СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика

Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла.

  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

  • Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.





Статические упражнения для языка.

«ПТЕНЧИКИ»


Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА»


Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА»

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛКА»,

«СТРЕЛОЧКА»,

«ЖАЛО»

Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА»

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГИБОК»

Рот открыт. Язык присосать к небу.



Динамические упражнения для языка.

«ЧАСИКИ»,

«МАЯТНИК»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ»,

«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ»

Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ»

Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА»

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА»

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМГУБКИ»

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.





Упражнения для губ.

«УЛЫБКА»

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК»

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА»

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК»

Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК »,

«РУПОР»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «Заборчик»-«Бублик»; «Улыбка»-«Хоботок».

«КРОЛИК»

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.