Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.
В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро
И близких всех душа
не позабудет…
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной
оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных
фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным - полна,
И близких всех душа
не позабудет…
Николай Рубцов
РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ
В рассказе Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет" отображена жизнь деревенских людей в тридцатые годы.
Домой с лугов бредут коровы,
За ними вслед пастух с кнутом.
Кузнец, набив коню подковы
Сметает пот со лба локтём.
Алеет на холме церквушка
В лучах вечернего тепла.
Для всех окрестных деревушек
Поют её колокола.
Люблю я русскую деревню
С её наивной чистотой,
Людей открытых для общенья
С простой и щедрою душой.
Пригнал пастух коровье стадо.
Парным запахло молоком.
Хозяйка к ужину позвала,
Крестясь на звон колоколов.
Какие вечера у речки!
В багрянец красится листва.
Деревьев бархатные свечки
Пылают красками
костра.
Мерцают искорками воды,
Бросая к зареву ковры.
По берегам, в кудрявых
сводах,
Поют разливом соловьи.
Смотали удочки мальчишки
С тоской взирая на зарю
И подхватив свои вещички
С уловом двинулись к селу.
В этом рассказе нравится то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды.
Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту человека. Конечно, в деревне есть и пьяницы, и "ненадёжные люди". Но не они определяют атмосферу жизни.
Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост.
В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей.
“ Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.
Бабушка главного героя – добрая и заботливая.
В её речь автор включил огромное количество диа-лектных и просторечных слов и выражений.
Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.
"По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе".
В повествование автор вводит изображение окон.
В одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.
В других даже стёкла были не везде.
В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и ка-
лины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.
В рассказе есть образ цветка, который является «двойником»
мальчика.
ВЫВОД:
сила
жизни
Порою он угасает, гибнет,
но всё же к весне вновь возрождается,
появляются
бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх,
чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком .
«И каждый человек… пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…»
Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.
Витя – главный герой рассказа - живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.
В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является
завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности,
без которых человек не может жить.
А школьная фотография - отражение этих ценностей.
«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»
Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно…
сделанную работу…
Чудо жизни
- Астафьев — мужественный писатель и всегда смотрел жизни в лицо прямо и не обманывал нас, но он был хорошим учеником великой русской литературы и русского сердца и потому печаль его полна света, а слово — музыки. И если мы правильно прочитаем здесь его детство, его войну, его страдание, его всегда целительную природу, мы увидим, что человек по-настоящему раскрывается только в любви, и только в ней дышит и продолжается само чудо жизни.