СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет родителям овладеть приемами работы с детьми по подготовке органов артикуляции шипящих звуков

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков»

Презентация комплексов артикуляционной гимнастики для постановки звуков позднего онтогенеза  «Играем с язычком» «Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]»

Презентация комплексов артикуляционной гимнастики для постановки звуков позднего онтогенеза

«Играем с язычком»

«Артикуляционная гимнастика

для звука [Ш]»

 Памятка по проведению артикуляционной гимнастики:   Артикуляционная гимнастика выполняется сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Сначала упражнения выполняем медленно, затем темп постепенно ускоряется.

Памятка по проведению артикуляционной гимнастики:

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Сначала упражнения выполняем медленно, затем темп постепенно ускоряется.

 Вначале артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом , так как ребёнку необходим зрительный контроль.

Вначале артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом , так как ребёнку необходим зрительный контроль.

 Гимнастика проводится в форме игры . Инструкция по выполнению упражнения дается поэтапно. Взрослый контролирует  выполнение упражнений ребенком.

Гимнастика проводится в форме игры . Инструкция по выполнению упражнения дается поэтапно. Взрослый контролирует выполнение упражнений ребенком.

 Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы . Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы . Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений. Взрослый должен фиксировать артикуляционную позу, выполняемую ребенком, под счет .

Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений. Взрослый должен фиксировать артикуляционную позу, выполняемую ребенком, под счет .

Во время проведения артикуляционной гимнастики подбадривайте ребенка, не акцентируйте внимание на неудачах. Упражнения нужно проводить ежедневно, не менее двух раз в день.  

Во время проведения артикуляционной гимнастики подбадривайте ребенка, не акцентируйте внимание на неудачах.

Упражнения нужно проводить ежедневно, не менее двух раз в день.

 

 Звук [Ш] звучит правильно, когда:   Губы округлены и выдвинуты слегка вперед. Зубки сближены, оставляя небольшую щель (заборчик). Язык  принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки разомкнуты, звук [Ш] глухой.

Звук [Ш] звучит правильно, когда:

Губы округлены и выдвинуты слегка вперед.

Зубки сближены, оставляя небольшую щель (заборчик).

Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему.

Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Голосовые складки разомкнуты, звук [Ш] глухой.

 «Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]»

«Артикуляционная гимнастика

для звука [Ш]»

 «Бублик» («Рупор»)  Цель: вырабатывать активность и подвижность губ.  Из положения «Забор» («Улыбка») губы округлить и вытянуть вперед, чтобы верхние и нижние резцы были видны. . На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.  Удерживать под счет 5, 10…   Используйте веселое стихотворение вместо счета: Бублик зубками схватили,  Губки плавно округлили.  Закрывать их нам нельзя,  Бублик выпадет тогда.

«Бублик» («Рупор») Цель: вырабатывать активность и подвижность губ. Из положения «Забор» («Улыбка») губы округлить и вытянуть вперед, чтобы верхние и нижние резцы были видны. . На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш. Удерживать под счет 5, 10…

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили, Губки плавно округлили. Закрывать их нам нельзя, Бублик выпадет тогда.

 «Месим тесто» , («Накажи язычок»)  Цель:  добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации.  Улыбнуться, открыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его вперед – назад.   Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней.

«Месим тесто» , («Накажи язычок») Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации. Улыбнуться, открыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его вперед – назад.

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

 «Лопатка»  Цель:  вырабатывать спокойное и широкое положение языка.  Положить широкий язык на нижнюю губу. Верхняя губа должна обнажать верхние зубы. Удерживать под счет.    На губу язык кладу, «Пя-пя-пя» произношу. Мышцы расслабляются, «Лопатка» получается. Ты «лопаточку» держи До пяти…, до десяти.

«Лопатка» Цель: вырабатывать спокойное и широкое положение языка. Положить широкий язык на нижнюю губу. Верхняя губа должна обнажать верхние зубы. Удерживать под счет.

На губу язык кладу,

«Пя-пя-пя» произношу.

Мышцы расслабляются,

«Лопатка» получается.

Ты «лопаточку» держи

До пяти…, до десяти.

  Упражнение «Чашечка»   Цель: удержание языка в форме «чашечки» на верхней губе, на верхних зубах, за верхними резцами. Улыбнувшись, приоткроем рот и обхватываем верхнюю губу языком. Спрячь верхнюю губку.  Когда это упражнение будет легко даваться ребёнку, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10. Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать.   Вкусных мы блинов поели Выпить чаю захотели, Язычки мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем .

Упражнение «Чашечка» Цель: удержание языка в форме «чашечки» на верхней губе, на верхних зубах, за верхними резцами. Улыбнувшись, приоткроем рот и обхватываем верхнюю губу языком. Спрячь верхнюю губку. Когда это упражнение будет легко даваться ребёнку, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10. Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать.

Вкусных мы блинов поели

Выпить чаю захотели,

Язычки мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем .

    Качели  Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.  Рот приоткрыть, губы улыбаются, зубы видны. Кончик языка упирается в верхние зубы. Считаем до 5. Упираем широкий язык в нижние зубы. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения.  2 вариант. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.     «Чашкой» вверх и «горкой» вниз Гнётся мой язык – артист.

Качели Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка. Рот приоткрыть, губы улыбаются, зубы видны. Кончик языка упирается в верхние зубы. Считаем до 5. Упираем широкий язык в нижние зубы. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения. 2 вариант. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.

«Чашкой» вверх и «горкой» вниз

Гнётся мой язык – артист.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот, и покрасить кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперед – назад, не отрывая язык от нёбо, поглаживать его.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот, и покрасить кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперед – назад, не отрывая язык от нёбо, поглаживать его.

Лошадка  Цель: удержание широкого  языка вверху , растяжка подъязычной связки .  Открыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть неподвижна . Я весёлая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Звук копыт услышишь звонкий .

Лошадка Цель: удержание широкого языка вверху , растяжка подъязычной связки . Открыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть неподвижна .

Я весёлая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Звук копыт услышишь звонкий .

Упражнение «Гриб»  Цель: тренировка подъязычной связки.  Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.  Кончик языка фиксируется у передних  зубов.   На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!

Упражнение «Гриб» Цель: тренировка подъязычной связки. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Кончик языка фиксируется у передних зубов.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

 Фокус  Цель: обучить подавать воздушную струю, Удерживать язык «чашечкой».  Сделать «чашечку». На кончик носа положить ватку. Дуть на кончик носа, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит.   Я «чашку» выведу вперед. С неё подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например.

Фокус Цель: обучить подавать воздушную струю, Удерживать язык «чашечкой». Сделать «чашечку». На кончик носа положить ватку. Дуть на кончик носа, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит.

Я «чашку» выведу вперед.

С неё подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!   Желаю вам упорства и продвижения к поставленной цели!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Желаю вам упорства и продвижения к поставленной цели!