве. Стараться не давать ему прямых инструкций, помогать действовать независимо.

  2. На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.

  3. Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  4. Стараться не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

  5. Предлагать детям возникшие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

Взрослый должен оказывать помощь, но не «руководить» ребёнком, не регламентировать его творческую деятельность [5].

В процессе изобразительной деятельности необходимо учитывать основные принципы развития творческого воображения:

  1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, необходимо сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

  2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

  3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.

  4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия.

  5. Следует учить ребёнка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

  6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка [7].

Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребёнку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребёнок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребёнку выйти из состояния зажатости. Это чувство синтезирует отдельные элементы действительности и собирает их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением.

На наш взгляд, именно применение различных арт-терапевтических методов, основанных на изобразительной деятельности, является эффективным средством для развития воображения у учащихся с ОВЗ. Разнообразие методов вызывает не только интерес у детей данной категории, но и мотивирует их к творческому поиску, способствует проявлению их творческой активности. Дети в процессе рисования способны вести диалог в форме игры с интересующими их образами, а иногда они просто молча, без внешних эмоциональных проявлений могут заниматься понравившимся делом.

Искусству по праву принадлежит главенствующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно способно выступать в качестве своеобразного стимулятора развития таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение, которое и является предметом нашего подробного изучения и позволяет переживать ребёнку чувства прекрасного [8].

Таким образом, используя богатство эмоциональных состояний ребёнка, можно развивать его воображение и, наоборот целенаправленно организуя его фантазию можно успешно формировать его культуру чувств. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребёнка в активную деятельность, нет контакта с окружающими. Дети данной категории не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придаёт ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.

  3. Даёт возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт - терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

  4. Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом [6].

На наш взгляд, именно изотерапия, как один из видов артр-терапии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, играет весьма важную роль в их развитии в целом, и прежде всего в развитии воображения. Процесс создания изображения помогает детям приобретать различные знания; в ходе него уточняются и углубляются представления об окружающем мире; в процессе работы происходит осмысливание качества предметов, запоминание их характеристик, конкретизация деталей. Всё это помогает детям овладевать изобразительными навыками, находить им осознанное применение.

Занятия с применением различных видов арт-терапии способствуют развитию коммуникации детей между собой и с взрослыми; кроме того дают терапевтический эффект, отвлекая от грустных, печальных событий; снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, так необходимое детям

на сегодняшний день.



Литература:



Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Академия, 2003.

  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М.:1965. С.433-457.

  3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. – СПб.: Сфера, 2000.

  5. Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. – 2007. – №1. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal

  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: СФЕРА, 2002 .

  7. Труханова Ю.А. Формирование творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 3 (5). 

  8. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. – М.: Академия, 2007.