СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты изучения сформированности познавательного процесса личности учащегося

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Аспекты изучения сформированности познавательного процесса личности учащегося

Задачи школьной психологической службы:

  • Охрана прав ребёнка;
  • Включенность в создание условий для обеспечения психологического здоровья учащихся; эмоционального  психологического комфорта в образовательном учреждении;
  • Коррекционно-развивающая деятельность;
  • Деятельность, направленная на повышение психологической компетенции учащихся, их родителей и  учителей относительно закономерностей учащихся, их возрастных особенностей, индивидуальных форм психологических проявлений, а также в вопросах обучения и воспитания;

Цель: определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия 

Основные направления психологического сопровождения образовательного процесса

  • диагностическое,
  • развивающее,
  • Профилактико-пропедевтическое,
  • консультационное,
  • научно-методическое направление
  • деятельности
  • коррекционная работа,
  • самообразование педагога-психолога      

В модель сопровождения включены все субъекты образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги

Психологическая диагностика

  • Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения,   определение   индивидуальных   особенностей   и   склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
  • Психологическая диагностика проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Психологическая диагностика позволяет получить полную психологическую информацию, которая обеспечивает педагогический коллектив знаниями учащихся определения учебных и поведенческих проблем. Полученная  в ходе исследования информация представляется в наиболее удобном виде, результаты диагностики анализируются и составляется психологическое заключение с рекомендациями, которые представляются для работы учителям, кл.руководителям. При помощи психологического мониторинга отслеживаются такие показатели результатов образовательного процесса:

  1. познавательные процессы ученика (восприятие, внимание, память, мышление, динамика развития сформированности учебной деятельности);
  2. мотивационная сфера и динамика её развития;
  3. Эмоционально – волевая сфера (уровень тревожности) и динамика её развития;
  4. личностная сфера учащегося (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации)

Всего обследовано 78 учащихся 1 «А», 1 «Б», 1 «В».

  1. исследование универсальных учебных действий учащихся.

Цель: Выявить индивидуальные  различия между детьми и обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

  1. Определение состояния психологического климата в 3В (по запросу классного руководителя)

1-х классов на «Готовность к школьному обучению».

 

 Цель: Определение индивидуальных особенностей интеллектуального развития (память, внимание, мышление).

Всего обследовано 77 (99%) учащихся 1а, 1б, 1в классов.

 

  1. Готовность к обучению в средней школе по программе выпускника начальной школы;

Цель: для определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене школы, а также определение уровня развития отдельных мыслительных операций (способностей) и выявление дезадаптированных учащихся, с целью поддержки или оказания им психолого- педагогической помощи.

            Всего обследовано 67 (89%) учащихся , , классов

                                                                                                            

      4.тесту тревожности Филлипса «Адаптация в среднем звене».

 

Цель: Определение адаптации учащихся к обучению в среднем звене. Выявление детей,              испытывающих затруднения в учебе по причине повышенного уровня тревожности. Психологическое формирование.

 

5. исследование учащихся 9, 11 классов по профессиональной ориентации.

Цель: Выявление профессиональных предпочтений.

9 класс Учащиеся 9а, 9б, 9в, в количестве 63 человек, из них было обследовано 51 (81%) человек.

(Методика Дж. Голланда)  таким образом,  21% учащихся относятся к предприимчивому типу (предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей), на втором месте по типу значимости 19%-социальный тип (для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь) и на третьем месте 17%-артистический тип (отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию).

Методика Л.А. Йовайше.  Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связан с направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Учащиеся больше склонны к работе с людьми 25,5% (учитель, экскурсовод, воспитатель, социолог, врач, психолог, менеджер по персоналу, следователь). На втором месте по значимости - эстетический вид деятельности – 16% (художник, дизайнер, писатель, поэт, артист, конструктор, косметолог, костюмер, кондитер, портной, цветовод). И на третьем месте по значимости – экстремальный вид деятельности -14% (спортсмен, фотограф, экспедитор, стюардесса, продавец, закройщик, медперсонал, почтальон, водитель-дальнобойщик, полицейский).

11 класс было обследовано 22 (92%) учащихся 11А класса.

Методика Л.А. Йовайше. Сравнительный анализ показал, что учащиеся имеют склонность к такой сфере, как  работа с людьми, а также к профессии творческого характера. Следующая по значимости, склонность к практическим и эстетическим видам деятельности, а также в одинаковом процентном соотношении склонность к экстремальном и планово-экономическом видом деятельности.

(Методика Дж. Голланда)  Сравнительный анализ показал, что учащиеся более предрасположены к такому типу личности, как социальный (профессии:  врач, учитель, психолог), следующий по значению артистический (профессии: музыка, рисование, литературное творчество). На  третьем месте по уровню значимости -  интеллектуальный и в равных процентных соотношениях реалистический, конвенциальный.

Полученные результаты можно использовать при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессии. Пользуясь результатами диагностики для проведения классных часов и выступления на родительских собраниях.

Психологическая коррекционная и развивающая работа

проводится с целью активного воздействия на процесс формирования личности учащегося.  Психокоррекционная работа ориентирована на школьника с различными психологическими проблемами и направленные на их решение. Работа проводится подгруппами.

  • Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности   педагогов-психологов,   дефектологов,   логопедов,   врачей, социальных педагогов и других специалистов;
  • развитие способностей и наклонностей детей по специальным развивающим программам;
  • Психологическое занятия с группами дошкольной подготовки «Азбука общения»;
  • Развивающие занятия с учащимися 5 классов «Учимся мыслить и взаимодействовать»;
  • Психологические занятия с учащимися 8 классов «Развитие познавательных способностей»;
  • Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-3 классов          ( память, внимание, мелкая моторика рук, ориентация в пространстве…)

Профилактико-пропедевтическое направление

  • «Круглый стол» по преемственности;
  • Родительские собрания;
  • Классные часы;
  • Профилактика правонарушений с учащимися 5-11 классы.

Консультативная   деятельность

Оказание   помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах  развития,   воспитания   и   обучения   посредством   специально организованных способов психологического консультирования;

Психологическое сопровождение родителей.

  • Консультирование по вопросам, связанным с психологическими аспектами,  реализующихся в школе образовательных программ; семейных и межличностных отношений; интеллектуального и личностного развития детей. Организуется по запросу самих родителей или педагогов по итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий. В большинстве случаев носит характер разовых консультаций
  • Психологическая диагностика проблем в отношениях с детьми (анкетирование, тестирование). Проводится по плану или по запросу (педагогов, родителей)

Научно-методическое направление деятельности

  • Участие в педсоветах: анализ, сбор информации;
  • Участие на пришкольных семинарах;
  • Участие в РМО педагогов-психологов;
  • Участие в работе НЦНО;
  • Участие в пришкольном ПМПк;
  • Участие в работе городских, научно-практических психологических конференций, семинаров;
  • Проработка новейшей литературы по психологии.

Психологическая профилактика

направленная на предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся и включение в себя предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии учащегося.

  • Классные часы, направленные на формирование установок здорового образа жизни;
  • Занятия по развитию навыков саморегуляции и управлением стресса во время экзамена (апрель-май);
  • Занятия на снятие уровня тревожности в 5 классе;
  • Разработка конкретных рекомендаций родителям, педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития

 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ