26.11.18г.
История – 5 класс
Арби Дундаевич Шамаев
Ассирийская держава
Цели:
-образовательные: познакомиться с Ассирийской державой
-развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение анализировать и делать выводы.
-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма и любви к Родине на примере ассирийских воинов.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: беседа
Оборудование: учебник, тетрадь.
Метод урока: частично-поисковый
Ход урока:
Организационное начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Отметка отсутствующих
Проверка д/з
Работа в рабочей тетради
Объяснение нового материала.
- Итак, начнем свое путешествие. Мы отправляемся.
Представляем, что мы едем в поезде и первая наша остановка называется …?
-Правильно! Географическое положение. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Давайте посмотрим на карту. Ассирия располагается в верхнем течении Тигра. Значительную часть ее территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Запад страны омывается Средиземным морем. Граничила Ассирия с Урарту, Финикией и другими государствами которые в последствии войдут в состав ее сильной державы. Самыми крупными городами Ассирии были города Ур и Урук. Давайте теперь поедем дальше и остановимся на соответствующей станции «Хозяйство». Как вы думаете о чем здесь будет идти речь?
-Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Они привыкли к суровому образу жизни. Как вы думаете, если ассирийцы добывали железо, то какой вид хозяйства был развит?
- Ремесло. Ассирийцы изготавливали оружие, предметы труда из железа. Но железо не сразу появилось и использовалось. Еще во времена строительства пирамид люди пользовались медными орудиями труда. Во времена вавилонского царя Хаммурапи была распространена бронза. Медь и бронза легко поддаются обработке. Но медная руда в природе встречается редко. К тому же эти металлы мягкие. Все стало меняться, ремесленники начали широко использовать железо. Произошло это около десятого века до н.э.
- Как вы считаете, почему железо лучше, чем бронза и медь? Чтобы ответить на этот вопрос откройте стр. 82. Прочитайте и ответьте на этот вопрос.
- Железная руда встречалась чаще, чем медь и бронза. Железо тверже. С помощью него, сделав орудия труда, можно было рубить лес, распахивать твердые почвы. Так в каком веке стали использовать железо?
- Использование железа произошло в Ассирии в 10 веке до н.э. Особенно железо применяли в изготовлении оружия для оснащения армии. Недаром ассирийская армия считалась на то время самой сильной в мире из-за использования железного орудия и применения новой техники.
- Посмотрите, как выглядел ассирийский воин. Как он был вооружен. Что вы видите?
-Воины-ассирийцы были вооружены железными топориками, мечами. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири, тугие луки. В 8 веке до н.э. армия ассирийцев стала сильной в мире. Для того, чтобы стать таковой они помимо железного оружия применяли технику для ведения боя, не использованную другими государствами.
Во-первых, ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники вооружены были длинными копьями и луками.
Если путь армии ассирийцев преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь.
Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. А кто знает что такое таран?
-правильно! Таран – стенобитное оружие, состоящие из тяжелого бревна, подвешенного на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.
- давайте запишем в тетрадь, что такое таран. Обратите внимание на правильность написания.
-Благодаря своей сильной армии, ассирийские цари совершили ряд завоевательных походов . А куда они ходили, мы узнаем если остановимся на следующей станции « Завоевательные походы».
-Давайте посмотрим на карту. Оранжевым цветом выделено государство Ассирия, которое образовалось в результате завоевательных походов царей в 8-7 вв.до н.э. Черными стрелочками обозначено куда ходили ассирийские цари. Какие же государства они подчинили?
-Правильно! Ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг- в Египет и на север- в горное царство Урарту.
Таким образом, Ассирия превратилась в державу со столицей Ниневия. Как вы считаете, что такое держава?
-Держава - большое и сильное государство. Давайте запишем в тетрадь этот термин. Обратите внимание как пишется это слово.
-Теперь у нас осталась последняя станция, но обратите внимание она без названия. Сейчас мы об этой станции узнаем, а я вам предлагаю придумать ей название. Давайте послушаем.
-запишите в тетрадь: 612 г.до н.э.- гибель ассирийской державы.
-Какие книги были собранны в библиотеке?
-Правильно, там хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы, заклинания. Почему книги уцелели при пожаре?
- Правильно, потому что глина не горит. Так как бы вы назвали эту станцию?
-Наше путешествие подошло к концу. Мы сделали последнюю остановку и завершили путешествие по древней стране Ассирия. Чтобы понять насколько внимательно вы слушали и усвоили эту тему, давайте ответим на вопросы и разгадаем кроссворд.
3.Закрепление изученного материала.
Вопросы к кроссворду:
1.Столица Ассирии.
2. Стенобитное оружие.
3.последний царь Ассирии
4.в эту страну ассирийцы совершали набеги.
Что за слово получилось?
Как вы думаете, как связаны страна Ирак и Ассирия.
- Правильно, Современное название Ассирии Ирак.
4.Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.
Какой вывод можно сделать о государстве Ассирия?
-Ассирия представляла собой мощную военную державу. Цари применяли различную боевую технику, не использовавшуюся ранее другими государствами, железное оружие. Ассирийцы совершили ряд завоевательных походов и покорили близлежащие государства, но одним главных достояний Ассирии было созданная Ашшурбанапалом глиняная библиотека.
- Открыли дневники Д/з 18, записи в тетради выучить.
Выставление оценок.
3