Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.
«ПТЕНЧИКИ» | Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. |
«ЛОПАТОЧКА» | Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. |
«ЧАШЕЧКА» | Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. |
«ИГОЛКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» | Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед. |
«ГОРКА» «КИСКА СЕРДИТСЯ» | Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. |
«ТРУБОЧКА» | Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. |
«ГИБОК» | Рот открыт. Язык присосать к небу. |
Динамические упражнения для языка. |
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК» | Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. |
«ЗМЕЙКА» | Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. |
«КАЧЕЛИ» | Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. |
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ» | Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. |
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» | Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. |
«КАТУШКА» | Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. |
«ЛОШАДКА» | Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. |
«ГАРМОШКА» | Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. |
«МАЛЯР» | Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. |
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» | Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. |
«ОБЛИЖЕМГУБКИ» | Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |