Артикуляционная гимнастика
Для родителей
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Язык в ротике живет
Никогда не устает,
Чтоб он ловким был умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай,
Перед зеркалом шутя!
В зоопарк пойдем сейчас
Покажем всех,кто встретит нас.
«Бегемотик» Цель: развивает подвижность нижней челюсти.
Широко разинув рот,
Кушать просит бегемот.
Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание: открыть рот, как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять»,потом закрыть рот.
Выполнять упражнение 5-7 раз.
«Улыбка – Лягушка»
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Улыбнулась нам подружка
Большеротая лягушка
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам
Вы сейчас тяните губки –я увижу ваши зубки
Мы потянем – перестанем
И не сколько не устанем.
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.
Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Хоботок» Цель: развивать подвижность губ.
Идет навстречу добрый слон
Длинный хобот тянет он,
Я – водичку набираю (вдох)
И ребяток поливаю! (выдох)
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Превращение» Цель: вырабатывать подвижность губ.
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
как под душем ту лягушку
Поливал из шланга он.
Описание: На «раз»-губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком.
На счет «два» - губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении.
Выполнять 5-7 раз.
«Язычок загорает» Цель: развивает умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расстелил половичок У водички Язычок. На нем лежит и отдыхает И слегка позагорает. Давай покажем, как Язычок загорал.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 5-10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Змейка» Цель: развивать боковые мышцы языка
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Описание: рот открыт, язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения произносятся в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз.
«Расческа»
С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска А зовут меня … (расчёска).
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
«Вкусное варенье»
Так проходит час другой Язычку пора домой.
Пришел Язычок и решил чай с варением попить.
Очень любит Язычок вкусное варение,
Приготовил он друзьям это угощение.
Варение приятное, вкусное ароматное.
Язычок подними, варенье с губки оближи.
Описание : улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
«Чашка»
Вкусное варение поели Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
Описание : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
«Парус» Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Лодочка под парусом по реке плывет
На прогулку лодочка Язычок зовет.
Описание: улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
Выполнять 2-3 раза.
«Индюк»
Я – индюк
«балды - балда». Разбегайтесь кто куда.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была
«Качели»
Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка, отрабатывать координацию движений языка (вверх, вниз).
На качелях оказался, вверх взлетел
И вниз спускался
Весело качаться
на качелях!!!!
Описание: улыбнуться ,рот широко открыт.
На счет «раз»-опустить кончик языка
за нижние зубы,
«два» - поднять язык за верхние зубы.
Выполнить 4-6 раз.
Каждый ребёнок всем на диво- Должен говорить красиво И тогда язык родной Должен понимать его любой!