Тема: Аспекты изучения сформированности познавательного процесса личности учащегося
Задачи школьной психологической службы:
- Охрана прав ребёнка;
- Включенность в создание условий для обеспечения психологического здоровья учащихся; эмоционального психологического комфорта в образовательном учреждении;
- Коррекционно-развивающая деятельность;
- Деятельность, направленная на повышение психологической компетенции учащихся, их родителей и учителей относительно закономерностей учащихся, их возрастных особенностей, индивидуальных форм психологических проявлений, а также в вопросах обучения и воспитания;
Цель: определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия
Основные направления психологического сопровождения образовательного процесса
- диагностическое,
- развивающее,
- Профилактико-пропедевтическое,
- консультационное,
- научно-методическое направление
- деятельности
- коррекционная работа,
- самообразование педагога-психолога
В модель сопровождения включены все субъекты образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги
Психологическая диагностика
- Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
- Психологическая диагностика проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Психологическая диагностика позволяет получить полную психологическую информацию, которая обеспечивает педагогический коллектив знаниями учащихся определения учебных и поведенческих проблем. Полученная в ходе исследования информация представляется в наиболее удобном виде, результаты диагностики анализируются и составляется психологическое заключение с рекомендациями, которые представляются для работы учителям, кл.руководителям. При помощи психологического мониторинга отслеживаются такие показатели результатов образовательного процесса:
- познавательные процессы ученика (восприятие, внимание, память, мышление, динамика развития сформированности учебной деятельности);
- мотивационная сфера и динамика её развития;
- Эмоционально – волевая сфера (уровень тревожности) и динамика её развития;
- личностная сфера учащегося (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации)
Всего обследовано 78 учащихся 1 «А», 1 «Б», 1 «В».
- исследование универсальных учебных действий учащихся.
Цель: Выявить индивидуальные различия между детьми и обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.
- Определение состояния психологического климата в 3В (по запросу классного руководителя)
1-х классов на «Готовность к школьному обучению».
Цель: Определение индивидуальных особенностей интеллектуального развития (память, внимание, мышление).
Всего обследовано 77 (99%) учащихся 1а, 1б, 1в классов.
- Готовность к обучению в средней школе по программе выпускника начальной школы;
Цель: для определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене школы, а также определение уровня развития отдельных мыслительных операций (способностей) и выявление дезадаптированных учащихся, с целью поддержки или оказания им психолого- педагогической помощи.
Всего обследовано 67 (89%) учащихся 4а, 4б, 4в классов
4.тесту тревожности Филлипса «Адаптация в среднем звене».
Цель: Определение адаптации учащихся к обучению в среднем звене. Выявление детей, испытывающих затруднения в учебе по причине повышенного уровня тревожности. Психологическое формирование.
5. исследование учащихся 9, 11 классов по профессиональной ориентации.
Цель: Выявление профессиональных предпочтений.
9 класс Учащиеся 9а, 9б, 9в, в количестве 63 человек, из них было обследовано 51 (81%) человек.
(Методика Дж. Голланда) таким образом, 21% учащихся относятся к предприимчивому типу (предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей), на втором месте по типу значимости 19%-социальный тип (для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь) и на третьем месте 17%-артистический тип (отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию).
Методика Л.А. Йовайше. Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связан с направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.
Учащиеся больше склонны к работе с людьми 25,5% (учитель, экскурсовод, воспитатель, социолог, врач, психолог, менеджер по персоналу, следователь). На втором месте по значимости - эстетический вид деятельности – 16% (художник, дизайнер, писатель, поэт, артист, конструктор, косметолог, костюмер, кондитер, портной, цветовод). И на третьем месте по значимости – экстремальный вид деятельности -14% (спортсмен, фотограф, экспедитор, стюардесса, продавец, закройщик, медперсонал, почтальон, водитель-дальнобойщик, полицейский).
11 класс было обследовано 22 (92%) учащихся 11А класса.
Методика Л.А. Йовайше. Сравнительный анализ показал, что учащиеся имеют склонность к такой сфере, как работа с людьми, а также к профессии творческого характера. Следующая по значимости, склонность к практическим и эстетическим видам деятельности, а также в одинаковом процентном соотношении склонность к экстремальном и планово-экономическом видом деятельности.
(Методика Дж. Голланда) Сравнительный анализ показал, что учащиеся более предрасположены к такому типу личности, как социальный (профессии: врач, учитель, психолог), следующий по значению артистический (профессии: музыка, рисование, литературное творчество). На третьем месте по уровню значимости - интеллектуальный и в равных процентных соотношениях реалистический, конвенциальный.
Полученные результаты можно использовать при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессии. Пользуясь результатами диагностики для проведения классных часов и выступления на родительских собраниях.
Психологическая коррекционная и развивающая работа
проводится с целью активного воздействия на процесс формирования личности учащегося. Психокоррекционная работа ориентирована на школьника с различными психологическими проблемами и направленные на их решение. Работа проводится подгруппами.
- Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
- развитие способностей и наклонностей детей по специальным развивающим программам;
- Психологическое занятия с группами дошкольной подготовки «Азбука общения»;
- Развивающие занятия с учащимися 5 классов «Учимся мыслить и взаимодействовать»;
- Психологические занятия с учащимися 8 классов «Развитие познавательных способностей»;
- Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-3 классов ( память, внимание, мелкая моторика рук, ориентация в пространстве…)
Профилактико-пропедевтическое направление
- «Круглый стол» по преемственности;
- Родительские собрания;
- Классные часы;
- Профилактика правонарушений с учащимися 5-11 классы.
Консультативная деятельность
Оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования;
Психологическое сопровождение
родителей.
- Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами, реализующихся в школе образовательных программ; семейных и межличностных отношений; интеллектуального и личностного развития детей. Организуется по запросу самих родителей или педагогов по итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий. В большинстве случаев носит характер разовых консультаций
- Психологическая диагностика проблем в отношениях с детьми (анкетирование, тестирование). Проводится по плану или по запросу (педагогов, родителей)
Научно-методическое направление деятельности
- Участие в педсоветах: анализ, сбор информации;
- Участие на пришкольных семинарах;
- Участие в РМО педагогов-психологов;
- Участие в работе НЦНО;
- Участие в пришкольном ПМПк;
- Участие в работе городских, научно-практических психологических конференций, семинаров;
- Проработка новейшей литературы по психологии.
Психологическая профилактика
направленная на предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся и включение в себя предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии учащегося.
- Классные часы, направленные на формирование установок здорового образа жизни;
- Занятия по развитию навыков саморегуляции и управлением стресса во время экзамена (апрель-май);
- Занятия на снятие уровня тревожности в 5 классе;
- Разработка конкретных рекомендаций родителям, педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ