Презентация комплексов артикуляционной гимнастики для постановки звуков позднего онтогенеза
«Играем с язычком»
«Артикуляционная гимнастика
для звука [Ш]»
Памятка по проведению артикуляционной гимнастики:
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Сначала упражнения выполняем медленно, затем темп постепенно ускоряется.
Вначале артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом , так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Гимнастика проводится в форме игры . Инструкция по выполнению упражнения дается поэтапно. Взрослый контролирует выполнение упражнений ребенком.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы . Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений. Взрослый должен фиксировать артикуляционную позу, выполняемую ребенком, под счет .
Во время проведения артикуляционной гимнастики подбадривайте ребенка, не акцентируйте внимание на неудачах.
Упражнения нужно проводить ежедневно, не менее двух раз в день.
Звук [Ш] звучит правильно, когда:
Губы округлены и выдвинуты слегка вперед.
Зубки сближены, оставляя небольшую щель (заборчик).
Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки разомкнуты, звук [Ш] глухой.
«Артикуляционная гимнастика
для звука [Ш]»
«Бублик» («Рупор») Цель: вырабатывать активность и подвижность губ. Из положения «Забор» («Улыбка») губы округлить и вытянуть вперед, чтобы верхние и нижние резцы были видны. . На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш. Удерживать под счет 5, 10…
Используйте веселое стихотворение вместо счета:
Бублик зубками схватили, Губки плавно округлили. Закрывать их нам нельзя, Бублик выпадет тогда.
«Месим тесто» , («Накажи язычок») Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации. Улыбнуться, открыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его вперед – назад.
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
«Лопатка» Цель: вырабатывать спокойное и широкое положение языка. Положить широкий язык на нижнюю губу. Верхняя губа должна обнажать верхние зубы. Удерживать под счет.
На губу язык кладу,
«Пя-пя-пя» произношу.
Мышцы расслабляются,
«Лопатка» получается.
Ты «лопаточку» держи
До пяти…, до десяти.
Упражнение «Чашечка» Цель: удержание языка в форме «чашечки» на верхней губе, на верхних зубах, за верхними резцами. Улыбнувшись, приоткроем рот и обхватываем верхнюю губу языком. Спрячь верхнюю губку. Когда это упражнение будет легко даваться ребёнку, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10. Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать.
Вкусных мы блинов поели
Выпить чаю захотели,
Язычки мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем .
Качели Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка. Рот приоткрыть, губы улыбаются, зубы видны. Кончик языка упирается в верхние зубы. Считаем до 5. Упираем широкий язык в нижние зубы. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения. 2 вариант. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.
«Чашкой» вверх и «горкой» вниз
Гнётся мой язык – артист.
Маляр. Улыбнуться, открыть рот, и покрасить кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперед – назад, не отрывая язык от нёбо, поглаживать его.
Лошадка Цель: удержание широкого языка вверху , растяжка подъязычной связки . Открыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть неподвижна .
Я весёлая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Звук копыт услышишь звонкий .
Упражнение «Гриб» Цель: тренировка подъязычной связки. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Кончик языка фиксируется у передних зубов.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Фокус Цель: обучить подавать воздушную струю, Удерживать язык «чашечкой». Сделать «чашечку». На кончик носа положить ватку. Дуть на кончик носа, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит.
Я «чашку» выведу вперед.
С неё подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Желаю вам упорства и продвижения к поставленной цели!