Презентация комплексов артикуляционной гимнастики для постановки звуков позднего онтогенеза
«Играем с язычком»
«Артикуляционная гимнастика для звука [С]»
Памятка по проведению артикуляционной гимнастики:
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Сначала упражнения выполняем медленно, затем темп постепенно ускоряется.
Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом , так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Гимнастика проводится в форме игры . Инструкция по выполнению упражнения дается поэтапно. Взрослый контролирует выполнение упражнений ребенком.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы . Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений. Взрослый должен фиксировать артикуляционную позу, выполняемую ребенком, под счет .
Во время проведения артикуляционной гимнастики подбадривайте ребенка, не акцентируйте внимание на неудачах.
Упражнения нужно проводить ежедневно, не менее двух раз в день.
Звук [С] звучит правильно, когда:
Губы — растянуты в улыбке.
Зубы — сближены на расстоянии до 1 мм.
Язык — кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам.
Воздушная струя — узкая, холодная, сильная.
Голосовые складки — разомкнуты (звук глухой).
«Артикуляционная гимнастика для звука [С]»
«Забор» («Улыбка»)
Цель: подготовить артикуляционный аппарат для произношения свистящих звуков
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5, 10…
Широка Нева-река.
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны .
« Окно» («Бегемот») Цель: умение удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Удерживать под счет до 5, 10…
Широко откроем рот
Как голодный бегемот.
Закрывать его нельзя
До пяти считаю я.
«Бублик» («Рупор») Цель: вырабатывать активность и подвижность губ. Из положения «Забор» («Улыбка») губы округлить и чуть вытянуть вперед, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать под счет 5, 10…
«Месим тесто» , («Накажи язычок») Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации. Улыбнуться, открыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его вперед – назад. Во время выполнения упражнения можно произносить: ТА-ТА-ТА…
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
«Лопатка» Цель: вырабатывать спокойное и широкое положение языка. Положить широкий язык на нижнюю губу. Верхняя губа должна обнажать верхние зубы. Удерживать под счет.
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
« Иголочка» Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Рот открыт. Язык выдвинуть как можно дальше вперед. Напрячь и сделать узким. Язык не должен лежать на губе. Удерживаем под счет.
Улыбаюсь, вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Часики» Цель: укрепляем мышцы языка, отрабатываем его подвижность. Улыбнуться, приоткрыть рот. Язык выдвинуть как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. 10-15 раз.
Влево - вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
«Почистим нижние зубки» Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, его подвижность. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, ближе к деснам.
Ходит «горка» влево вправо,
Чистит зубки очень браво.
«Киска злится» («Мостик», «Горка») Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки и постановки звука [С]. Кончик языка упирается в нижние резцы. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удерживаем под счет.
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Желаю вам упорства и продвижения к поставленной цели!