СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Кузнецова Е.А. 

 «Все артикуляционные упражнения»

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Загони мяч в ворота.

Дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы сложены трубочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями). Трубочка-улыбочка.

 Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек. Движение повторить 5-10 раз. Накажем непослушный язычок.

 Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени. Блинчик.

 Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза. Качели.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Почистим зубки.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек. Горка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. Накажем непослушный язычок.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени. Блинчик.

 Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза. Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Маляр.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений. Грибок.

Рот открыт. Губя в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу, затем присосать его к небу и удерживать в таком положении 5-10 сек. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык. Закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.  Вкусное варенье.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений. Чашечка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут и ему придана форма ковша: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза. Фокус.

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л» Накажем непослушный язычок.

 Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени. Блинчик.

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.  Блинчик-иголка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем напрячь и выдвинув вперед, придать языку заостренную форму жала. Удерживать язык в таком положении5 сек, после чего вновь расслабить и положить на нижнюю губу. Попеременно выполнять упражнения «лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза. Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Лошадка.  Индюк.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р» Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;  2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Почистим зубки.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит  верхние  резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек. Маляр.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений. Вкусное варенье.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений. Лошадка.  Индюк.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек. Фокус.

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз. Барабан.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо на одном дыхании произнося звуки «д-д-д». Сначала произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Выполнить упражнение 3-5 раз. Артикуляционная гимнастика для постановки заднеязычных звуков. 1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево. 2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить И-У, И-О (с голосом). 3. Для языка:  Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;  2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Почистим зубки.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек. Горка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз. 4. Для мягкого неба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

 

Просмотр содержимого документа
«артикуляционная гимнастика»

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Л]

Кончик языка поднимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение). 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3.​ «Иголочка» Язычок наш как иголка, Отойди, уколет колко! Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше. 4. «Змейка» Показала змейка жало, Убрала и хвост поджала… Жало вынула опять, Хочет всех вас испугать! Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. 5.​ «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. 6.​ «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 7.​ «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад. 8.​ «Щётка» Щёткой кухню подмету, Наведу там чистоту, Вправо, влево щетинки, Не оставлю ни соринки! Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта. 9.​ «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась. 10.​ «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Р]

Кончик языка поднят к верхним зубам. Он напряжён, но неплотно прилегает к верхним зубам и вибрирует в проходящей воздушной струе. 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3.​ «Иголочка» Язычок наш как иголка, Отойди, уколет колко! Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше. 4.​ «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. 5.​ «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 6.​ «Язык перешагивает через зубы» А потом пошёл гулять, По ступенечкам шагать. Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 7.​ «Чьи зубы чище?» Чистим зубы, чистим зубы И снаружи и внутри Не болели чтоб они. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 8.​ «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад. 9.​ «Щётка» Щёткой кухню подмету, Наведу там чистоту, Вправо, влево щетинки, Не оставлю ни соринки! Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта. 10. «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась. 10.​ «Лодочка» Лодочку могу свернуть И на ней отправлюсь в путь, Как ни высока волна, Лодке не страшна она! Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать. 11.​ «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. 12.​ «Болтушка», «Индюк» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась. 13.​ Пощёлкать кончиком языка А потом попляшет. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается. 14.​ «Лошадка» Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке. 15.​ «Грибок» Лошадка шла, шла И грибок нашла. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы. 16.​ «Гармошка» На гармошке он сыграет, И песенку споёт… Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал. 17.​ «Автомат» Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка многократно и отчётливо произносить звук Т-Т-Т сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. 18.​ «Барабан» То же самое при произношении звука Д-Д-Д.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции свистящих звуков [С], [З], [Ц]

При произнесении свистящих звуков губы слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3. «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 4.​ «Горка» Выше горка поднимись, Мы помчимся с горки вниз! Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы. 5.​ «Дудочка» Дудочка, дуди сильней, Созовём мы всех друзей! Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку». 6.​ «Колесо» Покатилось колесо, Отвалилось, вот и всё… Колесо, вернись назад! Пожалей мой самокат! Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперёд – назад в форме валика. 7.​ «Язык перешагивает через зубы» А потом пошёл гулять, По ступенечкам шагать. Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. б )Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 8.​ «Чьи зубы чище?» Чистим зубы, чистим зубы И снаружи и внутри Не болели чтоб они. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 9.​ Упражнение в произнесении звука [И ] В игровой форме (например, петь мелодию на звук [И ]) отрабатывается произнесение звука. 10.​ «Заборчик» Язычок поспешил к себе во двор, Чтобы починить забор. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков [Ш],[ Ж],[ Ч],[ Щ]

При произношении шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ним щель. 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3.​ «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. 4.​ «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 5.​ «Дудочка» Дудочка, дуди сильней, Созовём мы всех друзей! Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку». 6.​ «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад. 7.​ «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась. 8.​ « Лодочка» Лодочку могу свернуть И на ней отправлюсь в путь, Как ни высока волна, Лодке не страшна она! Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать. 9.​ «Язык перешагивает через зубы» А потом пошёл гулять, По ступенечкам шагать. Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 10.​ «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. 11.​ «Болтушка», «Индюк» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась. 12.​ Пощёлкать кончиком языка А потом попляшет. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается. 13.​ «Лошадка» Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке. 14.​ «Грибок» Лошадка шла, шла И грибок нашла. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы. 15.​ «Гармошка» На гармошке он сыграет, И песенку споёт… Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!