СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика»


Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

«Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков»


Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

Не следует выполнять гимнастику сразу же после еды.


2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно!


3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 


Организация проведения артикуляционной гимнастики.


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 

5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 


Упражнения для губ.


1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

3. Лягушка (Заборчик).
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.

6. Кролик. 
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 


Упражнения для развития подвижности губ.


1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук)
- Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 

5. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 

6. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 

7. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать

круг (квадрат),

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 


Упражнения для губ и щек.


1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Толстячок.
-Надувание обеих щек одновременно. 
-Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)


3. Худышка.
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.



Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком.



«Лягушка»


Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.


Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.


«Хоботок»


Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.


Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.




«Лягушка-хоботок»



На счёт «раз-два» чередовать упражнение

«Лягушка» и упражнение «Хоботок»


Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.


«Окошко»



На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто)

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.


Язык «лопаткой» положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять

Язык надо расслаблять!




«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.




«Лопаточка - иголочка»

На счёт один, два чередовать упражнение «Лопаточка» и «Иголочка».



Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «иголочкой» потом

Потянем тонким остриём








«Часики»


Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.


Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.



«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.


На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом-вниз.


«Лошадка»

- Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.



Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.



Стихи из книги Буденной Т.В. «Логопедическая гимнастика»










Использованная и рекомендуемая тематическая литература: 

1. Е. Краузе "Логопедия" 2-е издание, исправленное

Издательство: Санкт-Петербург Корона принт , 2003

1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона принт

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников" Издательство: АСТ 

3. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство: Карапуз, 2003 

4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
Издательство: Карапуз, 2007 


5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."
Издательство: Каро, 2006 

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005. 

8. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2".
Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство "Гном".
 





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!